Архаика и красота крестьянского двора

Эля Зелинская
КРЕСТЬЯНСКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ДВОР НА ЮГЕ ПРИАМУРЬЯ.

1.
Заселение  Приамурских  земель крестьянами и казаками началось с конца 50-х годов 19 века, и мои предки,  прибывшие за свой счет, осваивали южные  районы по  рекам Уссури, Кия  и Хор.

Сыграло свою роль огромное желание  новизны,  привлекали  рассказы  о богатствах природы и больших  льготах, и они терпеливо  обживали далеко не столь гостеприимные края с неизвестным климатом, капризными реками и непроходимой тайгой. Но богатства были реальны –   полные рыбой речки, тайга - плодами, орехами,  зверем и дичью,  собирай -  не хочу…


Традиции сохраняли и здесь, и кто откуда прибыл, выказывал  те и оттуда  обычаи в устройстве своего личного двора, усадьбы, в организации  своего хозяйства.
Теперь трудно найти  постройки – сараи, ворота, амбары, погреба и бани, избы тех времен; дерево, даже самое долгопрочное, разрушилось. Но и в том, что еще кое где можно встретить, а также в  воспоминаниях и рассказах старожилов и  внуков тех, кто осваивал край, и   что еще живут по угасающим деревням , сохранились  картины старины, когда не было колхозов, а люди не говорили - «Как жить в деревне – нет работы, нет колхозов».
Но далекие их предки жили здесь! И отсюда - никуда! И что они здесь делали?


Корчевали и осушали, отвоевывая у непроходимой тайги и великих болот метр за метром землицы, на которой уже пахали, собирали  хлеб, развивали огородничество, разводили  скотину, птицу  (а продажных кормов не было), косили траву и заготавливая дрова, охотились, рыбачили, занимались промыслами,  кормились сами и кормили других, освобожденные от налогов и поборов. Продавали излишки на городских базарах, имели лошадей и не имели автомобилей, но приобретали  веялки и молотилки,  сеялки и льнотрепалки, сепараторы ручные и  районировали  свои отличные сорта картофеля, капусты, осваивались навсегда.
 
Надо всем этим реет один флаг – «БОЛЬШОЙ ТРУД».


Нам доказывают, указывают на причины сложностей в экономике, что, дескать, русские крестьяне не любили труд и любили пьянствовать, и были бедны,  а вот Америка стала Америкой  потому,  что ее заселяли протестанты – великие труженики,  и прочие переселенцы - такие же.

 Но жить на земле -  всегда труд.
Реконструируя ушедшие времена  и восстанавливая детали той  далекой  крестьянской  жизни,  убеждаешься -   большой труд, смекалка, ум, разворотливость, умение хозяйствовать – вот русский человек – хлебопашец  и земледелец, и ко всему защитник земли.
И причины  бедствований не в нем. Хотя всякие бывают, как говорил прадед.


2.


Итак,  люди  обживались, сохраняя  обычаи  и традиции, и  по  возможностям.
Возможности позволяли строить  избы, летние кухни, сараи, надпогребицы, амбары, бани, всякие вспомогательные помещения из дерева.

Леса было много. Строения из лиственницы – прочного материала,  обычны. Здесь крестьянские хозяйства и дворы  были большими, и по организации отражали понимание и вкус хозяев. Как правило, загорожены, и с улицы нередко спрятаны за плотными дощатыми или бревенчатыми стенами. Непременны ворота для заезда телег и калитка,а правильнее - толстая дверь, за которой ничего не увидишь.


Дворы смыкались заборами и ограждениями, и пусть лужи непроходимые, но скотина не могла зайти на святое - огороды с картошкой, капустой и прочим овощем. А каждая улица оканчивалась всегда запертыми воротами - не пройдет и на поля.

Сейчас - никаких ворот - нет скотины и птиц: не стоит возле своего дома корова, ожидая, когда хозяин ее запустит, не пасутся на привязках телята или козы, не поют петухи и не плещутся, белея и гогоча гуси и утки в бесчисленных и вечных лужах...

Крестьянская усадьба - это сложное и разнообразное хозяйство, где все имеет свое место и удобно хозяевам. У хорошего  хозяина  предусмотрено многое, и ведению хозяйству его учили и учат родители, жизнь, люди и  свои умения и потребности.

