Глава 24 Бруклин, Филаделфия и Нью-Йорк

А.Назаренко
Одного знаменитого финансиста спросили:  «Как это может быть, что Вы, и подобные Вам люди, окруженные охраной  и всякого рода секретарями и закрытыми дверями,  в любое время можете быть доступны Дуайту Л. Муди?»
«Он – один из нас» - было ответом.
С самого начала евангелизационной работы в Америке голос здравого смысла Мистера Муди, воодушевил многих официальных лиц стать помощниками и спонсорами в его труде. Это расширяло поле его  деятельности,  как  Великобритании, так и на родине. Из многих городов Америки он получал сердечные приглашения. Мистер Муди с радостью принимал их, говоря: « Вода стекает с высоких холмов в долины, и высочайшими холмами Америки являются её крупнейшие города. Если мы сможем покорить их, мы покорим всю страну»
Первая компания началась  в Бруклине, в октябре 1875 года. Подготовка для этих собраний заключалась не только в определении места и программы, но включала задачу объединить  различные деноминации в молитвенном труде и сердечной кооперации во имя спасения людей через евангелизацию. Память о Божественном благословении подобной работы в Великобритании оставила за собой яркий след. Крытый стадион был снят на месяц и пять тысяч стульев были привезены для посетителей.
С возрастанием интереса к происходящему, приходилось заботиться об увеличении количества встреч, о привлечении к работе пасторов местных церквей, а так же известных людей города. Назначались дополнительные встречи в залах церквей и других помещений.
Влияние миссии распространилось далеко за границы Бруклина. Газета Нью Йорк Трибюн комментируя эту работу пишет: «Вполне разумно поговорить об этом событии, так же,  как и о любом .
Во-первых  - почему мы должны осуждать это, намекая на то, что огромные толпы народа идут в Зал Бруклина только ради любопытства? Они так же шли за Христом по улицам Иерусалима или в пустынях. Люди искали исцеления для своих душ. Или сейчас, большая часть, называющая себя христианами и верящая в то, о чём проповедуют Муди и Сэнки? И не найдётся ни одного кто не стал бы лучше от возрождения своей веры и надо добавить – от влияния этого движения.
Во-вторых. Рассматривая этих людей можно заметить только то, что они искренние. Они не добыватели денег, они не шарлатаны. Строгая, консервативная Англия, которая внимательно следила за их деятельностью на протяжении нескольких месяцев, не нашла в них ни единого мотива, который оказался бы не чистым. Честность и искренность в людях в наше время встречаются не часто. Не стоит ли нам послушать их спокойно  и без предосуждения?
В –третьих, относительно их проповеди. Они проповедуют не новое учение, не новые догмы или какое-нибудь сектантство. Ничего, кроме Христа  и желания возбудить в нас ревность служить Ему. Кто из нас может возразить этой истине? Если христианская религия не является единственной надеждой для нашей личной и общественной жизни, то что это?
И ,наконец, рассматривая метод этих людей в предоставлении ими Христа и Его учения, можно видеть только здравый смысл.
Если кто-то хотел бы, чтобы проповедь выглядела как произведение искусства, основанное  на выкладках философов, научных достижениях, логических умозаключениях, элементах эстетики и подобных факторах, классической музыке, архитектуре церкви, то должен увидеть в их  простых, занятиях спасение душ тружеников, которые имеют обычное мышление и простой вкус.
Определённо, если Христос умер, чтобы спасти их, то необходимо употребить всё старание, чтобы привести души к Нему, где они смогут обрести чистую, возвышенную и полную веры жизнь.
Христианство – это не объект для библиотечной грамматики или художественной школы, не предмет для узких изысканных вкусов. Так,  и Сам Христос, проповедовал сборщикам податей,  и употреблял простые слова и примеры из жизни, чтобы они глубоко проникали в души и лучше запоминались.
Если господа Муди и Сэнки, или кто-то другой,  принесут в чей-то дом Его учение, обратят его и он посвятит себя Христу, то можно только благодарить Бога за такого проповедника, а контролёров грамматики оставим самих с собою.
В Филаделфии, не менее знаменательные собрания,  были проведены в одном из заброшенных зданий, принадлежащих отделу железной дороги Пенсильвании, которое с тех пор стало широко известно как Ванамекер склад. В это здание привезли 13000 стульев, чтобы разместить посетителей и были сделаны некоторые доработки, чтобы холл для собрания стал соответствующим. Здесь, как и в Бруклине, ведущие проповедники принимали сердечное участие в подготовке к работе и во всём показывали  своё согласие и одобрение. Отдельные собрания для различных классов были назначены заранее.
