Чтобы раствориться в Вашем свете

Евгений Виноградов Юниор
Чтобы раствориться в Вашем свете
Евгений Виноградов 9

       "Искусство содержанья -- форма.

        Искусство формы -- содержанье!"         

                                       Роман Г. Виктюк*/


Чтобы раствориться в Вашем свете,

Бабочки и мотыльки неистово слетались.

Ах, Ахматова, поэзия в поэте!

О, Образцова!.. О, Ульянов - Сталин!..


Ах,  Архипова... Ах, Ахмадулина..

О,  Ободзинский!  Как надули вас.


Иль-Инь-ское

НадМосковье

Творческий вечер

Р.Г. Виктюка

по  телеканалу "Культура"

27.10.2016


------------

*/Роман Виктюк И то, что нельзя!

                                     Андрей Грин


 Роман Григорьевич Виктюк – это то, что нельзя! Нельзя, но очень хочется – значит можно… Ну, а если можно… Мне повезло – я знаю Романа Григорьевича. Нет, знаю - это не верно. Я его чувствую, понимаю, вижу… Рассказывать о нём я могу часами – о встречах, беседах, интервью, спектаклях, репетициях, гастролях и многом другом, что обычно остаётся за кадром, за кулисами и между строк…



 Режиссёр Роман Виктюк – кажется этим сказано всё. Нет! Я знал многих режиссёров… И хороших. Профессия режиссёр – весьма ёмкое понятие. Но я сейчас не об азах профессии, вытекающих обстоятельствах и завершающей стадии искусства. Для Романа Григорьевича режиссёр – это что угодно, только не профессия. Сказать – жизнь, нет – это больше, чем жизнь. Это то, что было «до» и будет «после». Это карма, болезнь, игра…



 Режиссёр Роман Виктюк – это воплощение божественной интуиции. Это каждый день - «Не знаю!» и каждый час - «Браво!». Это ежеминутный шёпот - «Гений» и крик - «Бездарность!». Это высочайший полёт молодости и глубокие следы мудрости. Это – безмерная любовь, и … безмерная любовь…



 Режиссёр Роман Виктюк – это покой времени и острое ощущение каждой минуты. Это стены непонимания и общение без языкового барьера. Это дуновение классики и порывы тяжёлого рока. Это след пощёчины, покрытый ароматной пудрой…



 Режиссёр Роман Виктюк…



 Роман Виктюк и мода



 В весьма дорогом американском магазине Роман Григорьевич попросил продавца показать ему коллекцию его любимого кутюрье. Продавец занервничал и замямлил, что одеваться от этого мастера очень дорого. Роман Григорьевич пожал плечами и сказал: «Разве я спрашиваю про суть Америки?»



 Роман Виктюк и актёры



 После репетиции спектакля «Дама без камелий» в театре имени Е. Вахтангова, актриса Юлия Рутберг спрашивает Романа Григорьевича: «А вот…» Виктюк резко поворачивается к ней: «Завтра, милая моя!» Актриса пробует продолжить: «Нет, ну…» Виктюк разводит руками: «Ну, конечно, завтра!» Актриса кивает головой и уходит. Я не выдерживаю: «Роман Григорьевич, что завтра?» Виктюк шёпотом: «Андрюша, актёру нужно отвечать сразу! Не важно что! Главное – сразу».



 Роман Виктюк, Сальвадор Дали и… Володя Боер



 Некогда в Москве проходила выставка Сальвадора Дали, в Пушкинском Музее. Я специально приехал из Санкт-Петербурга и, благодаря Роману Григорьевичу, миновал длинющую очередь, опоясывающую музей. Сказать, что я видел выставку редких работ Мастера – этого мало. Я видел, как видит её Виктюк. Попросту говоря, в течении часа это была выставка Сальвадора Дали, которую смотрит Роман Виктюк. Сложно сказать, куда были направлены взоры пришедших эстетов – на полотна или на Романа Григорьевича. Некоторые принимали его за экскурсовода и пристраивались за нами. Впечатление было такое, что Виктюк вовсе и не смотрит на картины – он их рассказывает. Я думаю, что тем, кому повезло это услышать, запомнили выставку именно по словам Романа Виктюка.



 После выставки мы отправились в Театр на Таганке на репетицию «Федры».



 С перестройкой в Театре открылись два дополнительных коммерческих буфета – за это Виктюк переименовал «Таганку» в Трест питания. В одном из таких буфетов Роман Григорьевич поймал, вечно пробегающего мимо, художника-постановщика Володю Боера. На ухо и громким шёпотом Виктюк сообщил Боеру: «Только что я был на выставке гения. Я видел там удивительный маленький рояльчик с розовыми ангелочками на его крышке. Нет, ты конечно другой, но я работаю только с гениями…» Потом была репетиция…



 Да, в спектакле «Федра» по Марине Цветаевой, в котором были заняты: Алла Демидова, Дмитрий Певцов, Алексей Серебряков и Сергей Векслер стоял и маленький рояльчик с розовыми ангелочками на крышке в исполнении Володи Боера.

© Copyright: Андрей Грин, 2007