Во дворе  рядом с избой сараи, амбары, погреба, клади дров, подальше от дома - сено, овощники и картофельники, очень редко сады (при таежном изобилии в них не было нужды).  Дворы могли быть открытыми, а иной раз  увидишь весь двор был под крышей,   и только проход к двери  избы   свободен. И сенник,  и амбары и сараи – все под крышами. Так обустраивали дворы  на русском севере, так строили  и здесь.  Причина – долгие морозы и холода,  зимние вьюги.


Ясно, что у каждого хозяина был свой подход в деле организации  двора и его построек. И до сих пор можно встретить остатки прошлой жизни - высокие полусгнившие заборы-ограды из бревен с основательными тяжелыми воротами и украшенные   легкими крышами над ними, заковыристыми калитками, с лиственничными досками во дворах для прохода.


 У одних и скот,  и члены семьи месят грязь в одном дворе, у другого скот располагался подальше от жилых помещений,  на задах,  и никто не мог видеть,  что там и кто там.

  Одни мылись в печах, другие в своих банях, третьи ходили по соседям мыться в чужих банях, несли за это яйца, кусок сала, творог,  мясо или рыбу.
Эти выкопали колодец у себя в  огороде, а те носят воду издалека, и  зимой на санях женщины проклинают своих ленивых мужей, завидуя соседу. Воды требуется много - хозяйство.

У Ивана дрова  в удобных полешках стеной  аккуратно стоят - наготовил на 2 зимы, а у Степки каждый день хозяйка  вынуждена просить его поколоть дровишек, грудой валяющихся в огороде. У одних возле дома красота, лужи засыпаны,  чисто и есть подход к калитке, а  у тех - мусор, грязь и вечные сапоги на ногах - в своем дворе утонешь. Кто-то из них выглядит бедным,  нуждающимся?

ПОДПОЛЬЯ, ПОДВАЛЫ, ПОГРЕБА


Повсеместно  в селах между реками Хор и Кия  ставили основательные дома из бруса, бревен  лиственницы, кедра, с обязательными завалинками на холодный период для тепла дома и чтобы не замерзли в подвалах и подполах овощи и картофель.

 Каждый дом имеет сени с кладовками, крыльцо с лавками и лавки перед домом и небольшие палисадники с цветами. Нередко сени имели два выхода - один во двор, другой на улицу, и два выхода на улицу имел сам двор - для людей и скотины.

 Изба оснащалась подпольями (подпол, подвал), где зимой помещались овощи и картофель.Подпол угадывался по  кольцам небольших крышек в половицах, вырезанных  и скрытых половиками. Дернешь за кольцо и дверца поднимется, а внизу лестница, прячущаяся в глубине картошки и еще чего-либо,  не видного в сумрачности.
Нередко подполов в домах было  2 или 3, и не только в жилых домах, их   выкапывали   в амбарах,  в кухнях летних, сарайках.  Как считал нужным хозяин. Там стояли бочки с заквашенной снедью.
Подполья старались делать сухими, проветриваемыми  летом. В них помещали  и другие припасы, требующие для сохранности прохладную среду до 10 градусов.

 
Так как деревни ставили по указанным военными инженерами и картографами точкам,  а не по представлению и пониманию крестьян, в строгом согласии с рельефом  природы,  нередко села в первые годы  в летний период оказывались  затопленными дождями и вышедшими из берегов реками. Дома переносили, подымали. Делали водоотводы, тем не менее,  в дождливые годы погреба и подвалы оказывались подтопленными. 


3.


В подвалах и  подпольях хранили основное, что могли вырастить без проблем каждый год -  картофель. Он строго делился на несколько видов  - а) «едовой» -  для себя; б) «едовой» для корма свиней, птицы, коров, коз и так далее; в) семенной, г) на продажу,  на обмен – это когда  свой картофель меняли  на новые хорошие сорта. 

На семена выбирали лучший и  без болезней картофель. На продажу – товарного крупного  вида, скотине – мелочь и поврежденные клубни, для себя – средний, и любимых вкусовых качеств.
Причем делались загородки, куда отдельно ссыпали семенной  картофель ранний, средний, поздний,   хорошие хозяева имели всякого по нескольку сортов. Так почти до 70-х годов ХХ столетия  выращивали какие-то очень старинные сорта, которые хорошо приспособились к местному климату и давали прекрасные урожаи:

ранние –называем сорта так, как их  в основном называли в народе , - «длинная розовая»  –  сорт  средне-ранний. Сверху картофелина  розовая, внутри белая, но во время влажного и дождливого лета  подвергалась гнили. Сорт высоко  ценился за вкусовые качества и отличные урожаи в сухие годы и не переувлажненные. Садили помногу - на продажу.До сих пор его спрашивают на базарах, но  у всех  продавцов   голландские сорта.