Мистер Муди говорил, что он хочет иметь встречу с молодыми людьми до 40-ка лет, потому что он сам входит в их число. Его сороковый день рождения как раз праздновали в период закрытия этой сессии.
Одно собрание было назначено специально для несостоявшихся, потерянных мужчин и женщин. В этот день мистер Муди попросил постоянных посетителей собраний остаться дома, позволив другим занять эти места в зале. Один из присутствующих, так описал эту аудиторию: «Здесь и там можно было видеть распухшие лица алкоголиков с мутными глазами, озирающихся вокруг, попав в необычную ситуацию. Требовалось определённое усилие  и воля, чтобы остаться здесь. Многие были в сопровождении матерей, жен, сестер, друзей, которые устали от борьбы с их пороками и имели последнюю надежду возложить своё время на Бога.  Огромное большинство из тех, что пришел вчера во второй половине дня в Скинию депо были грустные и заплаканные лица – собрание, которое редко можно встретить в одном месте.
Так  же, кто не был так разбит жизнью, проникались состраданием к историям, рассказанным через боль и слёзы. Казалось – весь зал накрыт облаком депрессии и уныния. Все классы общества,  были,  как бы связаны воедино, посредством общей боли.
Рядом  с полу-истощенной, вечно обруганной,  но не утратившей веру женой, потерявшего образ человека, пьяницы, сидел ребёнок фортуны и культуры, но не ребёнок уже – единственный сын старой,  старой женщины, который уже в юные годы провалился в самую глубину деградации.
Рядом был мужчина, каждая черта которого говорила о благородстве души и редком таланте, но его истрёпанная одежда и провалившиеся щёки, выдавали его жизнь, проведенную в постоянном неудовлетворении аппетита. Сразу за этой группой была молодая девушка с ангельским лицом, которое уже омрачено печалью. Рядом с нею был её отец, который был сломлен болезнью и почти потерявший здравый рассудок из-за употребления спиртного. Похоже, он потерял уже всякую надежду. Он, озираясь вокруг полусонным взглядом, несколько раз порывался встать и уйти, но рука его дочери крепко держала и каждый раз усаживала его на место.
Большую часть присутствующих составляли женщины. Всё говорило об их разбитых судьбах, о проблемах, которые были в прошлом и существовали сейчас.
Было интересно наблюдать перемену, которая постепенно входила в аудиторию, когда мистер Муди опять и опять провозглашал Бога, Который однажды победил диавола и может помочь и сегодня всем тем, кто обратится к Нему за помощью.
И когда предлагалась искренняя молитва для немедленной помощи, казалось, что мрачные тучи оставляли их сердца, а на смену им приходили солнечные лучи благословения и надежды, глаза, поблекшие от частых слёз, начинали гореть новым светом.
Между почтенными сотрудниками этой миссии были Джон Ванамакер и Джордж Х. Стюарт.
Специальные собрания, которые мистер Ванамакер проводил для юношей в это время, были особенно популярны и собирали огромное количество слушателей.
Как и в предыдущие годы, мистер Муди устраивал собрания  по поводу окончания года. Вот как описывает их Доктор Генри Клейд Трумбилл:  «Центральной фигурой на сцене в тот новогодний вечер  был тот, кого появление и присутствие были самыми впечатляющими. Почтенный доктор Виллиам  С.Плумер, профессор Теологической Семинарии Колумбии, в Южной Каролине, который до этого около 40 лет был президентом генеральной Ассамблеи пресвитерианской церкви, человек, который в любой аудитории вызывал чувство внимания и почтения. Могучий фигурой, статный, достойный восхищения, с белыми,  как снег волосами и развевающейся бородой, он похож был на Моисея Микель-Анжело.»
Мистер Муди на этот раз был представлен не как учитель, но как человек, ищущий ответов.
Доктор  Плумер стоял, как учитель, к которому, младший по возрасту,  Муди, пришел с вопросами, которые тревожат его сердце.

В мире найдётся всего несколько или даже никого, кто бы так знал тревоги и сомнения, переполнявшие души людей, задающих вопросы, как Муди, потому что в своей евангелизационной практике он встречал это много раз и в различных вариантах.
Не много, образованных теологически людей, могли бы ответить на вопросы так мудро и просто, как это делал одарённый умом, имеющий широкое сердце и могучую фигуру патриарха, перед которым сейчас стоял Муди.
Вся сцена свидетельствовала о простоте веры в Бога, когда грешник, пришедший к Нему через Иисуса Христа, со своей нуждой и упованием. Богословы могут дать ответ тревожной душе, которая так ждёт его.
