Артемкина охота Новелла

Наталья Малыгина Федорова
Родовые угодья общины «КЭИН», что по - зырянски означает « Волк » это изумрудные кедровники с небольшими голубыми озерами и речкой в Ун-юганском урочище Ун-юганского лесничества. Здесь просто рай для всякого зверя и птицы. Сама хозяйка угодий Муза Коршунова, урожденная Волкова, получила их по наследству от родителей, ее отец был из зырян, а мать – манси. Муза была вся в отца. Высокая, крепкого телосложения, очень выносливая, она могла часами ходить по тайге, внимательно осматривая каждый квартал угодий. Все примечал опытный глаз хозяйки и новые звериные тропы к озеру, гнездовья птиц, пирамидки муравейников, лисьи норы и лежки. Тайга давала ей силы, энергию и радость к жизни. Ее родовые угодья это десять тысяч гектаров тайги. Две дочери с мужьями приезжали из поселка Ун-юган, помогать ей вести хозяйство, оберегать угодья от пожаров и браконьеров. Свои знания, опыт и умение по работе в угодьях, Муза старалась передать детям и внукам.

Особенно ее радовал младший внук Артем. В свои 10 лет, смышленый не по годам, он все схватывал на лету, был серьезным и хозяйственным. Интересно ему в угодьях зимой на каникулах и, особенно в это время нравилась охота на куропаток. Такую охоту у зырян называют «хитрая», но из любви и уважения к внуку Муза звала ее «Артемкина охота».

Любимые места этой птицы на севере, небольшие полянки или широкие просеки, там есть им где побегать. Иногда хорошая стайка так все повытопчет своими мохнатыми лапками, что снег становится очень плотным, наступай и не провалишься. Такая поляна была почти рядом с домиком в угодьях. Но, как говорит Муза «не потопаешь, не полопаешь», чтобы поймать куропатку надо ловушки – ледянки приготовить. А ловушки хоть и простые, но в изготовлении труда и времени требуют.

С утра по солнечной погоде, главное чтобы не было снегопада или метели, Артемка на край поляны натаскал дров, разжег костер и повесил старое закопченное ведро со снегом над огнем. Кипяток он аккуратно налил в узкий высокий железный бидончик с ручкой, теперь самое главное: надо быстро пока вода не остыла поставить бидончик в снег и ждать когда снег под ним

растает и получится глубокая ледяная лунка. Таких лунок- ледянок он на полянке наплавил штук двадцать, в них насыпал по горсточке брусники. Вот и вся хитрость ловушки. Осталось спрятаться и ждать, когда куропатка побежит на обед. Смешно смотреть, как птица, походив вокруг лунки, ныряет вниз головой за ягодой и встает поплавком кверху лапками. Стенки у лунки-ледянки скользкие, опереться или зацепиться ей не за что, так куропатка и остается в лунке. Артемка обходит лунки и собирает птиц, на руках у него меховые варежки - голички, чтобы птица не оцарапала руки острыми коготками. Добычу складывает в старый берестяной короб с крышкой – пайву. Довольный удачной охотой, раскрасневшийся от мороза, весь в снегу, не спеша идет домой. За плечами на широких кожаных лямках, как рюкзак несет пайву с дичью.

«Ах ты мой охотник, добытчик, кормилец»,- радостно взмахнет руками Муза, увидев, как Артемка выкладывает из пайвы куропаток. В доме топится печка и скоро поплывет по нему вкусный «мясной дух» от дичи и «сдобный» от большого пирога с брусникой, в награду за хорошую охоту. А потом Муза расскажет ему, как раньше «в старину» жили ее родители, охотились, ловили рыбу, мастерили лодки, ловушки для птицы, рыбы, зверя и всякую домашнюю утварь своими руками. Какие вкусные пироги пекла ее мама в национальной печи «ням то». «Слушай да мотай на ус, может и пригодится тебе моя наука», говорит Муза Артемке.

Лишь бы за ночь не запорошило лунки-ледянки снегом, думал Артемка, засыпая на теплой печке.

Ночью над крышей маленькой избушки, в заснеженной тайге угодий, расплескалось радугой-рекой северное сияние. Оно искрилось, переливаясь яркими красками. В такие ясные ночи снегопада не бывает, так что постоят еще лунки – ледянки несколько дней, на радость и удовольствие маленького охотника.

Пусть будет удачной Артемкина охота.

                Н.Н. Малыгина

                октябрь 2016г