«Лепешка»  – плоская удлиненная картошка серовато-розового цвета, тоже ранняя  и вкусная. Ценились поздние сорта, также отличные по вкусу:  «синеглазка»,  «лазовка» – очень поздняя и урожайная, «берлинка», « белая»,  «сибирская», происхождение их уже неизвестно, – крестьяне,  где могли,  выискивали урожайные и приспособленные сорта.
Иной раз спрашиваешь у родственников, выращивающих какую-то крупную или раннюю вкусную  и разваристую картошку,  как называется,- «Да  кто знает,  Любина". (какая-то Люба где-то раздобыла и всем раздает).  Или  «Еще Федя  как-то  привез»,  а Феди уже как лет 30 нет в живых.   Так и шло «Любина», «Федина еще»… Сорта старались не путать и не мешать. И цветущее картофельное поле было упорядочено в цвете и красиво.


Крестьян можно назвать отменными агрономами – многие приспосабливали, заводили новые сорта, выискивая их,  изучали. У бабушки в ее амбарных книгах сохранились записи  даже ее деда,  записывали, где и сколько,  какую картошку садили, где и кто давал новое,  когда и как обрабатывали, какие  урожаи, погода, сколько себе и сколько продать. И это по всем культурам, овощам.

Следует знать, что семян  в продаже было мало и не по всем культурам их найдёшь. Но каждая хозяйка отбирая лучшее на семена, имела их не по пакетику, а килограммами, хранящихся в узелках и мешочках в холодных кладовках. Десятками лет садили свои прекрасные сорта капусты, моркови, свеклы, лука и всякого чеснока, репы и брюквы, цветов.А теперь , вероятно, эту старину и не найти.


 Картофель садили возле домов и на заимках,  обрабатывали вручную  и  продавали в огромных количествах.   Начиная с раннего,  в июле, и  пока морозы не ударят. Весной с теплом снова продавали едовой  и семенной  в другие села и в основном возили в город зараз по 20-30 мешков, каждый по 60 кг. Мешки были из рогожи, конопляного волокна, льняного и даже крапивного.


 Хлеб здесь страдал от дождей в момент созревания и сбора, но посаженный на грядах под навоз, или на новине,  прополотый раз-два и окученный руками с тяпкой или конем,  картофель редко подводил.

Еще в огородах выращивали капусту  белокочанную, раннюю и позднюю,  огурцы и арбузы с дынями, которые на песчаных землях радовали, морковь и свеклу, лук и чеснок, укроп и горький перец, подсолнухи (семя продавали),  кукурузу и тыкву.

Многие забыли о том, что до войны помидоры были не у каждого, а перцы сладкие и баклажаны вообще массово в огородах  замелькали с 60-х годов ХХ столетия.
В климате влажном и с коротким летом эти любящие солнце и жару культуры нередко погибали от болезней, вызванных дождями и холодами.
И уже когда колхозы широко  занялись овощеводством, все научились и выращивать и сохранять, а заготавливливать (солить и заквашивать) могли отменно всегда.


В подполах или погребах особо, для себя, в песке хранили морковь, редьку, репу, брюкву,  причем в течение всего периода проверяли и выбрасывали испорченные.Для скота ссыпали в особые загородки свеклу ("буряк"), красную и белую, брюкву, репу, иногда "моркву".

  Там же или в  погребах или   в кладовках на морозе держали  банки и иную посуду с многочисленными разнообразными заготовками. В ХХ веке были распространены варенья смородинные и голубичные, кто-то варил из  диких уссурийских яблочек и  груш, клюквы, малины,  киш-мыша (актинидия),  с ягодами дикого лимонника в меду.Или сохраняли на морозе  клюкву и другие плоды  для киселей и взваров. Если был урожай на ягоды и хозяева  расторопными, еще и продавали.


В погребах стояли бочки с квашениной. Помногу и отлично квасили в каждом хозяйстве капусту – резаную белую, кочанами белую, кочанами со свеклой или резаную белую со свеклой, некоторые добавляли семена  укропа. Хватить должно было до новой.