Мистер Муди и доктор Плумер  в этом интервью были единодушны. Некоторые специфические вопросы и ответы могут это проиллюстрировать:

Мистер Муди: «Необходима ли определённая глубина разочарования и боли, чтобы покаяние было  настоящим?»
Доктор Плумер: «Лидия не имела ни боли, ни разочарования, как мы можем прочесть , но  Бог открыл её сердце и она  приняла то, о чём говорил Павел.  Однако,  тюремщик в Филиппах не принял Христа, пока не увидел тревожного предупреждения. Если ты хочешь принять Божия Сына, тебе нет нужды иметь какие-то проблемы. В проблемах нет ничего, что бы освящало душу»
Мистер Муди: «Хорошо, Доктор, а что такое обращение?»
Доктор Плумер: «Слава Богу, когда есть обращение! Обратиться – это значит отвернуться от себя, своего эгоизма, своих желаний, своей самоправедности, самоуверенности и от греха, и повернуться ко Христу»
Мистер Муди: «Может ли человек получить спасение здесь, в этот вечер, прежде чем пробъёт 12 часов?  Получить его сразу, полностью?»
Доктор Плумер? «Почему нет? В моей Библии я читал, как три тысячи человек собрались вместе в одно утро. Все они  бывшие преступники, руки их в крови Сына Божия. Они встретились в то утро, и, прежде чем наступила ночь, они были крещены и стали причастниками Христа»
Мистер Муди: « Как я могу знать, что я спасён?»
Доктор Плумер: «Факт в том,  что Бог истинен. Позвольте Богу совершить Его правду, потому что всякий человек лжив. Если же я принимаю Христа это - не слова мистера Муди и не слова мистера Сэнки,  и не Джона Ньютона, это слова живого Бога, который есть «Аминь»: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную»
Мистер Муди: « Что, если я имею недостаточно веры?»
Доктор Плумер: « Слава Богу, если я могу коснуться края одежды Спасителя, буду спасён. Маленькая вера, как и большая, совершающая великие дела – есть истинная вера. Маленький горящий уголёк среди золы – это настоящий огонь, такой же, как и пылающий огонь в топке»
Мистер Муди : « Я не чувствую, что люблю Христа достаточно»
Доктор Плумер: «И ты ничего не почувствуешь. В течение всей вечности ты никогда не сможешь любить Его настолько сильно, как Он этого достоин.
« Если б я имел тысячу языков, ни один бы не молчал,
Если б имел тысячу сердец, я бы все их отдал Тебе»
Так как время подходило к полуночи, призыв мистера Муди, следующий за митингом вопросов и ответов, являющимся яркой иллюстрацией, прозвучал искренне и глубоко.
Как раз перед 12-тью часами, он попросил всех присутствовавших склониться в тихой молитве. Когда все склонили головы, глубокая тишина была нарушена пением мистера Сэнки: «Почти убеждён»  Потом, последние минуты уходящего года были отданы молитве тех, кто ответил на призыв  сделать последнее искреннее решение.
Когда,  в полночь, прозвонил колокол на здании Независимого Холла и его подхватили все другие колокола города, а так же сигналы паровозов со всех сторон, приветствуя пришедший год Мистер Муди пожелал всем счастливого Нового Года и это, никогда не забываемое ночное собрание, было окончено.
Эхо его отзывается во многих сердцах на земле и на небе, и их благодарность сейчас стала глубже, чем раньше. Благодарность мистеру Муди и его сотрудникам за такое , посвященное Богу, собрание.
После, спустя несколько недель, Георг Х.Стюарт говорил об этих собраниях в Филаделфии: « В конце октября мы планировали большую работу для Бога в нашем городе. Некоторые имели большие ожидания, что это обернётся широкой славой для Небес. Они видели глубокий дух в молитвах служителей и простых членов церквей. И что было в результате? Это превзошло самые высокие надежды. Мы мало надеялись увидеть залы, переполненные день за днём посетителями от семи тысяч до тринадцати, которые пришли послушать старую, старую повесть об Иисусе и Его любви. Бог слышал наши молитвы и Его работа продолжалась во всех наших церквах.
