Картина шизофреника

Джамаля Табиба
Однажды, когда будучи студенткой медицинского института я проходила практические семинары на кафедре психиатрии, наш педагог, врач-психиатр, принес  в кабинет картину , нарисованную  одним  из его  пациентов, страдающим шизофренией:

- Посмотрите,  тут изображены какие-то иероглифы, странные зигзаги, бессмысленный набор геометрических фигур. Нет никакой логической связи между элементами. Данное  изображение является наглядным примером  запутанного внутреннего мира шизофреника, живущего в своих болезненных фантазиях,- заключил он.

Посмотрев на картину, я вдруг осознала, что  четко понимаю замысел рисовавшего ее художника.
Для меня это был вовсе не хаотичный набор элементов, а понятный, глубокий, зримый сюжет.

Робко я заявила о своих впечатлениях педагогу.

Его реакция показалась мне странной. Он недовольно взглянул на меня и иронично предложил поделиться  догадками.

Картина была разделена горизонтальной линией на две половины.
В нижней части под чертой изображался большой разлинованый  треугольник, острым концом управшийся в горизонт. Мне показалось, что это ступени, по которым мы поднимаемся год за годом от рождения до той самой финальной точки, являющейся апогеем нашего земного существования. От этой точки вниз  растекалась  красная краска, словно река с боковыми притоками. Это знаменовало оставленную на земле плоть.
По бокам  извилистые линии, похожие на многочисленные дороги которые тесно соприкасались с путём идущего, но не переплетались с ним.  Наверное, это были тропы других людей, которые принимали участие в его жизни, но он все равно поднимался по своей лестнице лет в полном одиночестве.
За чертой, прямо над вершиной треугольника, возвышался расплывшийся нечеткий силуэт с нимбом над головой – словно душа, сбросив телесную оболочку, перешла в следующее измерение, освободившись наконец от тягот бренного мирского бытия.

Возможно, рисовавший эту картину пациент вложил в нее  совершенно иной смысл, а может и правда им владели неподдающиеся обычной логике фантазии.

Но именно таким представился моему воображению этот рисунок, о чём я по молодости и неосторожности и решила рассказать вслух.

 Выслушав меня, доктор неожиданно сильно разгневался и почти закричал, что этого не может быть, что нелепому художеству больного невозможно найти объяснение. И если кто-то видит в нем какой-то смысл, значит он тоже... ненормальный.

Группа студентов смотрела на происходящее с любопытством и ожиданием развязки.
Я пристыженно села на место и замолчала. А рассерженный педагог ушел на перерыв, хлопнув дверью.

Думаю, я  нарушила многолетний стандарт проведения занятий по этой тематике. Ведь картина была нарисована давно, и он из года в год представлял её студентам в качестве пособия к уроку.
Этот случай запомнился мне на всю жизнь.

Тогда я сделала вывод о том, что грань между нормой и "особенностью" весьма тонкая, и порой различить ее практически невозможно.
Сегодня ты вписываешься в "стандарт", а завтра общество может признать тебя невменяемым за то, что твое мышление не соответствует общепринятым критериям.

А самое главное, я до сих пор не нашла ответ на один простой вопрос, кто же он такой, этот Нормальный Человек?
И кто бы мог  со всей ответственностью себя к нему пречислить....