Пропаганда

Виктор Хадсон
««« «« « ПРОПАГАНДА » »» »»»

Автор – Виктор Хадсон ©2017
Последний раздел посвящён украинской ситуации.

Иллюстрация: агитационный плакат 1918 г. – командующий Красной Армией Лев Троцкий в образе св. Георгия Победоносца поражает копьем змея капитализма и контрреволюции. Символика в стиле народного лубка нацелена на безграмотные "народные массы": языки пламени - "пламя гражданской войны"; змей/удав - "молодая советская республика в кольце врагов / враги хотят задушить молодую советскую республику"; звезды на синем фоне - мир [вероятно, имеется ввиду брест-литовский договор с немцами о взаимной остановке военных действий].
Художник - Виктор Дени.
•••••••••••••••••••••••••••••••••••
Конечно, люди не хотят войны. Естественно, простые люди не хотят войны ни в России, ни в Англии, ни в Америке ни, кстати, в Германии. Это понятно. Людей всегда можно заставить выполнять желания их лидеров. Это легко. Все, что нужно сделать, это сказать, что на них нападают и раскритиковать пацифистов за отсутствие патриотизма и то, что они подвергают страну опасности. Это действует в любой стране.
— Герман Геринг

Чем больше ложь, тем больше ей верят.
— Геббельс
••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пропаганда – одна из древнейших сфер человеческой деятельности. За тысячелетия существования, пропаганда стала весьма изощренной практикой, профессией и даже теоретической дисциплиной: пропаганду изучают и, без сомнения, обучают её применению. В статье не обсуждается этика пропаганды, т.е. нужно ли делить пропаганду на хорошую, плохую, правильную или неправильную.
••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
1. Слово "пропаганда".
Пропаганда – propaganda – современное латинское слово (1622 г.), производное от propagare – распространять. Т.о., пропаганда означает "то, что должно быть распространено". Первоначально, имелось ввиду распространение католицизма.
  С 1790 гг. пропагандой стала называться и нерелигиозная активность – вероятно в связи с событиями французской революции 1789 г. В середине 19-го века, слово приобрело отрицательную коннотацию в отношении политики.

2. Сущность пропаганды.
Есть множество определений пропаганды. Как правило, чем многословнее определение, тем дальше оно от истины. Здесь даётся авторское определение, созвучное большинству современных представлений о пропаганде:

•  Пропаганда – политическая акция информационного характера, осуществляемая с целью влияния на умонастроения масс.

Пропаганда необязательно является злонамереной – можно, например, пропагандировать (бороться за:-))) мир и дружбу. Кроме политической, существует коммерческая пропаганда, в основном в виде рекламы. Наконец, есть ещё и религиозная пропаганда.

3. Основоположники, "вожди", пропагандисты.

У истоков пропаганды лежат разного сорта идеи. Если бы, например, Маркс и Энгельс не создали теорию диктатуры пролетариата, двадцатый век мог бы избежать гибели десятков миллионов. Их "Коммунистический манифест" стал классикой пропаганды.

Вожди – "воплощают идеи в жизнь". Немецкое слово "фюрер" буквально означает "вождь". Ленина звали "вождем мирового пролетариата", Мао Цзе Дуна – "великим вождем", Сталина – "вождем народов". Все они были незаурядными пропагандистами и построили политические карьеры на пропаганде. Вожди тоже кропали "труды":  Мао написал "Красную книгу", Гитлер - "Майн кампф", Ленин и Сталин сочинили много всякой всячины.

Пропагандисты - профессионалы (или "любители":-) пропаганды.

4. Мотивы пропаганды.
• идеалисты и фанатики верят, что их убеждения единственно правильные и многие должны их разделять.
• оппортунисты распространяют пропаганду ради собственной выгоды.
• комбинация идеализма и оппортунизма – чаще всего наблюдается в политике.
• сугубо личные мотивы, например, жажда власти – один из главных политических мотиваторов (если не самый главный))))). Другой пример – желание прославиться.

5. Классификация пропаганды.
 Хотя главное правило пропаганды – отсутствие всяких правил, общепринято делить пропаганду на белую, чёрную и серую.
• белая пропаганда – оригинальный источник информации известен (например, газета "Правда"), более "умереные/культурные" способы убеждения, стандартный ПР, одностороннее представление аргументов.
• чёрная пропаганда – подставной "приличный" источник информации, с целью скрыть настоящий источник информации. Например, известное арабское информационное агенство "Ал Джазира", на первый взгляд умеренное и более-менее объективное, используется террористами в качестве рупора радикальных исламских движений. Ещё один пример: российские службы финансируют европейские радикальные политические силы, распространяющие информацию пророссийской направленности.
• серая пропаганда – источник и автор информации неизвестны. Подставное лицо (например, блоггер) критикует информацию, после чего другое подставное лицо критикует аргументы самого блоггера и таким образом создаёт видимость достоверности информации в глазах публики.