В моей церкви, старой шотландской церкви, которая мало была представлена в таком религиозном движении, я увидел то, что никогда мне не приходилось наблюдать за все сорок лет, которые я знал её. Утренние собрания в управлении церкви и ранние воскресные часы, когда собирался народ, были знаменательны. Дежурный сказал мне, что видел уже в 4-30 утра людей, пришедших сюда. И в шесть часов, холодным январским утром, людей становилось так много, что он вынужден был открывать дверь. Моя церковь имела двух пастырей в течение 75-ти лет. На следующее воскресенье я должен был проводить специальное собрание хлебопреломления, которое было упущено на протяжении многих лет, и 25 новых участников были здесь. Две трети из них – это молодые люди»
Во время миссии в Филаделфии, многие студенты из Принстона приехали на собрания и были глубоко впечатлены. Потом они позаботились о том, чтобы пригласить мистера Муди в их колледж для проповеди студентам. Таким образом, работа, начатая в это время, получила развитие и в других организациях, принося обильные плоды не только в среде американских студентов, но и во всём мире.
Последняя, замечательная миссия этой зимой проходила в Нью-Йорке. На собрании служителей церкви и независимых граждан, в июне 1875-го года, пока мистер Муди был в Лондоне, была образована временная организация, в которой председательствовал Почетный Доктор Джон Холл. Тайным голосованием всех присутствовавших, он получил сердечное приглашение возглавить серию религиозных собраний в Нью-Йорке, как только будет получено на них разрешение. Для  свершения этого плана была образована постоянная группа  и были проведены тщательные приготовления для проведения этих собраний. Президентом главной комиссии был Вильям Е Додж, Джордж Х.Эндрюс, Вовле Колгейт и Генри Оклей – вице президентами. Кроме них,  в эту группу вошли  более тридцати представителей протестантских деноминаций и некоторых, нерелигиозных деятелей.
Они договорились об аренде Ипподрома в саду Мэдисон Сквэр, на Мэдисон Авеню и четвёртой авеню, между 26-ой и 27-ой Стрит и самых подходящих зданий  для собраний.
Аудитория была разделена на два холла, в которых было до 7000 сидячих мест и было сообщено, что мистер Муди с женой  и мистер Сэнки строго заявили  о том, что они отказываются от того, чтобы им заплатили за эти собрания. Все расходы должны пойти только на аренду и прочие услуги. С началом проведения собраний, интерес христиан от пассивного состояния перешел к - активному.  Молитвенные  собрания и конференции всколыхнули город. Ежедневные собрания на молитву в Лирическом Холле были всегда многочисленны. На  Фултон Стирит тоже шли приготовления к собраниям. Опять наблюдалась сердечная  совместная работа христианских лидеров всех деноминаций.
Газета  «Обозреватель Нью-Йорка» описывала высказывание Пресвитериан так: «Люди, которые были приглашены в Нью-Йорк полностью доказали эффективность своего служения своим трудом в других местах и наши пасторы знают, кого они пригласили себе в помощь. Эти евангелисты полностью доказали, что их доктрины созвучны Слову Божию и никто не может осудить их в отступлении от Него. В Великобритании они были в центре самых образованных и ортодоксальных религиозных кругов. На их собраниях присутствовали самые знаменитые  и уважаемые люди – юристы, банкиры и другие профессионалы. В них не нашли никакого религиозного фанатизма и труд их было оценен высоко Пресвитерианами, Синодом,  Генеральной Ассамблеей  и другими церквями Англии.
О них много писалось в прессе и это могли читать как сторонники, так и противники. Я не нахожу фальши в их работе – таков окончательный вердикт. Они в простоте, по Писанию, говорили к необращенным. Бог идёт за ними со Своим благословением  и призывает грешников с их путей, прийти ко Христу. Мы так же имеем свидетельства о том, что труд их не прошел тщетно. Но везде имеет полезное и плодотворное продолжение, спустя годы. Светские и религиозные издания описывали эти события. Вот, одна  из заметок от Виллиама Хайт Колемана: «Только десять минут восьмого на Мэдисон Авеню, а у входа уже собралась толпа, которая упирается в противоположный бордюр, в  ожидании открытия дверей на лекцию, назначенную на восемь утра. Прилично одетая, с  чувством доброго юмора, потопывающая ногами и с удовольствием разговаривающая между собой; один или два человека раздают билеты, тем, кто ещё не имеет.
На противоположной стороне улицы, женщина заговорила с группой молодых людей, одетых не шикарно, приглашая их на собрание, но – безуспешно. Через пять минут дверь отворилась и толпа с радостным восклицанием «Ах!» - медленно начала входить внутрь, насколько позволял дверной проём. Через широкий коридор мы вошли в зал со стульями. Вокруг была галерея, вверху крыша, имеющая несколько стеклянных окон.
Сцена была в виде буквы «К», на ней  - оборудовано место для проповедника, для музыкального инструмента и для хора.  Слева была секция для билетёра. Холл заполнился почти на сто процентов. Публика была смешанная, кто-то был очень беден, кто-то  -  в не очень чистой одежде.
