ТЫКЕ Новелла

Наталья Малыгина Федорова
Хозяйство родовой общины манси-зырян «КЭИН», что по - зырянски означает « Волк» небольшое, но крепкое. Бревенчатый дом, национальная изба, хозпостройки, банька, все добротно и капитально срублено «в лапу» и обустроено умелыми руками. Хозяйка родовой общины и угодий «КЭИН» - женщина с необычным по этим местам именем Муза очень гостеприимная с веселым характером, в свои 58 лет успевала вести почти все дела. В угодьях ей помогали младшая дочь Тамара и любимый зять Василий. Работы хватало всем. Ловили рыбу в небольшом озере у «святой горы», собирали и заготавливали дикоросы, орехи, таежные целебные травы, промышляли охотой на волка, лису и соболя, оберегали угодья от пожаров и браконьеров. Родовые угодья или территория природопользования родовой общины «КЭИН» - это десять тысяч гектаров тайги в Ун-юганском лесничестве Ун-юганского урочища, перешли к Музе по наследству от родителей: мать была манси, отец – зыряне. Именно здесь 5 лет назад и произошло событие, которое так неожиданно и замечательно завершилось на днях.

Эта история о маленьком лосенке, мать которого подстрелили браконьеры. В конце октября по первому снегу, вернувшись с клюквенных болот с пайвами полными клюквы или, как ее тут называют «сибирский виноград» все уставшие, но довольные хорошим сбором, решили истопить баньку. Тамара, набирая за банькой дрова, услышав треск сучьев, оглянулась и радостно вскрикнула, перед ней в зарослях молодого осинника стоял лосенок. На возраст ему было чуть больше года.Тихо, чтобы не спугнуть, вернулась в дом, обмакнула горбушку хлеба в молоко и захватила пару яблок, оставив все это около баньки на снегу, наблюдала за лосенком через маленькое окошко в бане. Лосенок потянулся к хлебу, почуяв запах молока, потом захрустел яблоком, смешно захватывая его своей большой и мягкой верхней губой. На второй день он снова пришел к баньке, где его уже ждала Тамара с гостинцами. Через несколько дней лосенок взял еду с рук - кусок хлеба, густо посыпанный солью. В благодарность за лакомство он тыкал ее головой в плечо, благодарил или просил еще, но за это его и прозвали Тыке. Он ходил, как хвостик за всеми, особенно полюбил Тамару. Может за первое знакомство или за гостинцы, без которых она к нему не выходила.

Шло время, за 5 лет Тыке вырос в красавца лося, он стал чаще уходить в тайгу, порой его не было по нескольку дней. Иногда обходя угодья, Тамара звала его по имени, а он прибегал на ее голос и тогда уже сопровождал ее до самого дома.

Зима в этом году была снежная, не успевали дорожки расчищать. Утром, пока Василий чинил «Буран», Тамара собралась проверить петли на зайцев и обойти ловушки на соболя, это недалеко за озером, к обеду вернусь, решила она. Лыжи, подбитые камусом, скользили по снегу, как по маслу. В распадке между озером и «святой горой» пришлось задержаться. В одну петлю попал крупный заяц, вторая была пустая и вырвана. Все следы засыпало снегом, пришлось ее чинить и ставить заново. Внезапно она почувствовала опасность и поняла, что не одна…. По привычке встала спиной к большому кедру, осмотрелась.

Волки. Их было трое: двое стояли за кустарником, а третья-волчица, наблюдала с невысокого холма. Резкое движение ружьем и из двух выстрелов завыл и, поджав окровавленную лапу, отскочил один волк, второй и волчица заметались, но не ушли. Пытаясь перезарядить ружье, неожиданно для себя закричала: « Тыке! Тыке! Тыкееее!» Эхо в морозном воздухе громко раскатилось по урочищу. Руки тряслись от холода и страха, помощи ждать было неоткуда, она еще сильнее прижалась к стволу кедра…Треск сучьев сзади: «Неужели еще один волк! Вот это я попала! »,- мелькнуло у нее в голове. Но мимо нее, наклонив голову, ураганом на волка летел Тыке. Ружье от неожиданности выпало из рук. От удара рогами, волк сделал кульбит в воздухе и, отлетев на несколько метров, остался лежать в кустарнике. Тамара оказалась между кедром и Тыке, лось встал, как стена, закрыв ее собой.

В морозном воздухе выстрел с громким эхом прозвучал со стороны озера! Волчица, как подкошенная, скатилась с холма и замерла.Снося верхушки сугробов на «Буране» к ним спешил Василий.

Тыке толкал Тамару в плечо, торжествуя победу, она же все еще не веря в свое спасение, стряхивала снег с ружья.

Домой ехали на «Буране» не торопясь, прицепив к нему две лиственничные сухары, на них сложили добычу. Замыкая маленький караван, иногда останавливаясь и поворачивая голову назад, гордо шел Тыке.

Н.Н. Малыгина

октябрь 2016г