Арт-причал. Во мраке - начало любого луча

Страна Алых Парусов
Кристаллы, кристаллы, соцветья
во мглу погруженной земли.
Когда расцвели вы, на свете
другие цветы не цвели.
Нацежен был мало-помалу
из мрака лучистый хрусталь,
чтоб стало под силу кристаллу
вместить невместимую даль
Тускла на свету, но как факел
кристалла живая свеча
пылает во мраке. Во мраке —
начало любого луча.

/Мигель де Унамуно/


                ВО  МРАКЕ — НАЧАЛО  ЛЮБОГО  ЛУЧА



                ~~~~  С Вами  ~~~~  ГАЛИНА РОССИ  ~~~~



«Камни — это самые старые твердые тела на планете, они существовали еще задолго до появления людей и еще долго будут существовать после того, как мы исчезнем.
В зависимости от точки зрения ты можешь считать камни набором химических элементов или скоплением колеблющихся молекул, заключенных в едином пространстве. В камнях и правда происходят сильные вибрации. Они похожи на маленькие радиостанции, постоянно излучающие сигналы добра и зла».
/Лама Лобсанг Рампа/

***

С древнейших времен людям был известен кварц - прозрачный как вода минерал, образующий великолепные шестигранные кристаллы. Этот камень когда-то считали льдом, замерзшим так сильно, что его невозможно растопить. И так его и назвали - «kristallos», что в переводе с древнегреческого означает лед. В XII веке Марбод Реннский в своём «Лапидарии» («Поэме о геммах или драгоценных камнях») писал: «Чистый кристалл это лед, отвердевший за долгие годы...»
О том, что горный хрусталь образуется под действием сильного холода в темных горных пещерах, рассказывает в «Естественной истории» Плиний Старший (ок. 23–79 н.э.), «...оный (то есть – хрусталь – прим. автора) только там находится, где наиболее смерзаются зимние снега. А что он есть лед — сие достоверно».

Гай Юлий Солин (III век) в «Собрании достопамятных сведений» более критически относился к этой теории: «Считается, что хрусталь образуется в результате сгущения льда, но это не так, поскольку в таком случае хрусталь бы не встречался ни в Алабанде в Азии, ни на Кипре, поскольку там постоянно жарко». Отголоски древних поверий об окаменевшем снеге мы находим в романе Виктора Гюго «Человек, который смеется», когда представитель медицины утверждает: «Доказано, что хрусталь - это продукт естественной возгонки льда и что алмаз — результат такой возгонки хрусталя; установлено, что лед становится хрустальным через тысячу лет и что хрусталь становится алмазом через тысячу веков».
Заблуждение о том, что кристаллос или хрусталь является окаменевшим льдом было настолько сильно, что бытовало вплоть до XVIII века, когда Роберт Бойль (1627-1691), известный физик своего времени, измерил удельный вес хрусталя и доказал ошибочность его происхождения из льда.

Удивительно сходство хрусталя со льдом не только во внешнем облике – камень обладает свойством оставаться прохладным даже в сильную жару. Это свойство минерала использовали патриции Древнего Рима, охлаждая летом руки хрустальными шарами.
В отличие от стекла, горный хрусталь легко проводит тепло, и, когда прикладываешь к нему руки, то он словно бы «отнимает и впитывает» в себя тепло от тела. Высокая теплопроводность позволяет горному хрусталю переносить резкие перепады температур и, если вы даже раскалите хрустальный шар, а затем бросите его в воду – он не будет повреждён.

И, вновь обращаемся к словами Гая Юлия Солина, который пишет, что хрусталь «…находят также в большей части Европы, а также кое-где в Азии, лучше всего – скифский. В основном он идет для
изготовления кубков, хотя в него можно наливать только холодные напитки. Кристаллы хрусталя имеют шестиугольную форму. Сборщики хрусталя отбирают самые чистые его куски, чтобы никакая рыжина, никакие пузыри или помутнение не препятствовали взгляду. Также смотрят за тем, чтобы хрусталь был не слишком твердым, потому что в этом случае он более хрупок».