Ах, какая это вкуснятина - хорошо заквашенная, сладко-кислая белая, хрустящая капустка! Традиционно  каждодневный обед должен быть в виде борща или щей. Тушеная,  вареная капуста или жареная  также была частой, как и не обработанная термически. Свежая могла и не сохраниться, тем не менее,  ставили или  подвешивали за ноги вырванные из земли  кочаны -  для свежих капустных кушаний, например, голубцов с начинкой из пшена с грибами или с мясом. И  обязательно  встретишь  капусту на семена –  на высадки.


4.

В погреба  спускали бочки или другие емкости с засоленными грибами, бочки с мочеными грушами или яблочками-ранетками, виноградом…
  В амбарах  тоже иногда  выкапывали погреба, оборудовали их для бочек с квашениной и для хранения свежих корнеплодов, капусты и даже арбузов.

 В амбарах помещали  вещи  и утварь,  продукты, характерны  высокие стены с подвешенными на крючья или толстые прочные гвозди  мешками, узлами, корзинами, коробами, и бог весть еще с чем, порою и забытым.  А еще амбары  летом служили для отдыха, их темное и проветриваемое нутро с окошечками под потолком выглядело  таинственно.


НАДПОГРЕБИЦЫ, КЛАДОВКИ, САРАИ


Сверху  погреба засыпали  землей, постройки над погребом препятствовали дождям.  В  этих надпогребицах  помещали  пустую утварь: бочки, бочата, ведра, дежки, кадки, ступы, ванны, тазы, то естьр всякие емкости для  соленой, квашеной, моченой продукции – капусты, огурцов, которая всегда нужна в свое время, в свой сезон,  и лишнего ничего не было, включая груды камней для гнета или для пропарки бочек.


В кладовках, расположенных в отгороженном закуте коридоров    или сеней             (сенки, сенцы) домов или сараев  близ дома, зимой  хранили в закрытых  и постоянно проверяемых  бочках или ларях, кадках ( нет ли порчи от мышей и крыс) – мясо мороженое, солонину, если были такие продукты.  Иногда - уложенные в чистые тряпки, рогожки, бочки или лари или забитые в лед – свиные или скотские  головы, ноги, субпродукты для холодцов.  Бывало,  стояли бочки с соленой рыбой, хотя нередко ставили отдельно соленую рыбу, ее запах забивал все;   в огромных ларях хранили мороженую кету или щуку или другую рыбу.


Мороженое молоко  хранили  в чистых белых мешках в кладовках, где мороз позволял сохранять  его  в форме мисок или кастрюлек всю зиму  или до нового молока. Свои колбасы, няни, зажаренное мясо в свином жире стояло в горшках и не портилось  до ПАСХИ.


В амбарах хранили в бочках или в зерновых ларях зерно и муку, крупы. Крупы долгие годы делали сами или на мельницах. Как и муку.Ступы, жерновцы можно было увидеть на свалках еще в конце ХХ века.

И когда все отняли и сделали колхозы, исчезло многое.Зерновое хлебное поле у крестьянина ликвидировали. Но по чердакам и углам лежали  на всякий случай, странные предметы и, пока живы были старики, - жили и они.


Так как в хозяйстве было много скота и лошадей, то в отдельном «конском» сарае ставили лари для овса. Там же хранилась всякая упряжь и инвентарь.
Сено и солому старались  постепенно вывозить уже зимою на санях  из лугов и полей, устанавливая не слишком близко возле домов. Иногда особым сеном  забивали сенники, где спали и вообще располагались на лето.

 А  по сенникам, сарайчикам, оборудованными  для летней жизни,  в амбарах, на чердаках было принято спать. Молодежь предпочитала именно такие уютные места, никому не мешая поздним возвращениями.


4.


Типичным строением  был амбар или сарай, где помещали инвентарь для огородных и полевых работ – косы, вилы всякие, лопаты, тяпки и грабли, бороны, плужки, по стенам висели и косы, и серпы, грабли, какие-то цепи. По углам ведра, корзины, коробья,  решета, сита и всякая необходимая мелочь.

 Отдельно мужчины хранили на сараях или в сараях  рыболовный  инвентарь, плотницкий - топоры и пилы, рубанки и тому подобное богатство. Каждый мужчина охотился,  и потому  отдельно хранили оружие, охотничьи снасти,  сетки, капканы, и все тому подобное.


