Неизвестная

Галина Романова 5
Сколько неги и томного во взгляде,
сколько нежности в абрисе овала.
Словно где-то далеко, но еще рядом,
словно только что в карету и вставала.

Сколько грации и хрупкого в облике.
Тонкий стан закрыт бархатом и мехом,
кружева изящно оттеняют все на лике,
осталось исчезнуть ей с нежным смехом.

Кто ты? Просила не называть ее имени.
Просила слегка изменить нос и глаза,
губы чуть-чуть полнее и ресницы не длинные,
но во всем она, как среди зимы ...гроза.

О, Неизвестная художника Крамского!
Я знаю, кто ты и кто ты была в том веке.
Ничего в жизни и в пути легкого и простого,
как же мало нужно и так много в человеке.

В картине "Неизвестная" художника Крамского запечатлена Матильда Кшесинская, прима-балерина Императорского Мариинского театра. Художник видел ее всего дважды и был потрясен ее талантом и красотой, хотя Кшесинская не обладала той красотой. которая была бы эталоном. Маленькая, с невероятно тонкой талией, с крепкими мускулистыми ногами  и с таким же крепким характером, волей и духом. Ни при каких обстоятельствах Кшесинская не теряла самообладание, не паниковала, а все также выполняла гимнастику и ухаживала тщательно за своим телом.
 Тогда художник Крамской пришел к ней просить, чтобы она позировала ему, но она отказала. Именно в этот период у нее был роман с еще неженатым Николаем Вторым. И лишь на пятый раз она согласилась и то ненадолго. Это я увидела в архивах, в эпистолярном наследии художника Крамского, где он пишет об этом. Именно Матильда Кшесинская позировала ему недолго, но она согласилась с условием, что имя ее будет неизвестно и, кроме того, Кшесинская просила не делать точного ее портрета, чтобы зрители не узнали ее. И только после того, как она удостоверилась в том, то портрет был на выставке. Никто не узнал ее, но неуловимо витало сходство в этом произведении. Этот портрет любили смотреть императоры, но ненавидели их жены.