Хрустальный пуй. Пьеса с прологом и эпилогом в 4 а

Лида Янова
Пролог: Выходит ВЕДУЩИЙ
ВЕДУЩИЙ:
На фоне Пуя, славного когда-то
Среди паломников, проливших много слез,
В лучах багряно-алого заката
Стоит статуя в венчике из звезд.
Историю означенной скульптуры
И роль ее в спасении Пуя
Расскажем и покажем, как с натуры,
Ни капли истины от Вас не утая.
Я приглашаю в город Пуй всех Вас
В момент, когда несчастья пробил час.
Акт первый: Главная площадь города Ле Пуй украшена флагами, шариками и транспарантами, на которых написано: «Отстоим родной город», «Нет – извержению, Да - искусству!», «Руки прочь от наших вулканов!» На заднем плане возвышается острая скала, которая, собственно говоря, и является пуем. Из-за деревьев тут и там выглядывают головы довольно уродливых статуй. На переднем плане празднично украшенная трибуна, на которой стоят МЭР с трехцветной розеткой на сюртуке и маленький седенький АРХИВАРИУС. Перед ними – ГОРОЖАНЕ.
МЭР:
(Про себя) Уже, пожалуй, около шести.
И заседание уже могу начать я.
(громко) Добро пожаловать, достойные собратья!
Я попросил вас всех сюда прийти,
Чтоб обсудить вопрос архиважнейший.
Но прежде чем начнем, я попросил,
Чтоб друг мой, архивариус милейший,
Нам историческую справку огласил.
Попросим, громко хлопая. Итак,
Наш архивариус. Ну, цить! Какой бардак!
 (Горожане аплодируют, из толпы доносятся крики: «Даешь!» и «Вив ла Франс!»)

АРХИВАРИУС (трясет головой и говорит дребезжащим голосом)
Мильоны лет назад курились тут вулканы.
Вздымались лавы мощные фонтаны.
Леса горели, пряталось зверье.
Все покрывалось пеплом, ё моё!
Прошли века, вулканы охладились,
Их конусы в пейзаже растворились
На месте выжженной пустыни вырос сад.
Лишь жерла бывшие утесами торчат.
 (указывает на пуй за своей спиной)
Вот наш возник из лавы жарких струй.
От страха мы его назвали «Пуй».
Живем под ним. Тут город заложили.
Под стенами Пуя сады разбили.
Пасем свои стада, растим детей,
И от судьбы не ждем дурных вестей.
А между тем над нами ходят тучи,
И от беды пока спасает случай:
В любой момент пойдет в тартарары
Наш Пуй и часть вон той большой горы.
Нам сотню лет назад виденье было.
Оно нам все подробно объяснило:
«Вулкан не спит! Так будте начеку!»
А мы с тех пор сидим, и ни ку-ку.
И вот теперь подземный рокот слышен:
Вулкан опять угрозой взрыва дышит.
Пора уж нам принять крутые меры.
Хочу я передать тут слово мэру.

МЭР (говорит звонко и с нажимом, часто поправляя свою трехцветную розетку на груди)
Наш город – не последний на планете,
Известен всем паломникам на свете.
Отсюда отправляется в поход
Паломнический плачущий народ
По длинной и крутой тропе Сэн Жака.
Паломники уходят, но однако
Глядят назад, на Пуя старый склон,
Скульптурами украшенный, как сон.
Наиглавнейшее из всех других искусств –
Для нас Ваянье. Несмотря на вкус,
Благословенны горожане Пуя:
У каждого в саду своя статуя.
Пускай крива, корява и горбата,
Но сделана народною лопатой.
Народная любовь сияет в них
И к небу воспаряет напрямик.
Я вижу в них спасенье от напасти:
Мы воззовем чрез них к господней власти!
Сограждане! Достойные Пуяне!
Прислушайтесь к кипению в вулкане!
Не выжить нам в стихии океане
Без помощи небесной божей длани!
Я объявляю конкурс. Как хотите,
А нужен нам небесный покровитель.
Несите статуи! Мы выберем такую,
Чтобы украсила собой вершину Пуя!
Идите спать. Подумайте об этом.
А сам я озабочусь худсоветом.
(Горожане расходятся, оглашая воздух громкими продолжительными аплодисментами)

