О святках и гаданиях

Эля Зелинская
  РОЖДЕСТВО –Христово – христианский праздник. Некогда  древнее    
                языческое празднество, посвященное солнцу. Именно с этого
                дня  свет начинал прибавляться, побеждая тьму .В нем      
                сохранились  черты языческого праздника землепашцев,  обряды,
                приметы. С этого времени наступал новый год и зима, когда   
                природа отдыхает.С середины ХХ века традиции и обряды праздника 
                сильно изменились. Одно из характерных изменений - появление
                покупных  подарков, в городах использовали электрические
                украшения,  исчезла карнавальность, игрища, предсказания и
                другое.

       ЕДА – накануне и в само  Рождество – день солнцеворота – ЗЕРНОВАЯ 
               (земледельческий обряд),  КАША-КУТЬЯ  из пшеницы, ячменя, проса,
               ржи, в 20 веке – рис. Подслащена медовой сытой, приправлена
               сушеными фруктами. КУТЬЯ – поминальная еда – прощались с ночью,
              тьмой, старым годом. ВЗВАРЫ из фруктов – обрядовая  еда при 
              рождении ребенка – рождение света, Солнца, Рождество Христово. В            
              сам день 25 декабря – стол характерен обилием блюд мясных, печеных,
              жареных.
              Варили меды, пиво. Обильное угощение как желание и просьба к новому 
              году – быть щедрым и богатым.

       ОДЕЖДА – обязательно чистая, праздничная со своими охранительными узорами
               и кроем. Обязательны были игрища, костры, хождения по
               гостям, переодевания - ряжения в костюмы всяких  представителей
              сил сверхъестественных, в шкуры зверей, животных, так пугали тьму и
              радостью встречали свет, интерес представляют карнавальные народные
               костюмы, осуждаемые церковью, но являющиеся необходимой частью
              праздника Солнцеворота. Маски, вывернутые шубы мехом вверх, шубы из
              шкур зверей, старье и размалеванность – кто во что горазд – это
               свойство карнавала, наполняя жизнь радостью, игрой, творчеством.

      УБРАНСТВО ЖИЛИЩА – мыли,  убирали, стлали душистое сено, солому на 
              пол,столы, украшали ветками вечнозеленых растений, символизирующих
              жизнь, ее силу – среди них падуб, омела, там где они росли. Оттуда
             же  ель, кедр –где не росли падуб и другие вечнозеленые. Сено и
              солома подчеркивают связь с земледельческим календарем и обрядом. 
             Позже произошла замена на скатерти.  Обильное рассыпание зерна
                всяких злаков - как пожелание хорошего урожая.

                ИГРИЩА –  С Рождества -  и потом 12 дней зимних святок – продолжение праздника света и солнца, где каждый день  был со своими характерными особенными чертами.
                Колядования, щедрования, приметы, гадания  имели огромное значение в эти дни.  Приносили жертву (домашнее животное или птица) и пытались узнать по внутренностям свиньи или барана, бычка каким будет год, зима. Надо было привлечь урожай, плоды, жизнь, для чего одаривали, угощали, не только языческих богов, но и весь мир. А так как все происходило в знакомом кругу  своих родных, односельчан, то есть мира, праздник был раскованным, узнаваемы актеры и они же зрители (карнавал), особые песни, костры и угощения и все,  что собирали – всем миром-сообществом поедали

               

                12 дней землепашец следил за погодой, примечал, наблюдал  и делая свои выводы, каким будет год, месяц, весна, лето, осень.
И подчеркнем,  в каждом районе были свои приметы.  В.И. Даль собрал народные  погодные приметы,  иногда ставил пометы областного употребления.  И что годилось для северных областей, совершенно не подходило для южных, Сибири или  Дальнего Востока. Везде – свое.

                Эти 12 дней легли в традиции празднования зимних белых святок.  Каждый день имел свой смысл, обряд, и общее – игрища, столы и гости, приметы и гадания. Условие – нельзя работать, делать женскую работу –шить, прясть и ткать. Летом – страдания – страда, зимой –гуляние

              СВЯТКИ сохранили черты древних дохристианских праздников: переодевания, ряжения в зверей, мужчин в старух, женщин в стариков, дураков, в мифических персонажей, театрализация (молодой год побеждает старый – игра-борьба, сдвинуть с места,  мерились силой рук) - радость от возврата светоносных сил, игры, костры, песни и все это сообща – все участники и зрители одновременно.

                Колядования  еще сохранились в южных областях, в целом исчезли. Они имели значение в сельском знакомом мире своих людей.
Название Колядования  тоже не однозначно - одни считают, что  пришло название из Византии, другие считаю всецело славянским по происхождению:  Коло – соло – солнце, круг.

