Николай Дик Четвертый день полощет в луже...

Лорина Тодорова
"Четвертый день полощет в луже

декабрь вчерашние мечты,

но только дождь совсем не нужен

пейзажу зимней красоты.

 

Совсем не смотрятся бутоны,

как грусть в слезинках янтаря,

на сером вымокшем газоне

в декаде первой  декабря.

 

Не пахнет новогодней елью

при плюс восьми,

да и зима

давно мечтает ожерельем

украсить грустные дома.

 

Причуды странные природы

в календари занесены -

то осень в сердце на полгода,

то лета нет, то нет весны." ( Николай Дик)

 

Отлично поэтически представлена ПРИРОДА нашего времени. Все подробные наблюдения Поэта о природе переданы очень красивыми короткими менафорическими сравнениями, которые, будучи переменчивыми, так изящны, что , создается впечатление, ЧТО ВСЕ ЭТО ТАК И НАДО!

Предлагаю начать ИММАНЕНТНЫЙ  АНАЛИЗ с .последнего четверстишия!.

Дело в том, что именно фИНАЛ вводит локативную идею 3, которая, согласно,  ТЕОРИИ о ТРОПАХ Хр. ТОДОРОВА, служит ХАРАКТЕРИСТИКОЙ Персонажа,  -- в нашем случае имперсонального лирического "Я"! Вот как это выглядит:

 

" то осень в СЕРДЦЕ на полгода,

   то лета нет, то нет весны."  -

 

 вот где расположена локативная идея 3! -- в СЕРДЦЕ Поэта! Все, что воспринимается им зависит от его духовного состояния  -- Весны НЕТ-- МЕТОНИМИЯ с идеей притяжания = Сердце НЕ ИМЕЕТ в себе ВЕСНЫ=ЛЮБВИ!

С этой позиции=точки зрения и воспринимается ПОЭТОМ Природа в духе Отрицания с первой же строфы поэтичского текста:

 

"Четвертый день полощет в луже

  декабрь вчерашние мечты,--

 

красивые первые две строфы, где внимание особенно привлекает двусмысленная, исключительно неожиданная метафора: " ПОЛОЩЕТ в ЛУЖЕ" , странное построение, особенно, если задать себе вопрос о Субъекте типа: КТО? , -- ДЕКАБРЬ!? Поэт анимирует последний зимний месяц, исполняющий действие человека: " ПОЛОЩЕТ"! Логично напрашивается вопрос типа: ЧТО? , -- " МЕЧТЫ".Так появляется метафора на базе совмещения слов, чьи означающие не могут быть поставлены рядом! Тем более, что " " --МЕЧТЫ ВЧЕРАШНИЕ"--- рождается имплицитный смысл типа:

Поэт имел мечты, началался дождь, который продолжается  четвертый день...и МЕЧТЫ не могут сбыться, они оказались потопленными в луже декабрьским дождем.  Присутствие числительного 4 имплицитно вводит идею о состоянии лирического "Я" типа :" казаться", =" вчерашние мечты кажутся остающимися где--то...

 

  но только дождь совсем не нужен

  пейзажу зимней красоты"

 

-- момент отрицания"ДОЖДЯ" ? или выражения досады

, переданной МЕТОНИМИЕЙ в отрицательной форме: типа --Зимний пейзаж  ИМЕЛ

свою красоту,..размытую ДАЖДЕМ как  и ВЧЕРАШИЕ МЕЧТЫ...Я больше НЕ ИМЕЮ НИ ВЧЕРАШНИХ МЕЧТАНИЙ, НИ ЗИМНЕЙ КРАСОТЫ...

Верно, что текст герметически затворен ,однако он построен так прозрачно, что его интерпретация может варировать.

 

Эксплицитное отрицание продолжается и дальше, во втором четверостишии где Читателю предлагается красивая метафора:

 

"Совсем не смотрятся бутоны --

 

Отрицание  окружающей среды представлено в превосходной отрицательной степени:"совсем не"-- что инснуирует идею о сложном духовном состоянии лирического "Я" , остающегося имплицитным.

 

 как грусть в слезинках янтаря" --

 

Именно в этой второй строфе эксплицируется внутреннее страдание в форме метафорического сравнения, где каждое слово реферирует к "конкретному"означающеему типа "делать": "грусть"=страдать; " в слезинках янтаря" = плакать крупными слезами

 

"На сером вымокшем газоне

  в декабре первой декабря." --

 

Представить в форме "кричащего" цветового контраста: "слезинки ЯНТАРЯ" /" на СЕРОМ вымокшем газоне"  "превращается" в поэтическом тексте в статичную. картину типа" казаться" . Термин " кадр"="картина" принадлежит проф. Ефимов Григорьевича Эткиду, а идея редукции " кадра--картины" к идее существования "быть" - "казаться" принадлежит доц. Христо Тодорову.

 

И так, думаю заняться анализом предпоследнего четверостишия.

 

"Не пахнет новогодней елью

  при плюс восьми,

  да и зима

  давно мечтает ожерельем

  украсить грустные дома".--

 

 это интересное четверостишие , начинающиеся новым эксплицитным отрицанием, не выражает больше  отчаянного состояния лирического "Я"! Это обыкновенная констатация , реферирующая к архифразе типа: это так.

 Единственное, что подсказывает о " печали" , -- это два финальных слова:" грустные дома". И использованное тут множественное число исполняет двойную роль: обощающей МЕТОНИМИИ типа: дома имеют грусть=люди имеют свою грусть или короче: у каждого своя грусть!

 

Очень талантливой написано!

 

 

Литература

 

1.Е. Эткинда, Семинарий  по французской стилистике, проза, Ленинград, 1964г.

 

2.Christo Todorov. La linguistique operative et la litterature francaise, FABER, 2003