Много чёрных лиц  разнообразили собрание. Многие из присутствующих были учителями Воскресных школ. Кто-то удивился, как могло прийти так много людей в такую рань. Один мужчина сказал: «Я разжег камин и сделал свой завтрак. Хор начал петь в 7-40, собрание присоединилось к нему. Почти все принесли маленькие книги гимнов. Пение вышло простым и духовным. Они пели в хорошее время.
«Ровно в восемь, двое мужчин заняли свои места. Один у музыкального инструмента, другой – у перил. Все поднялись После короткой тихой молитвы можно было увидеть не высокого, крепкого сложения мужчину с широкими плечами, овальной головой, сидящей низко,  и чёрными глазами, которые время от время сияли радостью. Он имел усы и полную, но не тяжелую бороду. Лицо выражало удовольствие, добрый юмор, настойчивость. Пиджак был застёгнут на все пуговицы,  и можно было видеть только верхушку стоячего воротника. Это - Дуайт Л.Муди, лидер работы на Ипподроме. Как инженер, с рукой на пульте, как доктор с пальцами,  на пульсе пациента,  его мысль  работала быстрее него. Быстрая, военная хватка отмечалась в каждом движении.
« Он так быстро объявлял гимн, что мы боялись не уловить слова и сразу смотрели  на Сэнки. Мужчина, выше ростом, с аккуратной стрижкой и бритой бородой; чистый голос, мелодичный, сильный. Он воспринимался мягче и легче, чем Муди. Говорил сильно и зажигательно и пением мог надолго удержать публику в исключительной тишине; и когда он пел, можно было различить каждое слово и по выражению лица, и по интонации  – полностью понять значение песни. Оба они производили впечатление честных и добрых, приятных людей не только внешне, но  и внутренне; их искренность была не наигранной.
« После гимнов и молитвы мистер Сэнки исполнил соло, потом мистер Муди рассказал историю Иакова. Стоит это описать подробнее. Его голос был грубый, настроенный на один тон, говорил он прямо перед собой, не поворачивая головы, за редким исключением, бросая взгляд в сторону.
Но как реально он описывал людей! Как визуализировался перед нами Иаков, словно мы видели его живым. И как точно он преподносил уроки из жизни патриарха мужчинам и женщинам, сидящим перед ним!
 Его жесты не были многочисленны, но были убедительны. Рука, с открытой ладонью поднималась вверх или руки вместе опускались вниз, как молот. Но более всего он держал в руках библию, Быстро находил убедительный стих и опять откладывал её на пюпитр. Его проповедь или лекция по Библии были более, чем провозглашение Библейской правды или утверждение Библейских историй, они глубоко касались сердец слушателей.
Иногда он допускал грамматические ошибки в речи, но его знание Библии, опыт жизни и искренность начисто стирали весь критицизм, который мог возникнуть по этому поводу.
Несмотря на заполненные проходы, он видел, что делается вокруг. Перед окончанием собрания к платформе направился  развязный молодой человек и хотел ступить на сцену. «Ашеры позаботятся об этой ситуации» - сказал мистер Муди быстро, но спокойно. Потом кратко помолился, закончил благословением и когда он поднял голову, того человека не было близко»
Другой наблюдатель описал не менее интересную ситуацию, произошедшую на вечернем служении:
«Представьте себя на сцене Холла на Мэдисон Авеню в 7-15 вечера, за пять минут до открытия дверей. Сцена и прилегающая галерея уже заполнены хористами, христианскими работниками, их помощниками и билетёрами; пол помещения не занят, обрамлённый ашерами  верёвками на подставках, никто не имеет права сесть здесь, прежде, чем откроют двери. За спикером, в отдельном уголке, обозначенном перилами, находится кабинет телеграфиста, кем обычно является леди. Рядом, как обычно, сидит председательствующий, который управляет процессом. На другом конце сидит другой управляющий и оператор. Они следят за освещением, обогревом и посадочными местами.
“Дзин, дзин, дзин – прозвонил колокольчик 10 раз, призывая ко вниманию. Потом ещё… и все три двери открылись, впуская людей в холл. Кто-то почти бежал, кто-то шел медленнее, занимая места. Через десять минут все уже сидели . Галереи заполнялись медленнее,  никому не позволено было стоять между рядами или перед галереями.  Когда  все уселись, двери закрыли. Между рядами можно было видеть голубые формы нескольких полицейских, но их роль, на этот раз  была  не сложной. Обращений почти не было.