 6. Каналы пропаганды.
Существует много каналов распространения пропаганды:
• средства массовой информации (СМИ).
Основные современные СМИ – телевидение и радио, интернет, пресса. К СМИ можно еще отнести телефон и традиционную почту.
• образование – школы и дошкольные заведения, ВУЗы, академия.
• культура – песни, фильмы, картины, книги, концерты, музеи и другие культурные организации.
• история занимает особое место в пропаганде, т.к. претендует на знание подлинных фактов, т.е. правды.
• слухи – инициатор(ы) пропаганды могут "пустить слух" и он, подобно эпидемии, распространится "сам собой" через личные контакты. Такой способ требует минимальных затрат и особенно эффективен в густонаселённой местности.

7. Задачи и эффективность пропаганды.
Пропаганда даёт результаты только тогда, когда люди ей верят. Люди верят пропаганде, когда убеждены, что изложенная в пропаганде информация правдивая, т.е. факты в этой информации действительно произошли. Поэтому, первая задача пропаганды – убедить массы в правдивости этих фактов.
  Вторая задача пропаганды – её главная цель – заставить массы действовать (или бездействовать) так, как этого желают инициаторы пропагандистской кампании. В этом случае, наибольший эффект достигается путём обращения к эмоциям толпы – страху, надежде, ненависти, неудовлетворенности и неуверенности (из-за экономики и др.), а также к патриотизму, чувству долга, альтруизму и т.д.
      В обоих случаях, ключевой является "технология" пропаганды, т.е. конкретные ЭФФЕКТИВНЫЕ способы и приёмы осуществления пропагандистских акций, о чем пойдёт речь в следующем разделе.

8. Техника пропаганды.
Арсенал пропагандистских приёмов огромен, поэтому рассмотрены только некоторые из них.
• интенсивность – многие верят пропаганде, если она передаётся через большое число источников и часто и долго повторяется.
• внутренний контроль – например, руководство Китая, взамен международного, создало "внутрикитайский интернет", где оно что-то разрешает, а что-то запрещает.
       Ещё один, свежий пример из РФ о "блокировке" испанского сайта, продающего колбасу, где объясняется, почему испанская колбаса угрожает России (новости "Украинской Правды"):

   Российский суд запретил сайт с испанской продукцией. Такое решение вынес Ульяновский районный суд Ульяновской области РФ по иску местного прокурора. Сайт продавал хамон, палеты, колбасы, сыры и другую запрещенную в РФ продукцию. Сайт с хамон заблокировали решением суда. Как указано в решении суда, ограничение доступа к информации возможно "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

"Признать информацию, содержащуюся в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте http:// www.jamonshop.es информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации", - сказано в решении суда. Далее сайт будет заблокирован как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

• фальшивые новости (fake news) – нанесение кратковременного, но чувствительного ущерба противной стороне.
• замалчивание – если неприятные факты не упоминаются достаточно долго, то их как-бы и не было.
• отрицание – достоверность нежелательной информации подвергается публичной критике и насмешкам.
• селекция – только избранные новости, изображения и факты передаются по информационным каналам. Если, например, политика хотят представить негативно, то его показывают в те моменты, когда он произносит какую-нибудь сердитую речь (особенно если в этот момент его рот открыт) или если он попал в неловкую ситуацию.
• предпочтение – избранная информация передаётся в первую очередь, чаще, дольше, в лучшее время суток, в большем объёме.
• маскировка – формат подачи информации скрывает её пропагандистскую направленность. Например, телевизионные политические дискуссии кажутся зрителю объективными, потому что "в споре рождается истина". На самом деле, участники передачи остаются каждый при своём мнении. Если они в чем-то и сходятся, то только оттого, что их состав был заранее подобран по пропагандистским соображениям. Для убедительности, на такие передачи могут пригласить одного-двух настоящих или подставных  политических оппонентов, заранее обреченных на поражение, т.к. они в меньшинстве: у них меньше времени на аргументацию и их могут просто "переговорить".
• священная корова – употребление слов и выражений, с которыми невозможно спорить, таких как родина, мир, культура, дети, безопасность, здоровье, жизнь и т.д.
• ораторские приемы (тон и манера): выражением лица, модуляцией тона голоса, жестами и манерой изложения – т.е. пользуясь ораторским искусством – можно представить один и тот же факт в положительном или отрицательном свете. Этот приём - один из самых действеных, и читателям, наверно, будет небезинтересно понаблюдать за тем, как меняются выражения, голоса и жесты на политическом телеэкране в зависимости от того о чем или о ком идёт речь.