Акт второй: Сад господина ЖАМБОНА. На переднем плане – ствол старой сливы. Слева стена сарая, к которой прислонена лопата и другие садовые инструменты. Справа за кустами виднеется черезвычайно грубо сделанная статуя. Из-за сливы появляется ВЕДУЩИЙ.
ВЕДУЩИЙ: Устали все. Спать улеглись Пуяне.
Кто в койку, кто в гамак, кто на диване.
И лишь один Жамбон благочестивый
В своем саду окапывает сливы
И думает, как городу помочь.
Корявый контур брошенной статуи
Своим плащем тяжелым скрыла ночь
Ведущий уходит. Входит Жамбон. Берет лопату, снова ставит ее на место. Садится под сливой и устало прикрывает глаза.
ЖАМБОН: Статую начал я четыре года
Назад. Работал часто до восхода.
Но все равно не хороша она.
В ней не хватает жизни и искусства.
И у меня сейчас такой чувство,
Что ею брезгует сама луна.
Я очень за статую беспокоюсь,
Что не пройти ей этот строгий конкурс.
В этот момент за сливой начинается свечение, и появляется закутанная в покрывало ДЕВА. Она медленно и плавно движется к Жамбону.

ЖАМБОН: Какое странное возникло там сиянье.
Что это? Дева в белом одеянье!
Она сюда ко мне идет,
мне руку на плечо кладет.
Что говорит?

ДЕВА: Жамбон, твое деянье –
Твоя статуя – город ваш спасет!
И вот что я скажу: под старой сливой
Хрустальный Пуй зарыт. И терпеливо
Судьбы своей отрытым быть он ждет.
В земле, во мраке плачущем могилы
Волшебный светлый Пуй лежит.
Чтоб, наконец, народ твой стал счастливым,
Тебе статуй закончить надлежит.
Отрой тот Пуй и в руки дай статуе,
Чтобы искусство не пропало всуе
И никогда вулкан не извергнулся! (Дева исчезает)

ЖАМБОН: Ого, я кажется заснул! Теперь проснулся.
Мне сон загадочный навеяла луна.
Про деву в белом. Что плела она?
Про сливу что-то, после про статую.
Ну что ж, тогда пойду и посмотрю я.

Жамбон берет лопату и начинает копать под сливой. Слышиться мелодичный звон. Жамбон вынимает продолговатый предмет, стирает с него землю и с удивлением рассматривает.
ЖАМБОН: Ой, что это? Смотри-ка, в самом деле
Хрустальный Пуй. А мы его задели!
Но, слава богу, не разбился он!
А я уж испугался: «Что за звон?»
Что дева говорила мне в виденье?
Отдать статуе в руки надлежит,
А утром, таково предназначенье,
На конкурс статуй, видно, путь лежит.
Ну что ж, еще пойду и посеку я,
Хоть как-нибудь доделаю статую.

Жамбон берет лопату и начинает высекать ею свою статую. Потом кладет Пуй в руки статуи, и весь сад заливает зеленоватый свет.
ЖАМБОН: Каких чудес на свете только нет!
Да будет Пуй! Да будет ясный свет!


Акт третий: Снова площадь Ле Пуя. На трибуне заседает Худсовет во главе с МЭРОМ. Граждане несут статуи, одна другой кривее.
1-й ГОРОЖАНИН: Я вот, привез, хочу на конкурс я.
Пускай стоит на краешку Пуя!

МЭР: А это что? Вот этот истукан
Кого изображает?

1-й ГОРОЖАНИН: Ма маман.

МЭР: Ты думаешь, господь нас защитит
Коль мать твою на склоне углядит?
Не знаю уж. Не «да», скорее «Нет».
Тебя не пропускает худсовет.

