Война в приметы не верит

Наталья Малыгина Федорова
 
                Памяти моего деда Егорова Петра Герасимовича
                посвящается

      Воинский эшелон с солдатами сибиряками был погружен до отказа. Он шёл на запад, почти не останавливаясь и не задерживаясь на станциях. Колёса, как сговорившись, выстукивали на перегонах только одно слово «вой-на», «вой-на», "вой-на».
     Был июнь 1941 года. За несколько суток в пути Пётр Герасимович перебрал в памяти события последних лет своей жизни. Служил в пограничных войсках на реке Амур, вернулся в свою деревню Здвинск Новосибирской области и пошёл работать в отделении милиции участковым. Женился на Елене, учительнице сельской школы. На их свадьбе, как водится, гуляли всей деревней. Сам срубил избу на берегу пруда, небольшую, но зато свою. Родилась дочь Анечка и через два года сын Геннадий. Жить бы да радоваться…
      Эшелон остановился в Новосибирске. «Хоть бы Елена успела приехать до отхода поезда», - думал Пётр. В начале июня всех военнообязанных отправили на переподготовку в военные лагеря под город Бийск и Пётр не видел семью уже месяц.
«Начинаю скучать по вас и ребятах, попал я в строевую, выдали мне обмундирование и «женку» пятизарядную. Лена, служить говорят сорок пять дней, но это не точно, если ничего не будет на счёт войны. Лена, пропиши, как вы после меня начали жить, как с хлебом? Дают ли тебе мою пайку. Не сидишь ли ты голодом с детьми, всё опиши мне на г. Бийск военный лагерь, почтовый ящик №2 подразделение №17. 21 июня 1941 года.»
     На вокзал пришли повидаться и проводить друзья из Новосибирска. Будучи деревенским парнем Пётр верил в приметы и взял у друзей в долг пару монет, чтобы возвратить их, когда вернётся с войны. Примета была такая. Но подумал: «Вдруг потеряю,» - и попросил друзей передать монеты жене вместе с письмом. «Здравствуй, Леночка. К вам с приветом ваш муж Пётр Егоров. Во-первых сообщаю, что письмо твоё получил 22 июня. Лена, нежданное дело для нас объявилось этого числа получили приказ выезжать на фронт, война началась с Германией и всего нашего лагеря за одни сутки как не бывало. Лена, теперь уже не жди через сорок пять дней, а видно когда придётся, а может и жив не буду… 22 июня 1941 г.».
     Под гудок паровоза эшелон уходил на Москву навсегда увозя Петра и многих других солдат сибиряков на фронт.
     Почти сутки добиралась Елена до Новосибирска. Председатель дал лошадь» «Езжай, Лена, позвонили, что весь военный лагерь едет на фронт через Новосибирск, может успеешь повидать». Ехала на телеге, шла пешком, но не успела. Без сил присела на вокзальную скамью, она смотрела в сторону ушедшего эшелона. Не свиделись… Потом ей передали письмо от Петра. Когда развернула на ладонь выпали два полтинника. Знакомые объяснили, что это за монеты. «Пётр вернётся, обязательно вернётся и сам отдаст долг,» - сказала Елена. Жаль. Что война в приметы не верит…
     Из Москвы Пётр написал жене. «Война Лена сейчас очень опасная об этом говорит вся страна даже выступал по радио Сталин, сказал что над СССР нависла опасная угроза. Не плачь, не расстраивайся, детей береги, хочется узнать о вашей жизни, но не придётся видно скоро. 5 июля 41 г.»
     Пётр с земляками попал на Западный фронт в Белоруссию. «Здравствуй Лена, записка от вашего мужа Егорова П. Г. Во первых сообщаю, что пока жив здоров того и вам желаю. Нахожусь на западном фронте возле Белоруссии. Но обстановку пока писать не буду, сама должна понять, что жизнь на ниточке. Живём всё время в полевых условиях. Как там дети они мне каждую ночь снятся. Как получишь письмо сразу напиши ответ. Ну живи как сможешь. В случае моей смерти не торопись выходить взамуж а сначала обдумай и само главно детей нужно воспитать. Может счастье выпадет и вернусь к вам. А войны конца не видно. Возможно буду жить. Ноябрь 41 г.»

Мой дед, Егоров Пётр Герасимович, воевал в 521 стрелковом полку 133 стрелковой дивизии в 4-ой пулеметной роте пулемётчиком. Он пропал без вести в ноябре 1941 года в боях за город Руза на подступах к Москве.
Можно только догадываться, какие тяжёлые шли бои в это время. «Похоронку» Елена получила только через год, 27 декабря 1942 года.

    Елена Михайловна Егорова, моя бабушка сохранила письма, похоронное извещение и две монеты, которые занял дед, чтобы вернуться живым и возвратить долг. Она вырастила дочь и сына, дала им образование, дождалась
внучку, а потом и правнучку. Елена верила, что муж вернётся и ждала его всю жизнь. Замуж бабушка больше не вышла.

    После войны Елена переехала с детьми в город Улан-Удэ поближе к своим родственникам. Работала в школе учителем.
Сын Геннадий стал инженером и работал на заводе в авиационной промышленности.
Дочь Анна получила профессию бухгалтер-экономист и уехала в 1956 году на освоение целинных и залежных земель в Северный Казахстан, где проработала более сорока лет по профессии на железной дороге в городе Курорт-Боровое.
Внучка Наталья стала инженером-технологом по механической обработке древесины и сейчас работает по профессии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в посёлке Унъюган.
А правнучка Елена пошла по стопам бабушки Анны. Она экономист, живёт и работает в городе Нижневартовск.