• наклейка ярлыков – оппонентов обзывают разными нехорошими словами:-))). Эта тактика очень древняя и, несмотря на примитивность, довольно эффективна. Например, русские время от времени зовут украинцев "укры, укропы, бендеры, бандерлоги" и т.п.
• ассоциативная графика – пропаганда совмещает с текстом карикатуры и отдельные символы, такие как серп и молот, свастика, солнце, "голубь мира", знак доллара и т.д. и т.п. Как говорится, одна картинка стоит тысячи слов.
• свидетельство авторитета – пропаганда ссылается на мнение известных и не очень известных личностей. Эта техника используется, чтобы убедить аудиторию без внимательно проверки фактов.
• простой человек – автор(ы) пропаганды выдает свои идеи за "пожелания трудящихся" и, в дополнение, может сообщить, что сам "вышел из народа".
• поезд уходит – к примеру, пропаганда призывает публику присоединиться к какой-либо партии пока не поздно, намекая, что неприсоедившиеся останутся в дураках.
• искусственная дилемма – пропагандист, в своих целях, утверждает, что есть только два противоположных выхода из создавшегося положения, в то время как на самом деле есть и другие возможные решения проблемы.
• нападение из засады – пропагандист задаёт неожиданный вопрос или делает заявление, не относящиеся к обсуждаемой теме, с тем, чтобы опорочить оппонента и/или сбить его с толку. Например, он может обвинить оппонента в отсутствии патриотизма, поскольку тот ездит на иномарке.
• меньшее из зол – например, на войне в Сирии погиб наш лётчик, но сирийский порт нам жизненно важен для борьбы с терроризмом (не говоря уже о стоянке для нашего флота))).
• козёл отпущения – во всем виноват [...]. Читатели могут заполнить пробел по своему желанию))). На самом деле, причина (или несколько причин) события – совсем другая.
• неполные данные – манипуляция данными позволяет делать ложные выводы.
• статистика – злоупотребление статистическими данными - любимое занятие пропагандистов.
• фальшивые аналогии – например, что напряженность в мире растет аналогично росту цен на водку.
• страх – ничто так не "двигает идею в массы", как страх. Об этом сказал ещё Герман Геринг (см. цитату в начале статьи).
• атака на характер – примером могут служить недавние атаки на личную жизнь Дональда Трампа.
• дискредитация – оппонент обвиняется в том, что говорит одно, а делает другое, и потому не заслуживает доверия.

9. Психология и пропаганда.
Никто лучше психологов не знает сущности людской натуры. Начиная с Зигмунда Фройда, психология сосредоточила особое внимание на подсознании человека. Сложность психологии делает её недоступной пониманию большинства людей, к которому причисляет себя и автор этой статьи, пытавшийся одолеть основополагающую работу Фройда о снах, и вынужденный бросить чтение после первых трёх глав. Тем не менее, для бенефита читателей, автор попытается дать здесь своё дилетантское объяснение природы подсознания:
     Мозг человека очень сложен. Его фронтальная часть отвечает за высшую нервную деятельность – уникальное достижение эволюции. Если человек не спит, он находится в СОЗНАНИИ, т.е. он сознаёт, или, по крайней мере, верит, что существует как личность и его окружает реальный мир и другие личности, а также ПОМНИТ то, что находится в его памяти. В сознательном состоянии, человек способен делать все то, что делает его человеком. Однако, сознание – лишь часть высшей нервной деятельности; остальная часть – ПОДСОЗНАНИЕ – чем-то напоминает работу комбинации компьютера и интернета плюс то, чего в компьютере нет – участок эмоций высшего порядка (юмор и т.п.) и аналоговый участок (место, где находятся инстинкты и эмоции низшего порядка, такие как страх). Подсознание активно не только во время бодрствования,  но и во время той фазы сна, когда человек ВИДИТ сны.
      Управляются ли сознание и подсознание разными частями мозга, или они две разные функции одной и той же части мозга, или, наконец, они – одна общая функция одной и той же части мозга? Одно можно сказать с уверенностью: существование подсознания признано большинством научных авторитетов.

