Основное о рифме

Сергей Шамов 4
I
По этой теме единственное, чего не хочется делать больше всего, - это вдаваться в многочисленную и сложную терминологию. Такой путь вносит ещё больше путаницы и непонимания сути вопроса, а именно - о двух направлениях в образовании рифмы и, соответственно, двух направлениях в оценке её точности.

Направлений рифмы действительно всего-навсего два, и в заметке о развитии и движении (http://www.stihi.ru/2016/05/17/6599) это утверждение можно косвенно проследить. Но внесём одно принципиальное уточнение. Как известно, элементарной основой рифмы является ударный гласный звук. Но нередко ударный гласный звук путают с ударным слогом, отчего потом неверно развивается всё дальнейшее исследование.
Итак, ударный гласный звук - это тот гласный звук в слове, на который падает ударение: рОдина.
Слог - это единство гласного и согласного звуков. Соответственно, ударный слог - это тот слог, который содержит ударный гласный звук: РО-ди-на.


Изначальным, и самым простым, элементом образования рифмы стал ударный гласный. Соответственно, это могло породить только один путь рифмовки - на окончание слова. Это также устанавливало меру точности для такой рифмы: она считалась тем точнее, чем больше совпадало звуков ПОСЛЕ ударного гласного:


Богиня, дщерь божеств, науки основАВШИХ
И приращенье их тебе в наследство дАВШИХ,
Ты шествуешь по их божественным стопАМ,
Распростираючи щедроты светлость нАМ.
                М.Ломоносов

Зима!.. Крестьянин, торжествУЯ,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почУЯ,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывАЯ,
Летит кибитка удалАЯ...
                А.Пушкин


Однако, для получения большей точности концовки слов уже использовались предударные звуки:


И чтоб из тяжкого для общества чиСЛА
Воздвигнуть с нравами похвальны ремеСЛА.
Рачители добра грядущему поТОМСТВУ!
Внемлите с радостью полезному пиТОМСТВУ...
                М.Ломоносов



Такова была обстановка в классической поэзии.
На рубеже 19-20 веков модернисты пробуют взять за основной элемент рифмы ударный слог, и это приводит их к открытию широких возможностей в рифмовке. Валерий Брюсов в статье "О рифме" объявляет:
"Принцип новой рифмы состоит в том, что созвучны (рифмуются) те слова, в которых достаточное число сходно звучащих элементов. Центральное место среди этих элементов занимают ударная гласная и опорная согласная, как звуки, наиболее выдвигаемые произношением".

Поясню определение Брюсова: ударная гласная и опорная согласная - это ударный слог.
С этих пор согласные звуки обретают большее значение, чем раньше, и начинают играть главную роль в образовании рифмы. В качестве, пожалуй, хрестоматийного, можно поставить в пример следующие строки Маяковского из поэмы "Хорошо!":


Ни былин, ни эпосов, ни эпопей.
Телеграммой лети, строФА!
Воспаленной губой припади и попей
из реки по имени - "ФАкт".


Показательный случай, где "строфа - факт" зарифмованы исключительно на единственный, ударный, слог. Тогда как по классическим законам нам предписывалось бы на "факт" искать для рифмы слова с подобным окончанием: акт, тракт и т.п.
Новый способ также становится основой для такой сложной конструкции, как составная рифма.
Соответственно, и оценка точности рифмы становится более высокой: рифма теперь считается тем точнее, чем больше слогов совпало или созвучно. С тем же словом "строфа" по этому принципу можно рассмотреть вариации рифмовки, изменяя его по падежам: строфа - сТРОФЕ - ТРОФЕй. Ещё пример:


Уже казалось, – только ПЛЮнь, –
и трон качнулся Митин,
но вновь сквозь зубы: «ПотерПЛЮ...»
Расстрелян ветром митинг.
                С.Шамов

Возросшая роль состава согласных звуков даже рождает новый вид рифмы, когда совпадение ударных гласных может не соблюдаться, а на первое место выходит точность в составе согласных:


Чье сердце октябрьскими бурями вымыто,
тому ни закат, ни моря РёВоЛиЦые,
тому ничего, ни красот, ни климатов,
не надо — кроме тебя, РеВоЛюЦия!

