ГК16-12. 2016 Слово и буква. Значение буквы

Голос Кубани
     Слог состоит из гласных и согласных. Гласные создают чёрно-белый набросок, контуры на холсте стихотворения, согласные раскрашивают этот набросок красками Можно отказаться от рифмы, но от работы над буквами и слогами отказываться нельзя. Правильно подобранные буквы и слоги задают настроение и гармонию любому стиху. Человек, не владеющий данной техникой, не может называться поэтом, произведения, в которых царит звуковой хаос, нельзя называть стихами.

Зорким соколом, с провожатыми:
то ли сам ослеп, то ли все кругом,
колокольные звоны пятые
не зовут меня в подкрестовый дом...
(Инна Молчанова, "Цыганский шатер")

     Набросок создан буквой "о", которая задаёт настроение строфе – былинную напевность. Стоит обратить особое внимание, что в основном контуры определяются ударными гласными.
     Совсем необязательно создавать набросок на основе какой-либо одной гласной. Каждая гласная задаёт конкретное настроение, и если необходимо получить эффект смешения этих настроений, можно смело комбинировать.

Из каменного леса,
спешит моя принцесса,
на встречу не ко мне:
ведь я лежу в палате,
в смирительном халате,
и наблюдаю танец мухи на окне!
(Алексей Караковский, "Из каменного леса")

     Первая половина приведённого стихотворения построена на гласной "е", задающей тон мечтательности, вторая на гласной "а" – бытовой гласной, привносящей саркастический тон.
     Не менее важная задача – учёт фонетического значения согласных, определяющих плотность стиха. Здесь уместно следующее сравнение: гласные характеризуют то, как мы говорим, согласные то, о чем мы говорим.

Живёшь, жилы рвёшь, раздражаешься...
Жмуришься на окружающее...
Жалеешь, что было б иначе надо...
(Алексей Всегдар)

     В приведённом примере фонетика строится на согласных "ж" и "р" – благодаря ним стих звучит жёстко, самоуверенно. Причём за согласной "ж", дополнительно усиливая её значимость, следует ударная гласная.
     Согласные "с", "к", "ц" и "п" придают стиху спокойствие, плывучесть. Выявить эффект, который даёт согласная, очень просто – достаточно вспомнить несколько слов, которые с неё начинаются. У этих слов непременно будет общий оттенок – именно этот оттенок и станет главенствовать в стихотворении.
     Не стоит забывать, что сила различных букв неодинакова. Ласковый напев, лелеющий слух, может быть запросто раздавлен согласной "ж". Тональность нежности может быть разрушена гласной "ы". Как следствие, применения определенных букв в конкретном стихотворении следует избегать.
     Необходимо сказать несколько слов и о слогах. Никакой специальной работы над ними проводить не нужно. Основные, значимые слоги строятся из букв, определяющих стихотворение. Если стихотворение проработано на буквенном уровне, то оно проработано и на более высоком уровне – слоговом.
     Само понятие "ритм" можно разделить на три уровня:

Ритмическая единица 1-го уровня – слог.
     В русском языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью (есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог не будет ритмической единицей). Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления подряд идущих согласных – на их произнесение тоже требуется время. В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других местах стиха. Создаётся ощущение ритмической шероховатости. Но чаще всего встречается такой огрех – столкновение одинаковых или похожих согласных. Примером может служить строка:
"нам надо б песню запеть..." Читая эту строчку, приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха (иногда при этом невольно получается извращённый смысл "с винцом в груди"). Огрехи подобного рода встречаются в чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
     Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных и безударных слогов практически невозможно выдержать. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком жёсткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных стихах появление пиррихиев (пропусков требуемых ударений) или спондеев (сверхсхемных ударений) неизбежно.
     Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы. Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам как "уж, бы, так и т.д.". Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае "так уж и мне хотелось бы побыть". Это лишь пример того, что так часто встречается в ваших стихах. Поэтому не спешите дописывать последнюю строчку и выставлять на показ читателю. Прочитайте внимательно, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать.
   Ритмическая единица 2-го уровня - СТОПА, обусловленная чередованием ударных и безударных слогов. Например строчка "буря мглою небо кроет" ритмически запишется /-/-/-/- ("/" - ударный, "-" - безударный слог). Здесь стопа будет /- из двух слогов, где первый слог является первый ударным.
Ритмическая единица 3-го уровня - строка.
     И это – наиболее важная ритмическая едница, имеющая наибольшее самостоятельное значение. Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей речи является не слог, не даже слово, а фраза. Человек говорит не слогами, не словами, а фразами (не путать с грамматическим понятием предложения!). При этом фраза не является чем-то постоянным. Так "буря мглою небо кроет" можно произнести как одну фразу. А можно и как две: "буря мглою", "небо кроет". Разделение на строки особенно важно, потому что без него не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения. Кроме того, разделение на строки обогащает и внутреннюю ритмику стиха. Если бы не было этого разделения, а шёл бы сплошной поток, то стопы ("/-"-хорей) и ( "-/"-ямб) были бы практически эквивалентны – давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
     Строка может быть типографской и стихотворной. Не следует путать эти два понятия. Стихотворная строка – это речевая ритмическая единица, а строка типографская – часть предложения, ограниченная рамками абзаца или форматом листа. Поэтому при печатании любого стихотворения типографская структура стиха должна соответствовать звуковой, а не строиться, как попало. Начинающим поэтам надо помнить ещё одну прописную истину – стихотворная строка это не только ритмическая но также смысловая и грамматическая единица. В идеале каждая строка должна представлять собой относительно законченную фразу, как по смыслу, так и по грамматике, что и подчеркивается традиционным написанием каждой стихотворной строки с заглавной буквы. Не понимая этого важного момента стихосложения, некоторые авторы начинают строки с маленькой буквы, разрывают их, хотя эти строки, обязаны по грамматике или смыслу стоять рядом друг с другом. Разрывы фразы или строки авторы называют переносом. В стихах этого никогда не следует делать, потому что при переносе всегда ломается ритм, и звучание стиха становится корявым. Точно так же не следует ставить точки внутри строки. Точки и переносы нередко приводят и к искажению восприятия смысла – если читать согласно стихотворному ритму и воспринимать строку, как положено – как относительно законченную единицу. А ещё большей ошибкой является перенос на следующую строку части слова. В любом из этих случаев мы получаем либо спотыкающийся ритм, либо спотыкающийся смысл, либо бормотание вместо внятной речи.

Подготовил Г. Ужегов