МакДак по-киевски - коммерция, или идеология?

Мурат Нурмухамбетов
На Великий праздник Крещение Господне оказался транзитом в Киеве, посещение которого всегда считал делом полезным и интересным для исследования.

Тем более со мной был младший десятилетний сын, которому я был просто обязан дать, хотя бы самое элементарное и первое представление-эскиз-абрис о Матери городов русских!

Поэтому первым нашим действием, после выхода на перрон вокзала, стал поиск экскурсионного автобуса для обычной обзорной поездки за 100 гривен на душу.

Время было уже обеденное, до отъезда турбусика было около часа и мы решили немного перекусить, тем более, что в суверенном ночном экспрессе «СПб – Киiв» вагон-ресторан отсутствовал напрочь.

Прямо на привокзальной площади двухэтажным стеклянным бастионом неоглобализма размещался «Макдональдс», в который мы и решили занырнуть (по пожеланию сына!).
Народу внутри было достаточно много – место бойкое и проходимое! Доходное можно сказать!

Как потом выяснилось, с другой стороны многочисленных путей вокзала всех выходящих и входящих путешественников встречал другой форпост международного обжорного империализма - КFC, с бодрым козлобородым дядькой в очках!

Обложили они нас со всех сторон! Особенно здесь! 

Привычно подойдя к первой свободной стойке, мой сын произнес дежурное «Хэппи-Милл», а я обратился с вопросом, что могут предложить легкое и сытное на перекус.
Ответ я услышал в виде бодрой скороговорки на украинской «мове» от совсем молоденькой кассирши.

Она прекрасно понимала мою русскую речь, но все ответы следовали исключительно на ее украинском, под одобрительные взгляды ее соседок по прилавку!

Конечно, украинский язык не иврит, тем более, речь шла не о квантовой физике, выбор блюд в МакДаке традиционен, а расчет велся посредством банковской карты, поэтому особого труда составить-получить заказ для меня  не составило!

Традиционное меню дополняли местные бургеры на черном хлебе, который я и выбрал!   

Но осадок, и повод для размышлений остался…. 

В поисках свободного места мы поднялись на второй этаж, где, увы, свободных мест не было! Тогда я заметил молодого мужчину, одиноко сидевшего с подносом фаст-снеди, и предложил ему составить компанию, на что, тот с очаровательной улыбкой согласился! Пожелав друг другу приятного аппетита, мы приступили к застолью!

Произошедшее чуть ранее настолько выбило меня из колеи, что чуть позже, когда мы начали застольную беседу в формате «обо всем» с упомянутым приятным молодым человеком, эта тема вышла наружу сама.

Мой собеседник, назовем его Тарас, попытался возразить мне, сказав, что если у вас в Казахстане, кто-то обратится к продавцу по-украински, то вряд ли услышит ответ на нем!

Однако, ответил я, в данном случае, речь идет не о Тасмании, Зимбабве или Джибути!

Поэтому, насколько этично, или просто политкорректно, зная и понимая родственный язык собеседника отвечать ему на другом?

Тем более, речь идет о коммерции, где продуктом такого общения является явная выгода!

Ведь всегда, задолго до дипломатов и послов, все великие и невеликие географические открытия совершили именно коммерсанты-негоцианты, всякие Васки да Гамы, Марко Полы, Фернаны Магелланы, которые тщательнейшим образом исследуя традиции и культуру своего будущего торгового партнера, вывели неоспоримую истину – аксиому: «Клиент всегда прав!», …прав потому, что он платит Деньги!

Даже у себя в Алма-Ате, переименованной нынче в Алматы, я будучи казахом, испытываю крайнюю неловкость и стыд, когда в ответ на обращение на русском языке слышу хамовитый ответ на казахском языке от кассира обычного супермаркета.

Редко, но бывает! Националистический угар! Но угар проходит, а жизнь-то продолжается!

Наши недалекие западные соседи, бывшие собратья по Союзу, изобретшие нелепость в виде паспорта «Не гражданина», с начала девяностых годов прошлого столетия усердно выкорчевывали-выпалывали все, что было связано с нашей общей недавней историей, в том числе и русский язык, в любви которому их никак не обвинишь!

Однако, совсем недавно, будучи в Риге я узнал, что основным критерием при приеме на работу, которой там не очень-то и много, особенно в службы сервисных услуг (гостиницы, рестораны, и даже банки),  является знание не сколько английского, немецкого, а именно русского языка!

Потому, что деньги, капитал, бизнесмены, не говоря о весьма щедрых на чаевые туристах, рекой потекли именно из России!

Деньги, которые спасают квази-экономику этого туристического килько-кластера!

Да и что там осталось, кроме туризма?

Не надо далеко заглядывать в историю, просто вспомните Турцию, сделавшую первоначальную ставку на туристов из бюргерской Германии и прочей англосаксонии, которая лихо, в кратчайшие сроки, вся - от мала до велика, в любой гостинице-ресторане, в каждой базарной лавке выучила разговорный-коммерческий русский язык!

И забывать его не собирается!

Как известно, корпоративные стандарты McDonalds везде одинаковы. Об этом они кричат на весь мир!

Во время работы на кассе сотрудников всегда просят улыбаться и вести себя дружелюбно. Для эффективной работы у них поддерживается важный принцип  трёх «К»: Коммуникация, Координация и Кооперация.

Так получается, что здесь он не работает!

Или для «МакДональдс Юкрейн Лтд» действуют особые условия!?