Для телег и колес, саней и всей этой   необходимой техники под крышей или под навесом требовалось тоже  не мало места.
 На чердаках домов, летних кухонь, сараев хранили доски ( сухие и прочее).  Там же  сушили лук и чеснок до зимы,  яблочки, груши или ягоды.


 В общем, все использовалось с умом, пониманием и бережливостью.
В  хозяйстве,  помимо  собак,  всегда для отлова мышей и крыс  3-4 кошки, капканы  и ловушки.

В бочках, ящиках хранили соленое сало, свежее мороженое сало, в горшках и кадках сберегали топленый жир,  нутряной свиной, гусиный, или медвежий,  барсучий – для лечения.

В кадках и горшках стоял мед цветочный, липовый или осенний -разновидностей меда много. Если были со своей пасекой,  оборудовали  подвалы или теплые пчельники-омшаники для зимнего содержания пчел, там же держали инвентарь.  Нередко готовили  медовые напитки вместе с соками малины или голубицы, клюквы, груш, слив.


 Бабушка рассказывала, что под омшаником ее прадеда  был подвал для медовых напитков, он был отличный мастер их готовить. Никогда не выставляли на праздники водку и брагу, только свою медовуху, и напитки стояли и томились,  выдерживались по нескольку лет. Умер он, мужчины ушли на войну, многие не вернулись, все утеряно.

  В ящиках или мешках хранили вяленую рыбу или сушеную. Икру кетовую одни хранили в деревянных или глиняных кадочках  на морозе, другие в погребах или подполах.

Мешки с орехами, семечками, сушеными грушами, малиной, яблочками,  шиповником, лианами лимонника, скрученными в жгуты,  висели в кладовых или амбарах  под стрехами - от мышей, и  всю зиму пили чай не с покупным чаем, а с лимонником или шиповничком, с ягодами сушеной малины, яблони, если дети несли по осени домой барбарис, то и с барбарисом. Стояли бочки  с соей, горохом и всякой фасолью - "вьючей и сидячей".


5.


В холодных сараях, или на чердаках подвешивали, чтоб не съели грызуны, горы кукурузы, которой кормили птицу, сою крестьяне выращивали  на корм скоту еще с 19 века, семена  получили от китайцев. Почти каждый немного сои, но высаживал на заимках, убирая бесснежным октябрем до снега. Сою, свежую, поджаривали и ели как семечки, набивая карманы. Для животных бросали в емкости для варки корма картошку, сою, брюкву, тыкву. Соя считалась хорошей культурой для улучшения плодородия земли


Тыкву хранили для себя в подполах, для скота в сараях,  которые порою забивали до верху множеством крупной яркой тыквы. Тыква замерзала. Но для варки ее рубили, выбирали семена и их сушили.

В холодных кладовках на морозе или возле печей висели мешки с семечками, сушеными ягодами,  сушеной морковью или тыквой для начинок пирогов. Семена огородных растений хранили на улице, что способствовало  лучшему их районированию.

Маточники капусты, свеклы, моркови, репы, брюквы, пастернака, редьки хранили в погребах.


Лук, чеснок и перец горький в связках висели на кухне или в избе, а также хранили  под  полом в корзинах.

С 60-70-х годов ХХ века началось повальное увлечение консервированием. Традиционные и безопасные способы переработки продуктов на зиму солением и квашением – естественной ферментацией,  стали  вдруг казаться  банальными и неудобными. То ли дело замаринованные в 3-х литровых банках огурцы, помидоры, икра кабачковая  и баклажановая.


 Этому способствовали следующие причины: в городских квартирах не поставишь бочку с квашениной, банки проще. Второе -  недостатки продуктов в магазинах  заставляли хозяек делать  всевозможные салаты, мариновали или консервировали с уксусом  и сахаром все, что можно.Это отчасти привело к тому, что вдруг  квашение капусты и огурцов  не у всех получалось.


 Пока крестьянское хозяйство имело свое зерновое поле, в каждом дворе были лошади и нередко не одна. Лошади стояли отдельно от коров. Коровы содержались в загороженных помещениях из бревен, телят новорожденных приносили  в избу или летнюю кухню, чтобы не замерзли. Свиньи содержались в закутах в тех же сараях, что и коровы, там же могли держать коз. В сарае было место  для гусей, уток. Кур обычно держали в избах за загородками или под печами или в летних кухнях, куры при таком содержании  могли нестись и зимой.