Пол  часа  до начала служения прошли быстро. Кто-то рассматривал огромную сцену, не скрывая интереса. Яркий свет от множества отражателей падал на лица присутствующих.
Здесь присутствовали люди разных сословий и возраста. Мужчины, женщины, дети. Более разнообразное собрание народа трудно себе и представить. На встрече женщин, что была в 4-30, преобладали старшие по возрасту. Некоторые были так слабы, что, казалось, их принесли и посадили на стулья. Но вечером – собрались люди всех возрастов. Однако, шума никакого не было. В 7-45 мистер Тэтчер призвал хор к пению и показал свои прекрасные способности в управлении, как хором, так и аудиторией. Он был отличным музыкантом. Книжки с гимнами Муди и Сэнки, были очень хорошим дополнением для проведения таких собраний. Никакое печатное издание, изданное  до них,  не было так популярно. Слова их песен были полны проповеди, музыка – отражала их настрой,  и мелодии , и слова были простыми и легко запоминались после первого прослушивания. Когда это величественное собрание пело «В руках я Иисуса» или «Я слышу, голос Твой, зовёт меня - Приди», сразу приходило понимание о великом значении  духовного пения.
« Восемь часов и мистер Муди  - на своём месте. Это был прекрасный вечер. И так как все места в холле были уже заняты, на улице, возле дверей собралась тоже приличная толпа.
Объявляя гимн,  он сказал: «Сейчас, тысяча из вас, не перейдёте ли в здание на Четвёртой Авеню для совершения молитвы об этом собрании? А те, кто снаружи, смогут занять ваши места. Это был призыв к практическому применению христианского самоотвержения для тех, кто недавно боролся за лучшие места. И,  тем не менее, некоторые вышли.
« Нет и половины, того, что хотелось бы», -  сказал он позже. Многих из вас я вижу каждый вечер и если б знал имена, то мог бы попросить индивидуально. После этой просьбы, поднялось ещё много,  оставив  свои места. С улицы – зашли новые люди,  и опять всё было занято. Даже сцена не избежала оккупации.
«А теперь он попросил ашеров открыть окна. Это было второй  просьбой, ведь мистер Муди всегда  был непреклонным в том, чтобы зал был обеспечен свежим воздухом.
« Свежий воздух очень важен на служениях. Он хранит людей бодрствующими, а я вижу, что некоторые уже готовы дремать»
Насколько раз окна то открывали, то закрывали, потому что порывы ветра не давали покоя.
« Как он проповедовал, уже было описано. Вечерние и дневные проповеди существенно различались в зависимости от того, кем были слушатели. Он преподавал для неверующих основы Благой вести, а для верующих – учение Христово. Его вечернее служение о Духе Святом было адресовано. Как для аудитории, так и для него лично. При окончании, он произнёс дрожащим голосом: « Я хочу больше этой силы. Молитесь обо мне, чтобы я был исполнен Духом Святым, когда выхожу на сцену, чтобы люди могли ощутить, что я пришел с посланием от Бога.
Тишина в аудитории, во время проповеди Муди и пения Сэнки, была исключительной. Даже грубые юнцы, толпившиеся в галереях, не производили ни звука. После проповеди мистер Муди объявил, что для мужчин будет дополнительное собрание в одном зале, а для юношей – в другом.
Так же – будет в отдельной комнате вечер вопросов и ответов. Тех, кто собирался посетить эти собрания, он просил перейти в соответствующие залы во время пения последнего  гимна.
«Ипподром был организован бизнесменами для проведения досуга богатых людей, но без Силы Духа Святого вся эта структура мало приносила пользы душе каждого человека. И только проповедь, которая звучала здесь  днём и вечером на протяжении двух недель, смогла поменять многое не только внутри, но и снаружи. Полицейские докладывали, что за это время не было ни одного ареста. Доселе – небывалая веешь. Так же отмечено, что несмотря на возрастающую бедность, в эти дни не зафиксировали  увеличения криминала.
Христиане воспрянули духом, потеплели сердцами и учились работать так, как никогда не работали, учились  читать Библию и применять её уроки в своей повседневной жизни. Учились, как делать добро ближним, как в простоте достигать людей , естественно и с успехом; как быть постоянными и чистосердечными. Лёгкая жизнь церкви, принятая многими, была остро отвержена благодаря проповеди этих двух евангелистов.  Участвуя в богослужении в грубых стенах Ипподрома, сидя на деревянных стульях, слушая   хор,  без особой подготовки, внимая   проповеднику,  без пюпитра, люди поняли, что для этого не обязательно иметь дорогие церкви с мозаичными окнами, с мягкими лавками, с дорогим органом и квартетом певцов. Во всём этом нет необходимости для служения Богу, тем более, что эти дорогие атрибуты, часто не достигают бедных, а служат только в утеху богатым.