                ЕДА СВЯТОК  -  обильная, мясная, жирная-: холодцы, чиненые головы, кишки свиные чиненые – колбасы (коло –круг), чиненые желудки (одно из названий кушанья –колбух – круг), свежина. "Чиненый, начинить, начинка" - особые зимние начинки для кишок, шкуры, желудка, голов.Слово "фарш" - в зыке с 19 века из французской кухни.

                С 31 декабря – в ночь на св.  Василия и  1 января – св. Василий – покровитель свиней и жертва ему обязательна.  Вот почему  на столе не индейка,  не курица, не баран, а свинья. Потом св.  Авдотья - желудочница – на столах  чиненый свиной желудок.

                Обильные застолья с пирогами, мясом, свежиной, колбасами, кашами – задабривания, жертвы и щедрости Новому году, чтобы и он тоже был щедрым. Ходили по гостям, посевая из рукавов или мешочков, коробок зерно во дворах, сараях и избах, амбарах и в огородах и поле. Колосьями украшали избы, подвязывали жгутами соломы деревья в саду.

                СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ еще живы. Из всего огромного кладезя разнообразных примет и гаданий, загадок сохранилась магия и гадания женские – девичьи. А полевые, огородные и прочие в своем большинстве исчезли – исчез их хранитель – крестьянин.

                Гадания девушек в основном были о будущем муже и какая она будет семейная жизнь. Гадали, начиная с Рождества до Крещения. Строй гаданий был широк. Сложные и даже страшные гадания при свечах в банях – чтоб никто не видел. Но в общем это были своеобразные веселые посиделки. Вот небольшая часть.

                Баня – как правило,  гадали в банях, в избах невозможно при скоплении людей.
                Зеркала, свечи – одно из сложных гаданий, но  здесь больше мифов

                Петух. Курица- одно из древнейших гаданий. Петух – олицетворение светлых сверхъестественных сил – он разгонял своим пением темные силы. Выпускали  петуха и следили,  к каким атрибутам гадания   он подойдет. Если к деньгам – будет богатый муж, к хлебу – работник хороший, будешь с хлебом, к воде- пьяница, к зеркалу – франт, запоет – крикливый, никуда – бедняк и прочее.

                Ворота –символ разделения, границы, или стены, которая разделит жизнь до замужества и после. Она может быть всякой - все же замужем - за мужем - как за стеной. Когда,  из какой стороны придет жених, посватается и замуж возьмет? И через ворота бросали девушки свою или ненужную обувь, потом искали и смотрели, куда укажет носок, глубоко ли в снегу увяз. Гадание приобретало силу именно из-за ворот- забрасывая наугад, верили приметам - куда и на какую сторону покажет башмак?. Иногда встречались забрасывания обуви через баню, избу - тоже граница.Стоит ли говорить, что ребята-парни если знали о гаданиях, не прочь были вмешаться и повеселиться.
                Сны и магические гадальные обряды – явление суженого во сне через приглашение его отведать хлеба, воды, причесаться

             ИГРЫ-ГАДАНИЯ:
       Кольца и другие предметы-символы,  которые девушки брали руками, повернувшись спиной к шапке или блюду с символами. Иногда  одна предъявляла другой предметы, и вторая, не видя,  выбирала себе тот или иной символ, как при игре с фантами. Кольцо – к замужеству, хлеб – к труду, сладости – к сладкой жизни, монета – к богатству, расческа и зеркало – муж франт, ленты – к дороге  и так далее. Здесь интересен игровой характер гадания.И помимо традиционных знаков-символов, в каждом регионе были свои.
                Вопросы прохожим на имя. Случайным прохожим задавали вопросы об имени – значит,  муж будет с этим именем. И здесь был игровой момент в случае, если прохожий помнил о святках или гадании.Он мог шутки ради придумать любое.

                Гадания по книгам - загадывали страницу и строчку и смотрели, что написано,  пытаясь понять смысл. Характерны более для города  или девушек  иных сословий, где читали. Гадали по Библии или другим книгам (например, по Пушкину)

                Святочные гостевания, угощения  предполагали и складчину: несли холодцы, свежину, колбасы, пироги и пирожки и другие печенья, квашеные овощи и все, что желали показать,чем похвалиться.
                Девки – бабы - гадали незамужние девушки. Но посиделки были для всех. Бабы каются, а девки собираются. Рассказывают  всякие страшные или забавные случаи, песни, смех...
                Девки-парни – парни знали,  что девушки  собрались погадать и подкарауливали и со смехом нарочно все портили или  нередко выступали  незаметно, обыгрывая гадания.

                Приметы - загадки зимних святок. Одно из забытых  гаданий  этих дней -  по каше, с рядом  примет. Среди них такие: если каша из горшка убежит – плохо, если из печи, плохо, если вдруг горшок с кашей треснет – тоже плохо. Понятно,  что еда должна оставаться в горшке.  Многое сегодня совершенно забыто.
                Заканчивались святки на Крещение.. Кое-где купались – аналог с летними святками,  как и костры. Солнце к тому времени уже видимо увеличивало время света.