***

Хрусталю, обладающему чистотой и прозрачностью, всегда приписывались волшебные и магические свойства. Он был камнем гадателей и прорицателей, а способ гадания называется кристалломантия. Считалось, что для этого хрустальный шар надо поместить в темной комнате, а направленный на него луч света, наполнит шар сиянием. Если долго смотреть на это сияние, то можно увидеть там сквозь завесу времени образы прошлого и будущего.
Хрустальные шары прорицателей и линзы из хрусталя, используемые для возжигания от солнца священного огня на жертвенниках богов были найдены при раскопках древней Трои. Одним из самых больших хрустальных шаров считается шар, хранящийся в Смитсоновском институте США. Его диаметр тридцать три сантиметра, а вес - восемь с половиной килограммов. Кристаллы горного хрусталя бывают удивительно большого размера. На Приполярном Урале был найден серебристо-белый кристалл горного хрусталя массой 1,5 т. Так что масса кристалла 10-20 кг и более не считается редкостью. Гай Юлий Солин упоминает, что «Супруга Августа Ливия в числе прочих даров пожертвовала Юпитеру Капитолийскому хрустальную глыбу весом в 150 фунтов» (49 килограмм). Благодаря большим размерам кристаллы хрусталя во времена античности служили прекрасным материалом для изготовления кубков для вина, богато инкрустированных серебром и золотом.

Магические свойства хрусталя позволяли использовать его во все времена для изготовления амулетов и талисманов. В грекоримской традиции хрусталь посвящался таинственной Селене – богине Луны, и означал чистоту, духовное совершенство и тайное знание. Такие же свойства приписываются хрусталю и в буддизме – чистый ум, совершенные мысли.

А вот, что пишет в своей книге «Жизнь с ламой» лама Лобсанг Рампа:
«Хрусталь — это очень специфическая горная порода. Она чище стекла и имеет исключительно сильное влияние на «хрустальное зрение». Тот, кто хоть в какой-то степени наделен даром ясновидения, может почувствовать, что использование безупречно чистого осколка хрусталя заметно увеличивает его возможности.
Хрусталь излучает вибрации, совместимые с излучением третьего глаза, и усиливает его, повышая «провидческие» способности.
В различных частях Ирландии маленький хрустальный шарик носят в серебряном кольце. Считается, что таким образом можно привлечь благосклонность ирландских эльфов.
В давние времена на Дальнем Востоке священники отправлялись в Гималаи на поиски подходящего хрустального камня. Они аккуратно обтесывали грубые края, а затем годами обрабатывали камень, придавая ему шарообразную форму. Из поколения в поколение жрецы полировали кристалл, используя только воду и все более и более мелкий песок, на куске мягкой кожи. В конце концов хрусталь становился годным для использования в религиозных целях — позволял заглянуть в будущее, узнать волю Богов!»

Считается, что амулет из горного хрусталя помогает при дизентерии, холере, эпилепсии и головокружении. Носимый под бельем с правой стороны живота улучшает деятельность желчного пузыря. Носимый на запястье, кварц регулирует ток крови и не позволяет образовываться тромбам. Во время сна избавляет своего владельца от кошмарных сновидений. Носимый в перстне на безымянном пальце оберегает от чувства зябкости, а путников от опасности замерзнуть. Чистота и прозрачность горного хрусталя, ставшие символом скромности и чистоты помыслов, сделали этот камень талисманом, укрепляющим клятвенные договоры, обещания и священные узы.
В средневековой Европе рыцари использовали в качестве амулетов хрустальные шарики, которые крепились на рукояти меча. Считалось, что хрусталь придает удару особую силу. В Шотландии «камни победы» - хрустальные шарики 4-5 см диаметром, укреплялись на воинских штандартах.
Этот культ держался вплоть до XIX века.