Общее пение получило широкое распространение. Маленькая Книга Гимнов Муди и Сэнки переполнялась коллекцией гимнов по 1200 и 1400. Некоторые из них, одна треть – почти не пелись, а другие (тоже  - одна треть)  - уже износились, разбухли. Содержащие только части, новые  и старые, которые люди могли петь, эти сборники, особенно, некоторые песни, пелись людьми как по всей этой стране, так и за её пределами, в Европе, Азии и Африке. Потом было напечатано ещё 5 миллионов копий и были сделаны переводы на 12 языков. Потом пришла идея, чтобы эти песни имели исключительно темы Благой вести, так как обратили внимание, что именно через пение  многие души приходят к покаянию.
«Проповедники Евангелия открыли для себя, что мистер Муди преподал им ценные уроки для ведения их работы.  Теперь они посмотрели по-новому на то,  как сделать библейскую правду и её примеры более реальными, как шире  использовать Библию в проповеди.  Вместо того, чтобы брать какой-то текст из Неё в качестве болта, и вешать на него своё мнение и свои идеи, но учиться,  как приносить правду во все слои населения и объединять их, как посылать и зрелых христиан, и вновь обращенных,  на совместную работу. И сейчас,  для каждой церкви дана возможность обратить внимание на идеи, поданные мистером Муди, относительно церковных долгов, справедливости, церковных хоров, и других вещей, которые необходимы в современном мире.
Принимая мудрое решение, откликнувшись на приглашение проповедовать в величайших городах Америки, мистер Муди возимел очевидный успех , который привлёк в народе интерес к пробуждению в Филаделфии и Нью-Йорке. Это давало ему вход  и на другие широкие территории.
Дополнительную роль в распространении духовного влияния принесли и светские газеты, которые не редко освещали христианскую работу в последние годы. Несмотря но то, что некоторые и не считали эту работу столь необходимой, всё же, честно описывая события, они проявляли симпатию и уважение к этим собраниям.
«На Ипподроме, день за днём, мистер Муди собирает такие огромные аудитории, которых наш город не видел никогда»  - писал один из влиятельнейших журналов. « Юристы, банкиры, продавцы, которые раньше боялись переступить порог церкви, сегодня оказались в этом собрании вместе с людьми всяких профессий и всяких сословий. Все классы людей, все  жизненные ситуации сошлись на этом собрании возрождения . Мистер Муди настолько убеждённо и целенаправленно  проводит эту работу, что, кажется – используя Библейское выражение –  скорее леопард поменяет свою шкуру, нежели он – свои  намерения. Ничто не может сдвинуть его с намеченного пути… он даже не намерен пока – менять свою грамматику.
« Позвольте открыто сказать, что, когда нам придётся сказать ему - До свидания – в сердцах останется только благодарность за то,  что он есть таким, каким есть. Мы не поменяем его. Сделайте его самым лучшим для прочтения проповедником, и он потеряет половину силы. В своей работе он  как раз такой, каким должен быть – оригинален, импульсивный и без комплексов.
“Мистер Муди более уверенно и широко достигает масс, потому что он, один из них, и потому что его убедительные слова не являются результатом образования, которое бы сдерживало и формировало процесс его мышления. Его простая, даже с ошибками, речь была приятна для их ушей. Им нравилась его целенаправленность и искренность. Он предлагает им измениться и это имеет смысл. Он старается помочь им и дать убежище от горького ветра, который бушует в мире; и он вселяет в них  уверенность в любви Божией. Здесь они сидят и слушают – бедные, разочарованные, разбитые, исполненные грусти -  и он берёт их и наполняет чувством умиротворения, и отдыха от всех болезней. Жизнь становится более приятной для них, будущее светит надеждой. Мистер Муди берёт больше аккордов, чем обычный воскресный пастор, он ближе подходит к дому, он питает их больше, их общество оживляется полнее. Они уходят с Ипподрома осветлённые и исполненные силы. Они любят мистера Муди, как и,  почти,  все другие. Иначе, он бы  и не имел никакой возможности их изменить. Мы восхищаемся его простотой и живой искренностью, касающейся масс, его полнейшей индивидуальностью и натуральностью, не подлежащей счету»
Интересный случай произошел в то время, касательно Профессора школы Ял Дивинити , Джорджа П. Фишера, который иллюстрирует искренность, смелость и откровенность мистера Муди, так же, Как и его вежливость.