 За всем надо глядеть, содержать в порядке, чистоте и сохранности.

6.


 Таким образом,  крестьянский двор представлял из себя довольно большой комплекс со всевозможными строениями и сооружениями для содержания скота и птицы, для жилья всей семьи,  с огородом, садом. Мы ничего не сказали про  место  для дров, там стояли козлы для пилки, пни для рубки и колки дров,  и  место, куда сваливался навоз   от домашних животных, их  было 2 места – одна куча – перепревший 2-4 летний,  другая - свежий. Возле дома имелся рассадник и парничок, нередко и свой колодец,  где брали воду. С 60-х годов появились  механические насосы для качания воды, и такие насосы были потом в каждом доме и не один, впоследствии замененные на электрические.


Вот один из примеров, почему у крестьян  не было свалки мусора возле домов  в деревне. 1.  Все, что горело,  сжигали в   печках и  дымокурах  - бумага, тряпки, щепки, старая мебель или что-то подобное. Золу  крестьянин собирал,  и к весне  имел    много ценного удобрения.


 2. Все что можно было  отдать птице или свиньям, коровам – все остатки пищи, отходы после обработки злаков или огородных растений,  все, что оставалось после заготовки семян – полова, мусор -  все  шло скоту и птице.


3. Все остальное доживало свой век  в навозных кучах. Туда же и всякая вода после мытья полов и бочек и прочего,  сорняки, которые сначала бросали животным. Скошенные возле домов, в огородах травы сушили,   отдавали  на корм скоту. Огороды были чище, так как скотине, не пасущейся, требуется зелень. В обычаях было пускать мелкий скот и птицу на выпас возле дома, на улицу. Улицы никогда не зарастали.


 Мелкий дровяной мусор сжигали в дымокурах. А дымокуры здесь - в краю болот и комаров с мошкой, мокрецом, мухотой и огромными оводами, или кусачими мелкими, - крайне нужная вещь, иногда с конца мая и до глубокой осени. Тлеет во дворах, тлеет в скотских загонах...
  Сухая трава и солома, сено – корм скоту и подстилки. И снова в навозную кучу.

Все, что не горело и не перепревало в кучах  - старые ржавая утварь, черепки и  стекла битые, падаль – хоронили в ямах  по концам огородов или полей, или   вывозили  и закапывали в ямах. У хорошего хозяина возле дома, вокруг его усадьбы аккуратность, чистота и порядок.


В лесах той поры невозможно было найти стекло и бутылки,  старый инвентарь или что-то подобное. Когда все стало ничьим и общим, а своего уже почти ничего,  утратились и какие-то принципы аккуратности, бережливости, сохранения себя. Потому сейчас свалки по деревням поражают. И то – дома многоквартирные или без печей, сжигать негде, скота нет, куч навозных нет, умений жить по-крестьянски тоже нет. За тысячи лет не имели столько мусора,  сколько  за последние 50 лет.


Замкнутое хозяйство натурального типа, которое позволяло крестьянину на протяжение многих веков не просто жить, а  созидать уникальную культуру- фундамент-основу  многих других культурных явлений русского народа, ушло безвозвратно.

Наверное, можно  говорить об этом сожалея или горюя, оно сыграло свою, еще не понятую до конца роль, взамен пришло иное.


Такими же были и барская усадьба, монастырь – замкнутое хозяйство,  способное обойтись без покупок, кроме тех, что произвести в хозяйстве не могли.


Именно на таких крепких и домовитых хозяев ориентировалось правительство, переселяя  их за свой кошт на другой конец земли в Приамурье.


Беднота или пьяницы, лодыри  сюда не могли попасть. Ориентировка и отбор были серьезными. И не скупились на  удержание  крестьян, давали льготы,  давали возможность развиваться.  Дальний Восток был  местом,  куда стремились попасть.


Как-то пришлось побывать  у знакомых   в деревне,  купивших дом  у стариков, которых дети забрали к себе в город.

Все , что увидели, поразило и удивило. Это то, о чем вы прочли, только опустевшее, и выглядело невероятно печально. Но в этом прошлом угадывалась прекрасная   жизнь в труде и жизнь, далеко не бедная и не нищая. Многие предметы утвари и инвентарь  были непонятны по предназначению,  но все многообразие говорило – не так все было просто,  и совсем не  указывало на то, что жизнь крестьян была беспросветна.

Иные пришли времена и иные оценки прошлого.