Что такое колобок?

Журнал Гражданин Вселенной
Всем известна замечательная сказка, но слово "колобок" воспринимается нами сегодня так же отчужденно, как, например, слово "ладушки" в известной прибаутке. В лучшем случае, "ладушки" ассоциируется с ладошками, и крайне мало найдется людей, сумевших догадаться, что "ладушки" - это обращение, уменьшительная форма от лада, что означает "любимый, пригожий".

Если колобок, это форма выпечки, почему сегодня мы не печем колобков? Давайте, попробуем разобраться, что означает это слово. Если обратиться к словарю Даля, то окажется, что "колобок" означает "круглый", а "коло" - круг. Даль даже околицу трактует как пространство вокруг селения. Тогда, что же может означать слово "колобашка"? Это слово и сегодня в ходу, так называется плавательный снаряд в бассейнах. Колобашка имеет круглое сечение, но сама она вовсе не круглая, а продолговатая. В слове "колода" есть та же часть "коло", но и колода не круглая по сути, причем же тут круг, о котором говорит Даль, делая пространные выкладки и опираясь на диалекты?

Катится, катится колобок...
А может быть, все дело в том, что колобок катится? И колобашку (колбаску) можно катить, и колоду можно катить. И колесо катится тоже! Да нет - колесо и катится в первую очередь. А если все началось с колеса, возможно ли такое? Или не с колеса, а с коловращения? А что такое коловращение? 

Что делает мастеровой, если ему нужно очертить круг заданного радиуса? Мастеровой воткнет колышек, наденет на него веревочку нужной длины со свободной петелькой с одного конца и с привязанным карандашом или гвоздиком с другого. Вокруг колышка натянутая веревочка задает вращение нужного радиуса - коловращение и выходит. Так может быть, все началось именно с кола?

Тогда, и колесо тоже началось с кола. Кол, заостренный с двух сторон - это же ось для колесной пары! Кол-е-со. Кол, на который со-бирают колесные диски. Легко согласиться? Вот и те, кого принято называть скифами, сами себя называли "сколоты", а именно с-кол-оты, люди с колес. Этнографы задались вопросом, куда могла деваться скифская культура - не могла же она испариться!
И вот, последняя версия предлагает нам считать, что скифами этих людей звали восточные современники, потому-то и пошла идея о тюркском происхождении этих кочевых племен, а на самом деле, это были кочевые славянские племена, потому никуда они не испарились, а просто были нашими прямыми предками. И именно этнографы считают слово "сколоты" славянским. Это как с медведем-ведмедем, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется: КОЛ-е-СО, С-КОЛ-оты.

Но вернемся к колу, с которого, возможно, все и началось. Если кол дал начало понятию качения по аналогии с колесом, то как же давно это колесо возникло, и что же такое "околица"? А разве не частоколом окружали свои поселения славяне? Тогда "околица" - это пространство рядом с частоколом, окружающим городище.
 И слово "около" должно иметь свой сугубо бытовой смысл. Тут можно только предположить, что привязанный на кол теленок далеко не уйдет, а будет ходить около. Это предположение, но насколько же оно выглядит заманчиво правдоподобно!
 Хорошо, коли так, на язык просится слово "колокол" - разве он катится? Ну, может покататься вокруг сам себя, однако, не это же дало ему название! А что тогда? А если... кол-о-кол? Вдруг, заметив в поле или в лесу опасность, люди бежали к частоколу и били по нему первым попавшимся дубьем? Что тогда случалось? Тогда собаки поднимали лай, что и было сигналом тревоги для всего поселения. И это правдоподобно. И само собой просится на ум, что это "дубье" было по периметру частокола припасено, а именно, воткнуто в землю так, чтобы и ребенок мог выдернуть. А что, если именно этот обычай БИТЬ тревогу колом о колы частокола и дал начало слову "КОЛОТИТЬ"? Тогда кол-о-кол, получается - это продуманный сигнал тревоги, который использовался настолько долго, что слово сохранилось и пережило свой собственный смысл, впрочем, как и слово "колобок" - катающийся  на всех боках, который не лепили, а сКАТывали из теста.
Но есть еще и слово "колыбель", к которому ни кол, ни колесо явно не имеют никакого отношения! А может быть, опосредованно? Колыбель(следуя за строением слова) - это то, что колыбают. Сегодня мы говорим, что колыбель качают, покачивают. Почему же покачивать означает то же, что колебать? Мы говорим "колеблется на ветру" о траве, о листве, о полотнище, о человеке, мечущемся между поступками мы тоже говорим, что он колеблется. А еще, если человека ли, предмет ли ничто не может поколебать, говорят "стоит неколебимо". Вот и выходит, что колебаться и раскачиваться - это одно и то же, амплитуда разная. Тогда, у слова "колебаться" прямая связь с кольями частокола, которые должны были стоять неколебимо. Видимо, в процессе установления частокола, его проверяли на неколебимость, пытаясь раскачивать. А вот и связь между колом и колыбелью.

Однако, и у слова "кол" должна же быть своя природа. И эта природа, если учесть чередование и выпадение гласных, лежит на поверхности: 

про-кол-оть кл-ыком, кл-ювом

разорвать в кл-очья

из земли бьет пробившийся кл-юч 

опираются при ходьбе на кл-юку, которая должна быть хоть немного заострена, чтобы не скользить, а давать уверенную опору и в гору и под гору.

Есть еще ягода клю-ква, чем же она связана с клювом? Кто же ее, такую кислую, клюет, да так охотно и много, что повлекло за собою прозвание ягоде? Во времена, когда не было сахара, ее можно было есть только как приправу, и то, раскусишь, сморщишься, зажмуришься, замотаешь головой да и скажешь: "ВЫРВИ ГЛАЗ!" . И на бруснику-то нередко скажешь: "брррр! кислятина!", а уж клюква и подавно "вырви глаз!". Вдруг, ассоциация была схожая? Мы ведь зажмуриваем глаза, когда раскусываем очень кислое, а в стародавние времена птицы, выклевывающие глаза трупам были привычным зрелищем. И вот она, клюква - выклюй глаз. Не факт! Но похоже.

А есть еще слово "колодец", в котором очевидны две понятийные части: кол-о-дец, то есть, колом сделанный. Полагаю, первые ямы копали еще тогда, когда не было даже подобия лопат. Если стоит задача без лопаты выкопать глубокую яму, как мы это сделаем? Будем рыхлить землю подручным средством и вычерпывать ее, насыпая, например, в корзину. А чем будем рыхлить, колом?  

Полагаю, у корня "кл-кол" исключительно древнее происхождение, потому что оно слишком похоже на звукоподражание, на ассоциативную артикуляцию. Но это уже не настолько правдоподобно, как тот вывод, что сделан выше. А выше мы предположили, что колесо в обиходе славян возникло так давно, что дало основу понятию "качение", ведь нельзя же предположить, что понятию "качение" дал основу некий кол!






Ольга Снегова  http://www.stihi.ru/2017/01/23/1756