Кеннет Медоуз в книге «Шаманский опыт» довольно подробно рассказывает, каким образом можно найти своего союзника в минеральном царстве (царстве камней) и считает, что осознание камня, хотя и сильно отличается от нашего, человеческого, тем не менее, мы можем общаться телепатически, так сказать, на духовном уровне. Кроме того «Природные кристаллы, особенно кристаллы кварца, имеют большую ценность для шамана. Кристаллические союзники помогают шаману установить связующее звено между внутренним миром духа и внешним миром материальных явлений. Они могут также служить мостом между намерением и проявлением, придавая вещественную форму тому, что раньше было лишь идеей или потенциальной возможностью в сознании шамана. <…> По своей природе кристаллы могут увеличивать частоту энергетических вибраций вокруг себя. Поэтому, находясь рядом с кристаллами, мы можем испытать неожиданный прилив энергии или энтузиазма. Кристаллы кварца имеют высокую частоту вибраций, усиливающую и гармонизирующую другие вибрации, с которыми они вступают в контакт. С помощью одной лишь силы намерения в кристалле можно создать энергетический поток, устремленный в определенное место. Это было частью тайного знания древних шаманов».

***

Наибольшего расцвета искусство обработки хрусталя достигло в эпоху Возрождения. До наших дней дошли прекрасные образцы хрустальных шкатулок, статуэток, письменных приборов.
Среди изделий, выполненных из этого самоцвета, имеются настоящие шедевры.

Об одном из них хочется сказать особо.

В непроходимых джунглях Британского Гондураса (ныне Белиз), в апреле 1927 года Энн Митчелл-Хеджес, дочь известного археолога, во время раскопок пирамид в древнем городе майя, извлекла предмет, ставший сенсацией. Это был человеческий череп из полированного кварца, размером 152,4 х 203,4 миллиметра и весом 5,13 килограмма. Абсолютно гладкая поверхность черепа не имеет никаких следов обработки металлическими инструментами и, как считают специалисты, была отполирована специальной пастой, секрет которой утерян сегодня. Такую работу, по самым скромным подсчетам, можно было сделать лет за триста! Внутри затылочной части черепа имеется система призм и каналов, благодаря которым глазницы черепа начинают светиться, если под ним устанавливается, например, свеча.

Череп был исследован (в 1964 году) в знаменитой фирме « Hewlett Packard» - лидере индустрии по производству микроэлектроники с использованием кварца. Отзыв Л. Барре, эксперта фирмы, крайне неординарен: «...Мы изучали череп по всем трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков. Поскольку каждый сросток имеет собственные оси, мы смогли определить, сколько имеется сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что они растут из одного центра и составляют единый сплошной кристалл. Мы также обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу). Что касается обработки, то его ничем, кроме алмаза, нельзя резать. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжений кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать - он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто он вообще не притрагивался к нему в процессе резки. При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы можете увидеть всю комнату...» и далее «Проклятая штуковина вообще не должна была существовать на свете. Те, кто ее высекал, не имел ни малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!»

Хотя череп был найден в Белизе - место его изготовления до сих пор остается загадкой, так как ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя, а калифорнийский горный хрусталь столь высокого качества также не встречается. Но факт есть факт. Хрустальный череп существует вопреки всякой вероятности и хранится в Музее американских индейцев.
Предания повествуют о том, что тринадцать жрецов одновременно смотрели в тринадцать хрустальных черепов, видели там тайны прошлого, настоящего и будущего, и даже могли узреть день возвращения богов...

***

В хрустальный шар заключены мы были,
и мимо звезд летели мы с тобой,
стремительно, безмолвно мы скользили
из блеска в блеск блаженно-голубой.

И не было ни прошлого, ни цели;
нас вечности восторг соединил;
по небесам, обнявшись, мы летели,
ослеплены улыбками светил.

Но чей-то вздох разбил наш шар хрустальный,
остановил наш огненный порыв,
и поцелуй прервал наш безначальный,
и в пленный мир нас бросил, разлучив.

И на земле мы многое забыли:
лишь изредка воспомнится во сне
и трепет наш, и трепет звездной пыли,
и чудный гул, дрожавший в вышине.

Хоть мы грустим и радуемся розно,
твое лицо, средь всех прекрасных лиц,
могу узнать по этой пыли звездной,
оставшейся на кончиках ресниц...

/Владимир Набоков/