ГК16-12. 2016 Анна Ахматова. Факты биографии

Голос Кубани
ШТРИХИ БИОГРАФИИ

     Анна Андреевна Ахматова (1889...1966, фамилия при рождении Горенко) – русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из крупнейших русских поэтов XX века.
     Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты двое близких ей людей (её муж в 1910…1918 г.г. Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году).
     Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды арестовывался, погиб в лагере в 1953 году.
Единственный сын Лев Гумилёв (провёл в заключении в 30…40-х и в 40…50-х г.г. более 10 лет). Опыт жены и матери "врагов народа" отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой – поэме "Реквием".
     Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая "персональное" постановление ЦК КПСС 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
     Родилась в одесском районе Большой Фонтан, в семье инженера-механика флота в отставке. В 1890 году семья переехала в Царское Село. Первое стихотворение опубликовано в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники "Вечер", 1912; "Чётки", 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.
     Автобиографическая поэма "Реквием" (1935…1940, опубликована в 1987 году) – одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов. В "Поэме без героя" (1940…1962, полностью опубликована в 1976 году) Ахматова попыталась воссоздать эпоху "серебряного века" русской литературы. Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина, воспоминания о современниках.
     Умерла в Домодедово (Подмосковье), похоронена в Комарово, под Санкт-Петербургом.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ А. АХМАТОВОЙ

* Дело происходило вскоре после войны. В Москве, в каком-то ресторане, сидели Ольга Берггольц и Анна Ахматова. К Ольге Фёдоровне, бывшей тогда в зените славы, подошёл блестящий полковник:
- Позвольте поблагодарить вас за ваши стихи и выпить за ваше здоровье! - Полковник попросил её туфельку и выпил из неё вина.
     Берггольц победоносно улыбалась. Тогда Анна Андреевна скромно заметила:
- Нечто подобное случилось со мной во Франции. Мы также сидели, подошёл офицер, попросил туфельку и выпил из неё. Правда, это был не полковник, а всего лейтенант, но... - тут Ахматова помедлила, - это был лейтенант Блерио. (Блерио – один из пионеров авиации, летчик и авиаконструктор, первым перелетевший через Ла-Манш, личность легендарная и мифическая в годы первой мировой войны.)

* Анна Ахматова владела трагическим даром предвидения. Она предсказала расстрел первого мужа, гибель второго, годы заключения в лагерях единственного сына и суд, на котором её саму распнут как поэта.
* Любимыми цветами поэтессы Анны Ахматовой были бархатные, бордовые розы. Она очень любила получать огромные букеты этих цветов, так как переданные цветы вдохновляли поэтессу на новые творения. Роза – символ смелости, гордости, любви и совершенства. Именно любовь к искусству, совершенство слога, вольность и желание идти только вперёд позволили Анне Ахматовой стать великой, сильной женщиной и всемирно известной поэтессой.
     Тюльпаны – цветы счастья, всегда выбирались в качестве любимых цветов культурными деятелями отдельных стран – в частности, великим писателем и вольнодумцем Вольтером.
     Фиалку – этот чуткий цветок чтили люди искусства: Шекспир, Шелли, Гёте и Тургенев. Обычно фиалку своим символом выбирают творческие личности.
* Долгое время тайнами было окутано чёрное кольцо Анны Ахматовой.

Словно ангел, возмутивший воду,
ты взглянул тогда в мое лицо,
возвратил и силу, и свободу,
и на память чуда взял кольцо.

     В 1916 году началась история чёрного кольца. Короткие встречи, слишком долгие расставания, много нежности и света – всё это было в отношениях Анны Ахматовой с художником Борисом Анрепом.
    Во время второй мировой войны кольцо было утеряно. И вот в 1965 году возникла возможность их встречи, но Анреп уезжает в Париж. "Я оказался трусом, - пишет он, - и бежал, чтобы Анна Андреевна не спросила о кольце". И такие острые переживания спустя 50 лет, в возрасте 82 лет. Иначе и быть не может – для романтических отношений возраста не существует.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