     Автор этой статьи предполагает, что сознание наслаждается жизнью, а подсознание, образно говоря, сидит в подвале и делает всю черновую работу (недаром оно называется ПОДсознание :-))), например, обработку звуковых и зрительных сигналов, или же, как корова, безостановочно пережевывает проблемы, над которыми работает сознание, и иногда даёт сознанию "подсказку" в виде ИНТУИЦИИ, "шестого чувства", или "творческой находки". Может быть, именно подсознание – то место, где прячется поэтический талант? Известно, что люди творческих профессий часто употребляют алкоголь и наркотические субстанции – они хотят подавить рациональное сознание и таким образом освободить творческое подсознание – в двадцатом веке это делали художники и музыканты психоделического направления.
    Один из методов психологии – анализ сознания с целью исследования подсознания. Самые сильные убеждения – подсознательные. Пропагандисты пользуются этим для незаметного внедрения своих идей.

Пример.
Одна из особенностей психологии личности, верящей пропаганде – т.н. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС, т.е. смутный внутренний (подсознательный) дискомфорт, вызванный несоответствием пропагандистских убеждений и действительности. Пропагандисты постоянно отслеживают настроения населения и используют различные приемы для ослабления когнитивного диссонанса – праздники, парады, церковь, концерты, спортивные события (олимпиады, футбол, фигурное катание...). В гитлеровской Германии, эсэсовское подразделение SD составляло регулярные сводки о настроениях населения, а Министерство пропаганды и образования соответственно меняло характер новостей и тематику документальных и художественных фильмов и радиопередач.

10. Пропагандистские войны.
    Пропагандистские войны, в отличие о обычных, ведутся бесконечно и  безостановочно, днём и ночью, в будни и праздники, на полях сражений и в ООН, на всех континентах, в океанах и даже в космическом пространстве. У них меняются задачи, но их главная цель всё та же – людские души.
    Благодаря современным СМИ, пропаганда превратилась из вспомогательного средства в оружие, способное безнаказанно атаковать целые регионы, разрушать политические союзы и подрывать глобальную экономику. Последние годы, страны Запада стали мишенью агрессивных пропагандистских нападок, которые без большой натяжки можно назвать актами войны. В предыдущих разделах внимание уделялось тактике пропаганды. Здесь, по аналогии с военными терминами, обсуждается оперативно-стратегический уровень.
• ПОДГОТОВКА
      ° предварительный сбор информации – чем полнее информация, тем успешней пропаганда. Информация собирается на долгосрочной основе, независимо от того, намечена или нет пропагандистская акция.
      ° получение директивы "сверху" о необходимости проведения и целях новой операции.
      ° анализ информации – важность хорошего анализа трудно переоценить.
      ° экспертиза – опыт ничем не заменить.
• ОРГАНИЗАЦИЯ
      ° создание штаба операции.
      ° штаб составляет план операции с учётом поставленных задач и наличных ресурсов.
      ° штаб организует ресурсы и рапортует о готовности начать операцию.
• НАЧАЛО
      ° пробный шар – предварительная операция малого масштаба для проверки и коррекции исходного плана: хороший полководец не упускает возможности провести разведку боем.
      ° коррекция плана, одобрение (или отмена) операции и даты начала операции.
      ° начало операции.
• МИТТЕЛЬШПИЛЬ (середина игры в шахматах)
      ° операция идёт в полную силу под контролем штаба. Аналитики штаба следят за успехом операции и делают прогнозы.
      ° необходимая коррекция осуществляется на ходу. Грамотный план всегда предусматривает оперативные резервы.
      ° штаб держит в курсе высшее руководство.
• ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЛИ ЗАВЕРШЕНИЕ
Широкомасштабные пропагандистские акции  могут иметь большой международный резонанс и серьёзные последствия, поэтому решения об их продолжении или завершении принимаются на высшем уровне.

11. Интернет и пропаганда.
Одновременно с терроризмом и гибридной войной, появились и новые виды пропаганды, использующие интернет. Как, вероятно, большинство читателей, автор этой статьи ознакомился, вольно или невольно, со многими сайтами, блогами, твиттером, u-tube и т.д. В силу огромного объема информации, детальное исследование виртуального океана сетевой пропаганды невозможно в этой короткой статье, поэтому, здесь будет высказано несколько коротких соображений:
• огромная быстрота распространения пропаганды в сети и огромная аудитория.
• подавляющая часть сетевой информации анонимна, малограмотна, субъективна, искажает, игнорирует и даже выдумывает факты.
• для тоталитаристов, террористов, фашистов, коммунистов, преступников, культистов, фанатиков и прочих отбросов человечества, интернет оказался землей обетованной, предоставив неограниченные возможности, включая пропагандистские.