2-й ГОРОЖАНИН: Любезный Мэр, возьмите вот мою
Прекраснейшею в мире статую!
Я десять лет ваял ее в саду.
Отсюда я так просто не уйду.

МЭР: Ах, десять лет? Такой огромный срок!
Но статуе твоей не шел он впрок.
Она еще кривее и грубей,
Чем двадцать пять прошедших статуей.
Впадаю уж в отчаяние я.
Гду статуя, достойная Пуя?

Из-за деревьев раздается гул голосов и радостные крики приближающейся толпы. Появляется ЖАМБОН, толкающий повозку со СТАТУЕЙ держащий в руке хрустальный Пуй. Свет, исходящий от Пуя, заливает все вокруг. Худсовет в едином порыве вскакивает со своих мест и молитвенно протягивает к статуе руки.
ЖАМБОН: Родимые, любезные Пуяне!
Достойный мэр! Простые горожане!
Сегодня ночью было мне виденье:
Небесный ангел навестил меня,
Вложил мне в руки божее творенье,
Исполненное светлого огня.
Мистически под старенькою сливой
Нашел я этот талисман счастливый,
Что нас от наважденья защитит
И город наш навеки освятит.

МЭР: Мы в восхищенье! Это то, что надо!
Достойнейший Жамбон, тебе – награда!
А статую твою мы вознесем
На пьедестал, парящий над Пуем.
И голову ее украсим мы
венцом из звезд, подобием чалмы.
Танцуйте все! Ликуй, народ, ликуй!
Вот статуя, что наш украсит Пуй!
Оркестр! Громче скрипки и басы!
Вина для всех, а также колбасы!

Оркестр играет марш. Худсовет берет статую на руки и несет ее по направлению к Пую. Горожане танцуют, поют, пьют вино и едят колбасу с зеленой чечевицей. Постепенно смеркается, некоторые горожане начинают медленно оползать на землю и укладываться под скамейками. Когда становится совсем темно, все на площади уже спят.

Акт четвертый: Та же площадь на следущее утро. Повсюду следы вчерашнего веселья: стаканчики, бумажные тарелки, бутылки и прочий мусор. Из-под скамеек торчат ноги пьянчуг. ДВОРНИК шаркает метлой по песку и с укоризной собирает бутылки в сумку. Подходит к ПЬЯНЧУГЕ, отнимает у него бутылку, поднимает его ноги и подметает под ними.
ПЬЯНЧУГА: Эй ты. Постой! Бутылку-то отдай!
Куда попер? Там что-то оставалось.
Ой, в голове сейчас такой раздрай,
Наверное, нам славно погулялось.
Одна беда – не помню ничего.
Веселье-то вчера из-за чего?

ДВОРНИК: Вот дурья ты башка, мозги пропил!
Неужто вправду все ты позабыл?
Хрустальный Пуй чудесно к нам явился.
Вот ты от радости под стол-то и свалился.

ПЬЯНЧУГА: Ах да, хрустальный Пуй? Да где же он?
Вчера им разве не украсили мы склон?
А нынче уж его не различу я.
Стоит статуя совсем без Пуя!

ДВОРНИК: Ой, матерь божая, заступники отцы!
Украли Талисман наш наглецы!
Наш город вновь, как встарь, не защищен,
Добыча легкая для сил подземных он.
Сограждане, бегите все сюда!
Зовите мэра! Страшная беда!
(ДВОРНИК бьет в набат. Со всех сторон бегут полуодетые горожане, рыдают и трясутся от страха. Вбегает мэр в ночной рубахе, украшенной трехцветной розеткой, за ним Жамбон в пижаме)

МЭР: Сограждане, достойные Пуяне!
Кто Пуй хрустальный спер из вас по пьяни?
Верните Пуй, по доброму прошу,
Не то из вас окрошку накрошу!

ГОРОЖАНЕ: Достойный мэр, за что же вы так строго?
Да то не мы, побойтесь, право, бога!
Как вы могли поверить всякой дряни?
Тот, кто украл, конечно не Пуянин.
Такого святотатства никогда
Не совершили б мы. Беда! Беда!