                В.Маяковский


Блаженное благоденствие детства из памяти заиМСТВуя,
Язык распояшу, чудной говоРуН.
Величественно исповедаю потоМСТВу я
Знаменитую летопись РаН.

Захлебнулась в луже последняя ВеСНа,
И луна с соловьем уж разлучны.
Недаром, недаром смочены даже Во СНе
Ломти щек рассолом огуречным.

                В.Шершеневич


Новый способ явился основой всех последующих видов и вариантов аллитерации. Некоторые из них рассмотрены в заметке "Рифма: развитие и движение".
Как видно, с этого времени рифма начинает расти не только вглубь, но но и вширь. Это породило два способа рифмовать - как на конец слова:

дом - трудом, режим - грешим, топор - опор, инквизитор - визита, рецидив - процедив, цветок - виток;

так и с его начала:

бокал - пока, серп - сер, мизгирь - мозги, клозет - глазеть, виза - вызов, зобы - забыл, дубы - добыл.

Проще говоря, центральным звеном стал ударный слог, и к нему, для большей точности, с разных сторон добавляются созвучные слоги. Вот, в общем-то, и вся наука.



II
Однако, рассмотрим некоторые ошибки, которые можно встретить в современных теоретических материалах. Это касается, в частности, сферы бурно развивающегося рэпа и направлений его словесности. В первой попавшейся статье "Словарик рифмы v.2.0" http://www.rapforce.net/blog/slovarik_rifmy_v_2_0/2012-03-20-45 автор начинает с критики глагольной рифмы:

"Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке...
Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм.

Примеры:

«Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.» © Михалков "

Чтобы доказать несостоятельность глагольной рифмы, автор приводит пример, в котором глаголы зарифмованы как раз по старому классическому методу на окончание. Но, как было разобрано выше, новый метод позволяет делать даже глагольную рифму точной:

рожать - дорожать, петь - скрипеть, ржать - держать, тлеть - запечатлеть и т.д.

Кто в эти дали хаживал,
хватая и кроя?
Кто вас облагораживал,
привольные края?
                С.Шамов

Более того, новый метод позволяет рифмовать глаголы на другие части речи, а также включать их в составные рифмы:


— Родная, поехали в Дублин,
докуда варяги гРеБЛи?
(А в мыслях: куда я пойду, блин,
в кармане считая РуБЛи?)

— Ну, что ты, родной, какой Дублин?
Ты рано пальтишко НаДеЛ.
У нас целый отпуск загублен
сверх нормы рабочих НеДеЛь.

Я б лучше увидела ЛОНДон,
Виндзорской семьи цитадель,
где Шекспир за музами шЛЁНДал,
где песенки пишет Адель.

Сто лет взорвались! Рубанули с плеча.
Недолго величием хВаСТаЛи.
Чего же теперь заходиться в речах,
что, мол, «Не прикрыты у ВаС ТыЛы!»?

Воды гавани плавно куСТы ГНуТ,
им кивает камыш остриём.
Вот и парусник нами наСТиГНуТ.
Вот и первое фото втроём.

Воскресшая память воспрянула духом:
«Не горестно, мол, что СТАРА Я...»
И тяжким дыханьем повисла над ухом,
юнцов озадачить СТАРАЯсь.

С нерушимого поста
дышим, как в АДУ, Мы.
Разозлился супостат
и войну зАДУМал.



Как ясно видим, глагольные рифмы с развитием техники получили новую жизнь.


Далее автор приводит ещё один вид рифмы, нежелательный, на его взгляд, - так называемую "квадратную рифму":

"Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно". Тут же приводится другой пример, где рифма очень точная: "Игра постепенно принимает серьёзные масштабы. Я могу атаковать, не выходя из секретного штаба". Как видно, не прояснив изначально вопроса об ударном звуке и ударном слоге, автор засчитывает пример "масштабы - штаба" как рифму на окончание.


Теперь автор переходит к удачным, на его взгляд, видам рифмы:

"Акцентная/на созвучия. Основа основ всех текстов. И двойные, и тройные рифмы должны быть акцентными. Обычно, после частичного избавления от квадратов, текстовик переходит на неточные акцентные рифмы, или точные, но на один-два слога.

а)Точная.
Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог.

