Про детские деньги

Алхимик Пятьдесятседьмой
Исторический экскурс - и в историю, и в теорию.

      Однажды я пошел  за баночкой сметаны и купил вроде бы нужного на 50 неважно каких бумажных денег (сметана, за которой я шел, стоила тогда 1.70).  Одного раза мне хватило на всю жизнь, надеюсь. И мне в принципе неприемлем подход, при котором чел, отправляясь за покупками, не знает чего и сколько он хочет купить.
 
      Когда старшой был еще совсем юн,  задумался я, как буду учить ребенка управлять деньгами и когда начинать учить. Сомневался, понимая, что "во многом знании - многие печали"(с). Я предвидел, что процесс обучения будет сопровождаться ошибками, детскими огорчениями от неправильных покупок, особенно дорогих, и слезами. Я отдавал себе отчет, что такое обучение разрушит  детскую  наивность и бездумность. За ответственность и свободу распоряжения деньгами придется заплатить не мне, но ему. В чем-то - лишением детства.

Поскольку цель была жесткой - научить управлять,  очевидно,
    1)  что ежедневных денег должно было быть относительно мало. Так, чтоб малышу на пачечку жвачки (минимальная покупка) надо было копить хоть пару-тройку дней. Но, чтоб не пропадал стимул к дорогим покупкам, ежедневные маленькие деньги не должны быть единственным доходом. Доп.доходами будут подарки наличными к праздникам, а календарных праздников у нас хватает:-) Эти (календарные) доходы тоже легко поддаются планированию и подсчету.
    2)   что родительский контроль должен быть, но негласный. Во избежание неприятных коллизий. По законам большинства стран ребенок не является юридически дееспособным лицом. Сделки, заключенные детьми должны быть немедленно расторгнуты при возражении со стороны родителей (или опекунов). Поэтому я естественным образом оставлял за собой роли  лорда-хранителя личной казны инфанта и его кассира. Пока детские деньги выдавались бы безналично - записывались, скажем, в настенный календарь, я не боялся, что они могут нанести вред, спровоцировать неприятности в отношениях моего с детьми постарше, которые обманом или силой могут попытаться обложить данью в свою пользу. Потом, со временем, часть казны "для срочно необходимых покупок" должна переходить, постепенно увеличиваясь, в личное хранение-пользование  все более уважаемого и ответственного инфанта.
    3)   что ежедневные деньги, как ресурс, не должны доставаться "на халяву". Но за некие, пусть символические, обязанности. Хоть чистить зубы, вешать свою одежду на место или собирать игрушки. Ежедневные деньги замыслены, как аналог зарплаты. Подарки "за красивые глаза" - другая статья.
    4)  что грамотное управление деньгами предполагает оптимальный выбор качественной покупки за выгодную цену и в оптимальные сроки. Значит, надо учить стратегии, оперативному мастерству и тактике. Включая навыки просить скидки.
    5)   что моя роль при совершении ребенком покупки должна быть чисто представительской: "Вот, познакомьтесь, привел Вам покупателя. Обслужите его, пожалуйста. Он сам принимает решения о покупке. Я при нем - только кассир".  Повторюсь, только представительской, пока деть не просит помощи. За исключением момента передачи денег продавцу.
    6)   что со временем суммы и ежедневных денег, и подарочных должны расти. Но, кроме того, с некоего школьного возраста увеличится и количество статей в детском бюджете - покупка текуще-расходных писчих и иных принадлежностей, а, в перспективе, и всей одежды (и всей личной  ежедневщины) должна "переехать" в ответственное распоряжение инфанта.
    7)   что взрослыми в день 18-летия не становятся и что учить самостоятельным полетам надо птенца заранее и постепенно.
    8)   что необязательно отказывать себе в необходимом. Достаточно взять в долг у меня в счет доходов будущих периодов. Должен быть озвучен запрет брать в долг у чужих без родительского разрешения.
    9)   что есть "просто деньги" - они для удовольствий и цена им не велика. А есть "последние деньги" - деньги на безопасность (срочно купить лекарство или , опаздывая, взять такси) - их цена высока, как жизнь и свобода.
   
Практика - как оно было.
     Первым (плановым) поводом для начала процесса являлись наши с наследником регулярные походы "по злачным местам" (типа Луна-парков).  Программа "разврата" включала  аттракционы,  "ручную"  , а не "вилочно-ложечную"  еду,  и, обязательно , выбор и покупку новой игрушки. Когда-то желания малыша должны стать "кусачими"для моего кошелька, а отказывать любимым, я считаю, неправильным - не должен любящий вставать на пути любимого к мечте в его (любимого) редакции.
Я сознательно воспитывал потребителя.
     Второй (внеплановый) повод. Подтолкнули инициацию процесса несколько утренних скандалов "не хочу вставать, не хочу в садик", которые начались, почему-то;-) после развода. Старшой остался со мной, а было ему тогда года три с половиной. У меня был свободный график, но утром я торпился до пробок завезти его в сад и успеть на работу и ... понадобился стимул.

     Да, были дважды слезы по поводу неудачных дорогих покупок. Но положительных эмоций и "медалей" в самооценку было гораздо больше.
     Начало личного хранения денег "для срочных покупок" совпало с концом провожания в школу - через месяц-два обучения в первом классе. Сумма - достаточная для покупки бутылочки воды и пирожка.

     К 10-летнему возрасту эта, возобновляемая по мере трат, сумма достигала 20$. В 15 он сам хранил уже любые суммы. Очень удобно, знаете ли, когда кто-то из домашних всегда при наличных;-)
С 16-17 он сам осуществляет все покупки одежды и обуви для себя.

Продолжение - тут: http://www.stihi.ru/2017/01/11/7031