Земля которая стала родной. Часть 2

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Город Оулу встретил нас  трескучими морозами, бесконечными метелями и длинной полярной ночью.  Этот город  находится недалеко от Северного полярного круга и является южной частью Лапландии.
Суровая зима... От чистого  воздуха, щедро приправленного морозной свежестью, немного кружилась голова. Снег напоминал рассыпанный повсюду сахар, на котором яркими бусинками выделялись красные финские домики. Эти уютные домики, освещались огнями разноцветных рождественских гирлянд. Полярной темноте гирлянды придавали особую прелесть и подчёркивали загадочный колорит. Тепло одетые краснощёкие финны были похожи на гномов.
Все напоминало волшебную сказку, в которой одной дружной семьёй живут и занимаются добрыми делами добродушные гномы, создавая порядок и уют в своей маленькой сказочной стране.
Первое время мы жили у родителей моего мужа, в небольшой деревне в 15 километрах от Оулу.  Это, скорее всего, своеобразный оазис сельской жизни в черте города. Позже я поняла, что вся Финляндия, напоминает сплошной курорт, утопающий в зелени изумрудных лесов и синеглазых озёр,  в котором город плавно переходит в деревню.
Их дом стоит на берегу озера. Небольшой приусадебный участок окружён живой изгородью из плотного кустарника. Во дворе амбар, погреб и гараж. Никаких заборов, как и во всей Финляндии. 
Cердце дома - печь. Она стоит в передней комнате - столовой.  Тут же стоит длинный деревянный обеденный стол, по обе стороны которого такие же длинные деревянные лавки.
Просторные комнаты украшают живые цветы. 
За окном – минус 30 . В доме тепло и уютно.
- Сауна готова! Таня, пожалуйста, в сауну! - предложила гостеприимная Эйла.
- Как, сразу с порога и в сауну? - удивилась я.
- Не надо отказываться! - улыбнулся Тимо. - У нас, финнов, так принято, в первую очередь гостям приготовить  сауну!
- Тимо, расскажи мне, в чём особенности финской сауны. - попросила я.
Доброе лицо моего мужа осветила восторженная улыбка, и он начал свой рассказ так:
- Старинная поговорка гласит: прежде чем построить дом, построй сауну. В сельских местах Финляндии сауна - это место, где рождались и умирали. В бане принимали роды и первый раз мыли новорожденного. Сауна - символ Финляндии и неотъемлемая часть нашей культуры!
Немного помолчав, спросил меня:
- Угадай, сколько в Финляндии саун?
- Думаю, что много! - не растерялась я.
- В Финляндии около 2 миллионов саун на 5 миллионов населения. Если тебя пригласили в сауну – значит, протянули руку дружбы. 
И подняв указательный палец вверх, тихо произнёс:
- В сауне принято вести себя тихо, как в храме. Делать всё чинно и обдуманно.
Я слушала, и моё сердце наполнялось восторгом. Мне хотелось аплодировать этой маленькой стране и её народу.
Из парилки, раскрасневшиеся и разогревшиеся, мы бежали к озеру и с головой окунались в проруби.
Как же здорово, получать силу от самой природы!
После сауны Эйла угощала нас  свежеиспечёнными сдобными булочками, чаем на травах и вкусными бутербродами с рыбой.
Эта добрая аккуратная финка была немногословной. Она всегда старалась всех вкусно накормить и заботилась о каждом из нас. Особенно мне нравилась рисовая каша, приготовленная ею в печи. В глиняный горшок она насыпала рис, заливала его молоком и на ночь оставляла в хорошо протопленной печи. А утром нежную распаренную кашу с корицей и  с ягодами подавала на завтрак.
Её руки умели делать многое: печь хлеб, готовить вкусную еду,  вязать носки, ажурные салфетки, варежки. Эйла учила меня вязать на спицах, делилась секретами финской кухни.
Её мягкий голос наполнял сердце покоем, теплом.  Я полюбила её и в знак благодарности называла её мамой. 
А помогал ей во всём её муж – простосердечный Олави.
Простотой домашнего уюта залечивались душевные раны.
Мы с мужем часто катались по озеру на моторных санях. Тимо мастерски управлял ими, набирая скорость до 70 км.
Как-то раз через лес мы выехали на берег моря. Тимо, окинув взглядом морской простор, нараспев произнёс:
- Таня! Посмотри, какая красота вокруг! Какой простор!  Это Ботнический залив!
Я пристально всматривалась  в красоту торжественного безмолвия и думала:
- Боже мой! Где я нахожусь?! Какая красивая Земля и несравненная по красоте природа!
- Какая тишина! - поражалась я. - А воздух! Дышишь и не надышишься!
- Это зимой здесь тишина. - объяснил Тимо. - А придёт весна, здесь будет стоять птичий шум, гомон, словно на железнодорожном вокзале большого города.
- Это  наш причал. От причала по воде около 8 километров до центра Оулу.
Небольшое местечко у моря в окружении лодок и катеров. В это зимнее время заботливо укутанные,  они словно отдыхали от шумного лета. 
- Так ваш район – этот остров? - удивилась я.
- Да! Наш остров расположен в мире ценных заболоченных мест. У нас здесь лесопильный завод - наше национальное достояние. И вообще, здесь много ещё интересного. Я буду тебе обо всём рассказывать постепенно, а сейчас вернёмся лучше домой! Эйла нас, наверное, заждалась...
Небольшая деревенька казалась мне игрушечной. Аккуратные финские домики по цвету и по стилю гармонировали с надворными постройками, это говорило о статусе их хозяина и подчёркивало  вкус и личность владельца.
Деревенские магазины ничем не отличаются от городских.
Летний театр, бар, танцплощадка также имели статус высокой культуры, как и в столице.
В  30 минутах езды находится социальный центр. Стерильная чистота, уважение к людям, доброе отношение обслуживающего персонала - вот то, что сразу поразило меня!
Вечерами мы беседовали на разные темы. Меня расспрашивали о жизни в России, о культуре русского народа. О том, как живёт русское село, чем занимаются крестьяне.
 - Как всё у вас просто и открыто! Двери дома всегда открыты, велосипеды у маркета стоят свободно. У вас, что никто не ворует? - интересовалась я.
-  У нас не воруют! Когда то давным-давно были такие случаи. Тогда народ собирался всей деревней, и все били вора, позорили. С тех пор у нас никто не ворует! - объяснил Олави.
- Били всей деревней? - удивлялась я.
- Да! Всей деревней. - утвердительно кивнул Олави.
- Но это же самоуправство! И, что тот, кого били, не жаловался в полицию? – не унималась я.
Все засмеялись...
- Какой же вор пойдёт на себя жаловаться? Ну, скажи, пожалуйста.
- А ведь, наверное, это правильное решение. - подумала я...
И как же тронуло мою душу, когда Эйла в один из вечеров тихо запела «Подмосковные вечера».
В один из таких вечеров Олави рассказал нам о том, как тяжело финскому народу досталась эта каменистая земля. Какого количества человеческих жизней стоила  обработка ее скудной почвы. Целые деревни голодали, и масса людей погибла от голода.  Как за каждый клочочек плодородной земли люди расплачивались жизнью.  Сколько жертв и крови требовала суровая природа! Каким невероятным трудом человек добывает хлеб на этих каменистых нивах.
Этот рассказ помог мне многое понять.
- Вот почему, въезжая в эту маленькую страну, сразу чувствуешь во всём порядок, уют и  уважение к стране, к людям! Финны любят свою Финляндию! Их страна - творение их рук!