« Как-то вечером, я шел с мистером Турлов Вид, который долгое время был политическим лидером в Нью-Йорке и ещё -  служил неофициальным послом в Англии с сильными мужами.
По ходу разговора мистер Вид спросил меня, знаю ли я мистера Муди и добавил, что он  прислал ему замечательное письмо, которое он хочет мне прочесть. Это было щедрым вкладом мистера Вида  в ознакомлении со вложенной ценой на служения в Нью-Йорке. Мистер Вид не мог полностью помнить подробности относительно этого письма, поэтому решил прислать мне его копию. Вот оно:
« Мистеру Вид.
Мой дорогой друг: Ваш чек от 20-го марта я получил вчера, и я не знаю, что мне  делать. Я боюсь, что Вы сделали это, как очередное благодеяние и это может удерживать Вас от того, чтобы Вы пришли  ко Христу, как потерянный грешник. Я хочу, чтобы Вы знали, как я переживаю,  и как грустно мне видеть Вас всегда  «вне и вне» Божией стороны.  Благодарю Вас за деньги. Но что бы Вы сказали, если бы я поступил с этим подарком так, как и Вы поступаете с даром Божиим, если бы я прислал их Вам назад, не обиделись бы Вы? Теперь же, как я принимаю Ваш подарок, не примете ли Вы и Божий дар, чтобы нам возрадоваться вместе? Я не могу перенести, покидая ваш город, оставить Вас вне Ковчега, который Бог приготовил для Вас и всех остальных. Надеюсь, вскоре услышать о Вашем обращении. Остаюсь Вашим другом и братом (я надеюсь) во Христе.
________________________Подпись: Д.Л.Муди»
Когда собрания ещё продолжались, римо-католическая газета Таблет в одном из  своих  номеров, посвятила две колонки работе евангелистов, говоря:
«Труд мистера Муди не является грехом. Это не грешно, приглашать людей любить Иисуса Христа и служить Ему. Это необычно, не подготовлено, но может принести множеству людей правильный образ мышления, после чего церковь найдёт их более подготовленными к принятию истинной веры.
«Что бы ни говорили на это философские скептики», -  писала газета «Нью-Йорк Трибюн» – «Работа, проведенная мистером Муди этой зимой в нашем  городе -  для отдельных людей и для всего общества – будет жить»
Пьяницы перестанут пить, злые беззаконники -  обратятся к морали, эгоисты - задумаются о других, развязные -  станут благороднее,  нечестивые – чистыми, молодые -  обретут более благородные цели, старики - поймут свои недостатки.
Новая надежда подняла сотни человеческих сердец. Новое созвездие взошло над городом, полным печали, и новые принципы вошли в жизнь, день ото дня  преданную добыванию денег, через этих простых тружеников. Что бы ни говорили противники, здравомыслящие люди, будут с благодарностью вспоминать  их труд любви»
Cпустя годы,  после этих собраний, критики задавали вопрос: где же те люди, которые покаялись на Ипподроме? Без великого усилия оценить собственное состояние, они требуют немедленного изменения от тех, кто искренне выразил доверие к слову евангельской проповеди. Христиане многих церквей Нью-Йорка и других городов, которые пришли к вере на этих собраниях, не носили на себе отличительных знаков, чтобы кто-то мог их пересчитывать. Но вряд ли можно найти город, который мистер Муди не посетил, в течение оставшихся двадцати пяти лет своей евангельской работы  и чтобы он не встречался там с теми, кто узнал о Христе в старой Пенсильвании, в Филаделфии  или на Ипподроме Нью-Йорка, зимой 1875-76 года.
Вот одно из писем, которое мистер Муди получил через двадцать лет.  Оно  -  от одного пастора из Нью-Йорка:
«Влияние пробуждения, которое началось зимой 1876-го года,  имеет  постоянное действие на формирование церквей города. Об одной из церквей говорится, что в 1876-м году её состав пополнился 139-ю новыми членами. кроме них, 121 человек  пришел к покаянию  и принятию веры в Иисуса Христа, и большая часть из них. Пришли под влиянием собраний , проведенных в том году. Эти люди остались в церкви,  и только малый процент из них, ушли в мир опять.
Никогда больше, мы не имели такого числа спасённых в один год. Для нашего города это большое благословение. Работа была проведена с успехом. Наш город ни в чём так не нуждается, как в старой вести Евангелия. Сила её не иссякает. Всё проходит, но весть о Христе, о Его учении, о кресте – всегда нова. Вы проделали хорошую работу в Копер- объединении и в Холле Карнеги. Да благословит Вас Господь, ободрит Вас, чтобы Вы совершали больше и больше для крещения Духом Святым»