б) Неточная.
Теперь рассмотрим пример неточной рифмы на созвучия. Это рифма, где последние слоги не рифмуются. Пусть у нас есть в тексте слово «балконный», при этом его форму мы менять не можем из-за смысла строки. Нам нужна рифма. Транскрипция будет «бал-кон-ный». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «бал», «ко», или «балко». Например, слово «парковка». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «ный»=«ка». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога балконный=парковка".


Итак, обращаю внимание на главную ошибку автора. Не выяснив разницы между звуком и слогом, тем более между ударным гласным звуком и ударным слогом, он путает эти части слова. Поэтому и разбивает взятое к примеру слово "молоко" по слогам, что лишено всякого смысла, с точки зрения рифмы. Это вместо того, чтобы определить в этом слове главный, то есть УДАРНЫЙ, слог, - мо-ло-КО. Даже банальное "далеко" создаёт очень точную рифму к примеру, но уж точно никакое не "молодой". Ударные слоги "КО" и "ДОЙ" - не рифмуются.
 
Следующий предлагаемый пример ещё "лучше": на слово "плут" предложена рифма "Лувр". Та же самая ошибка - путаются понятия ударного гласного и ударного слога: "Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у»". Это притом, что оба предлагаемые слова состоят из ОДНОГО слога. В таких случаях односложные слова рифмовать лучше либо с начала, либо на окончание, причём с предельным учётом согласных звуков, ведь мы помним, что любой слог в принципе, а тем более ударный, - это ЕДИНСТВО гласного и согласного звуков. Хорошо, но с какой стати автор решил, что "при этом на конце не должно быть букв «т» или «д»"?

Отсюда, точнее всего "плут" рифмуется с "блуд", или с "лют", либо с любым словом, содержащим на конце ударный "ПЛУ" "ЛУТ", с возможностью чередования Д-Т и Б-П; "Лувр" - пожалуй, с любым словом, которое оканчивалось бы на ударный "ЛУ", либо содержащее "ЛУВ" или "УВ" по ударением.
Приводимый пункт "б) Неточная", думаю, можно не разбирать: любой мало-мальски грамотный рифмовщик подтвердит, что точнейшая рифма к слову "балконный" - "конный" (собственно, содержится в нём), к "парковка" - "ковка", да хоть та же "морковка". Автор совершает всю ту же грубую и опасную ошибку - путает ударный гласный ЗВУК с ударным СЛОГОМ, а вернее, отождествляет эти вещи. А проистекает эта ошибка из совершенно нелепого утверждения: "Это рифма, где последние слоги не рифмуются". Хотя любой мало-мальский сочинитель рифмованных текстов знает, что рифмуются не слоги, а СЛОВА. Либо теоретики рэпа не ходили на уроки литературы, либо пытаются выдумать свою собственную "науку".

Далее автор приводит примеры, в которых смешивает под демонстрацией созвучий как хорошие рифмы, так и не рифмы вообще:

«жду=шнур», «крах=знак», «Короб=порох», «ДжЕЙСОн=фЕЙСОм», «задевает=Страдивари», «попИАРьТе=МорИАРТи».


Далее автор критикует рифмы, содержащие шипящие звуки:

"В написании акцентных рифм есть еще один небольшой, но общепринятый нюанс. На текстовых баттлах не приветствуют рифмы на шипящие, за них снижается оценка. К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы".

Получается, автор всё же, пусть и интуитивно, осознаёт структуру слога, догадывается, что слог всё-таки "имеет согласную". Тогда его рекомендация по точности "акцентных" рифм - опускать согласный звук - нелогична, ведь именно он является рифмообразующим. По какой-то причине, мне не известной и не понятной, автор совершенно игнорирует согласные звуки в рифме как таковые, в принципе.

Далее автор рассматривает такой вид рифм, как двойная (тройная, четверная и т.д.). В заметке о составных рифмах я уже отмечал, что не нужно путать эти два вида. Слова в двойных (тройных, четверных и т.д.) рифмах рифмуются совершенно так же, как и в одинарных.

Как видим, ошибки в коренных вопросах организации слова приводит к ошибочному пониманию рифмы, а то и вовсе к её отсутствию. Конечно, учитывается тот факт, что речитатив скрадывает неточности рифмовки. Однако уклон к размыванию рифмы в таких условия имеет место быть, что приводит к фактической замене собственно рифм на чистую звукопись.