     Последние годы жизни Ахматовой после возвращения из заключения сына были относительно благополучными. Ахматова, никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая "на краешке подоконника", наконец-то получила жильё. Появилась возможность издать большой сборник "Бег времени", в который вошли стихи Ахматовой за полстолетия. Она решилась доверить бумаге "Реквием", двадцать лет хранившийся в её памяти и в памяти близких друзей. К началу 1960-х сложился "волшебный хор" учеников Ахматовой, сделавший её последние годы счастливыми: вокруг неё читали новые стихи, говорили о поэзии. В круг учеников Ахматовой входили Е. Рейн, А. Найман, Д. Бобышев, И.Бродский.
     Ахматова была выдвинута на Нобелевскую премию.
     В 1962 году ей была присуждена Международная поэтическая премия "Этна-Таормина" – в  связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. Процедура вручения премии проходила в старинном сицилийском городе Таормина, а в Риме в советском посольстве был дан приём в её честь.
    В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почётного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония её облачения в докторскую мантию. Церемония прошла особенно торжественно. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней. За рубежом в Ахматовой видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевского.
     В последнее десятилетие жизни Ахматову занимала тема времени – его движения, бега. "Куда девается время?" – вопрос, по-особому звучавший для поэта, пережившего почти всех своих друзей, дореволюционную Россию, Серебряный век.

Что войны, что чума? – конец им виден скорый,
им приговор почти произнесён.
Но кто нас защитит от ужаса, который
был бегом времени когда-то наречён?

- писала Ахматова. Такая философская настроенность не понималась многими её современниками, сосредоточенными на кровавых событиях недавнего прошлого. В частности Н.Я.Мандельштам вменяла Ахматовой в вину "отказ от наших земных дел", "старческую примирённость" с прошлым. Но отнюдь не "старческой примирённостью" навеяны последние стихи Ахматовой – отчетливей проступило то, что было свойственно её поэзии всегда: тайнознание, вера в приоритет неведомых сил над материальной видимостью мира, открытие небесного в земном.
    Позднее творчество Ахматовой – "шествие теней". В цикле "Шиповник цветёт", "Полночных стихах", "Венке мёртвых" Ахматова мысленно вызывает тени друзей – живых и умерших. Слово "тень", часто встречавшееся и в ранней лирике Ахматовой, теперь наполнялось новым смыслом: свобода от земных барьеров, перегородок времени. Свидание с "милыми тенями отдалённого прошлого", так и не встреченным на земле провиденциальным возлюбленным, постижение "тайны тайн" – основные мотивы её "плодоносный осени".
     В течение двадцати двух лет Ахматова работала над итоговым произведением – "Поэмой без героя", которая, наконец, вышла в 1963 году. Поэма уводила в 1913 год – к истокам русской и мировой трагедии, подводила черту под катастрофами ХХ столетия. В поэме Ахматова размышляет о настигшем Россию в ХХ веке. возмездии и ищет причину в роковом 1914 году, в той мистической чувственности, кабацком угаре, в который погружалась художественная интеллигенция, люди её круга. Второй сюжет – звучание времени, то едва слышные, то тяжелые шаги Командора. Главное действующее лицо поэмы – время, оттого она и остается без героя. Но в более глубоком прочтении "Поэма без героя" предстает философско-этическим произведением о космических путях души, о теософском треугольнике "Бог – время – человек". Музыкальность поэмы, её символическая образность, насыщенность культурными реминисценциями позволяют видеть в ней "исполнение мечты символистов".
     В последние годы жизни Ахматовой её стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 году издан итоговый сборник "Бег времени". Любители поэзии приняли книгу с восторгом. Впрочем, они Ахматову никогда и не забывали.
     В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Её стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить её поэтические сборники.
     Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.
     Она не сетовала на возраст и старость приняла как должное.
     Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, 5 марта умерла в санатории в Домодедове в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму.
     7 марта в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена она на кладбище в Комарово подЛенинградом. Л. Гумилёв, когда строил памятник матери вместе со своими студентами, камни для стены собирал, где мог. Стену клали сами – это символ стены, под которой стояла его мать с передачами сыну в "Кресты". Там, где сейчас барельеф Ахматовой, первоначально была ниша, похожая на тюремное окно. Символично, что в дальнейшем эта амбразура была закрыта барельефом Ахматовой. Первоначально крест был деревянный, как и завещала покойная. Официальная власть планировала установить на могиле памятник в виде традиционной пирамидки.
     Кончина Ахматовой в Москве, отпевание её в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. "Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, - откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве, - с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой".

ПОСЛЕСЛОВИЕ

     До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: "Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".

ИЗ СТИХОВ А. АХМАТОВОЙ

* * *

Я спросила у кукушки,
сколько лет я проживу...
Сосен дрогнули верхушки,
жёлтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей,
я иду домой,
и прохладный ветер нежит
лоб горячий мой.

* * *

Как страшно изменилось тело,
как рот измученный поблёк!
Я смерти не такой хотела,
не этот назначала срок.
Казалось мне, что туча с тучей
сшибётся где-то в вышине
и молнии огонь летучий,
и голос радости могучей,
как ангелы, сойдут ко мне.

Материалы подготовил  Г. Ужегов