Мои афоризмы о языке и мышлении, 1-10

Анатолий Возвышаев
1. Если в созидании ракеты принимают участие миллионы, то в созидании языка – многие поколения (1975)

2. Какой тонкий инструмент – язык. Если в устах обыкновенного человека – это как краска в руках маляра, то  в устах поэта – это тончайшая кисть в руках живописца (1986)

3. Слово слову рознь. Есть слова тяжёлые, добротные, их почти можно "потрогать руками", их трудно "сдвинуть с места", как старую мебель. А есть слова лёгкие, меняющиеся, неуловимые, как облака (например, слово – любовь) (1977)

4. Мы не только говорим, но мы одновременно воображаем и представляем. Этого никогда не надо забывать (1977)

5. Две вещи разные: говорим ли мы о том, о чём раньше думали и говорили, или о том – о чём ещё не говорили и не думали. Во втором случае – надо подбирать слова, чтобы выразить свои смутные догадки, то есть, почти на ходу создавать мысль. В первом же случае – это всего лишь "вариации на тему" (1977)

6. Несомненно, тезис, что мышление может протекать только в форме словесной – что-то не договаривает. Мыслит ли композитор или художник словами, когда творит? Вероятно, нет. Тогда их творчество, как и творчество шахматиста – не мышление? А тогда – что это?
Вероятно, есть несколько типов мышления: например, конкретное, образное, комбинаторное, абстрактное (куда, собственно, и относится мышление словами) (2012)

7. В химии и в языке - есть что-то общее. Так же, как химический элемент, входя в состав различных соединений, находится в различных состояниях, так же и слово в различных сочетаниях меняет своё значение (1977)

7. Весь язык построен на сравнениях и сходстве впечатлений, особенно художественный.
8. Символика образов (в том числе поэтических) развивалась веками, как и язык (1977)

9. В языке, как и в шахматах, каждый "ход" имеет своё реальное значение, в зависимости от контекста. Без реальной ситуации – он ничто.

10. Весь образный строй нашего языка, как и его отдельные слова – это порождение представлений – уже отживших и отошедших в историю. А теперь представим, если бы мы лишили наш язык этих "мифических" слов и представлений. Во что бы он тогда превратился? Наверно, он был бы похож на наши микрорайоны, которые строят вокруг больших городов. Одни коробки (1977)