МЭР: Какой кошмар! Что делать нынче будем?
Над нами все смеяться стянут люди!
Ведь мы-то думали, что дело шито-крыто
И растрезвонили уже на целый свет,
Что есть у нас волшебная защита.
А вот защиты-то теперь у нас и нет!
Про нас вчера писали все газеты,
Все ждут прямого доказательства чудес.
А доказательства-то, вобщем-то, и нету.
Статуя не приметна для небес.
Уж едет к нам сюда король Луи,
На наши хочет он взглянуть пуи.
Отбил я телеграмму королю.
Что делать нам? Я от стыда сгорю!
Мы статую воздвигли на утесе,
Хрустальный Пуй вложили в руки ей.
Я обращаюсь к вам с таким вопросом:
Чем заменить нам лучший из пуей?

ЖАМБОН: Послушайте меня, любезный мэр.
Противник я особо строгих мер.
Есть у меня такое предложенье.
Не знаю, как оцените его.
Но все же это мне вчера в виденье
Явилось Божество.
Вот что сегодня предлагаю я:
Лопату вставим мы вместо Пуя
Как символ нашего искусства и труда.
Лопату ж не утырят никогда?
Она в лучах пылающих светил
Светиться будет из посдедних сил,
И свет ее достигнет разных стран
И осветит моря и океан.
Паломник ли усталый подойдет,
Повозка ли в болоте забуксует,
Лопата светлый знак свой подает
И, как маяк, дорогу указует.
Тем более лопата – инструмент,
которым Пуй священный был отрыт,
Символизирует торжественный момент
Отрытия, чтоб был он не забыт.
Решайте Вы. Я все вам изложил.

МЭР: Ну что ж. Я – за! Ну а еще кто с нами?

ГОРОЖАНЕ: Ну че? Пускай. Неплохо закрутил.
Пусть будет нам лопата, словно знамя.
Давайте же лопату нам сюда
Как символ нашего искусства и труда!

Граждане приносят лопату, и особо ловкие смельчаки лезут на Пуй и вставляют лопату статуе в руки. В этот момент играют фанфары, и на площадь въезжает карета КОРОЛЯ ЛУИ. Все склоняются в поклоне.

КОРОЛЬ ЛУИ: Приветствую, любезный мой народ.
Чего это вы все с утра собрались?
И почему на вас не достает
Частей одежды? Или вы купались?
Я все дела державы отложил
И в ваш прелестный город поспешил,
Чтобы увидеть лично это чудо.
Ну, где же Пуй? Ведите же меня!

МЭР: Его у нас какие-то паскуды
Украли ночью, до восхода дня.
Но мудрый наш собрат месье Жамбон,
Он всех нас спас.

КОРОЛЬ ЛУИ: Ну, так и где же он?

ЖАМБОН: Я здесь, Ваше Величество, И я
И есть отрытель славного Пуя.
Я память о Пуе в груди ношу,
А вас я об одном лишь попрошу.
Позвольте нашей местной статуе
Держать лопату в память о Пуе.

КОРОЛЬ: Да, просьба странная. Я должен видеть сам,
Как вы смогли исправить этот срам.
Я неспроста проделал этот путь,
Сюда я ехал, чтоб на Пуй взглянуть.
И что же нынче тут увидел я?
Стоит статуя без пуя!
Стоит статуя
В лучах заката,
А вместо Пуя
Торчит лопата!
Решенье неожиданное, но
Пришлось мне очень по душе оно.
Я награжу тебя дворянством, мой Жамбон!

ГОРОЖАНЕ: Да здравствует король! Как славен он!

Оркестр выходит и начинает играть, на площадь снова выкатывают бочки с вином, все танцуют и поют, парти продолжается. Занавес.

Эпилог: (выходит ВЕДУЩИЙ)
ВЕДУЩИЙ:
Потом в соседнем городе сыскался
Хрустальный крест. Откуда только взялся?
А статуя наш город охраняет,
Утихло грозное урчанье вулканов.
Лопата же окрестность осеняет
И далеко видна со всех холмов.