12. Типы пропаганды.
• пропаганда действием: установление рекордов, победы на конкурсах и в спорте, военные победы, научные достижения – все это становится частью пропаганды.
• официальная – т.е. правительственная.
• вертикальная – направлена от высших к низшим слоям общества, или наоборот.
• латеральная (горизонтальная) – распространяется на уровне людей со сходными интересами и/или образом жизни.
• первичная и вторичная – первичная пропаганда создаётся оригинальным источником, вторичная пропаганда копируется и распределяется кем-то другим.
• централизованная и распределенная – например, пропагандистский центр Коммунистического Интернационала располагался в Москве, тогда как пропаганда исламского терроризма исходит из разных точек.
• спонтанная – благодаря интернету, одиночки и группы энтузиастов создали множество неправительственных пропагандистских и полу-пропагандистских сайтов, блогов, информационных и общественных сетей.

13. Борьба с пропагандой.
Прежде всего, надо отметить, что даже правдивые сведения часто называют пропагандой, если они кого-то не устраивают.

Так же как нет универсальной вакцины против гриппа, так нет и универсального средства борьбы с пропагандой. Здесь перечислено несколько методов противодействия пропаганде:
• железный занавес – недопущение пропаганды на свою территорию любой ценой – вероятно, никому не надо объяснять, что это значит. Все же, автор, не желая казаться двусмысленным, приведет здесь пример центра опросов публики "Левада-центр" в Москве, которому было предъявлено официальное обвинение в том, что центр является иностранным агентом и распространяет враждебную пропаганду с помощью опросов населения.
• дискредитация – подрыв доверия к источнику нежелательной информации. Если такой источник был пойман на лжи или сдал свои позиции из-за угроз, он теряет доверие аудитории. Последнее случилось с Левада-центром.
• цензура – мягкий вариант железного занавеса. Например, на поэтическом сайте удаляются только некоторые произведения и авторы.
• самоцензура: триумф цензуры и/или железного занавеса – люди запуганы и знают, что можно говорить и писать, а что - нельзя. Автор этой страницы на себе испытал силу цензуры и давление со стороны "добровольных цензоров" и т.н. троллей, и иногда спрашивает себя – не поддался ли он сам, не стал ли сознательно или подсознательно идти на компромиссы в своих сочинениях?
• контрпропаганда – специализированная пропаганда, цель которой – свести к минимуму эффект нежелательной пропаганды, движения или факта. Пример – т.н. "Антимайдан".
• пропорциональный ответ: часто, нападение – лучшая защита. Можно наносить агрессору равный или больший ущерб своей собственной пропагандой. Иногда, это приносит успех – даже против "железного занавеса".
• асимметричный ответ – например, наложение санкций.

14. Украина и пропаганда.
События 2014 г. застали Украину врасплох. Если откровенно, украинцы не имели представления о силе пропаганды и не придавали особого значения российской пропаганде, и им пришлось дорого за это заплатить. Противодействие началось со сноса памятников Ленину, переименования улиц и населённых пунктов и объявления украинского языка государственным языком страны. Затем, меры перешли на образование, книги, кинофильмы, радиовещание и т.д.
    Особо надо отметить ситуацию с телевидением: до недавнего времени, на Украине действовали 73 (77?) российских канала, в то время как Россия  вообще не траслирует украинские телевизионные каналы. В последнее время, на Украине были запрещены многие российские телеканалы, как ведущие антиукраинскую пропаганду, в частности, телеканал "Дождь".
     За рубежом, до последнего времени, украинская пропаганда сводилась к культурным событиям и выступлениям политиков. Интересно отметить статьи Президента Порошенко в ведущих американских изданиях. Недавно, в украинской медии появилось сообщение, приводимое здесь в оригинале:

Про це на своїй сторінці у Facebook написав заступник голови АП і секретар Нацради реформ Дмитро Шимків.

"З метою просування інтересів України в США, залучення американських інвестицій та інформування урядових та громадських інституцій США, щодо досягнень і результатів реформ в Україні, Національна рада реформ за сприяння Українського Фонду підтримки Реформ в Україні залучила у якості консультантів, американську компанію BGR Group", - написав він.

"Дана ініціатива відбувається за підтримки донорів, без використання державних коштів", - додав Шимків.
________________________________________________







.