Союзы писателей, сколько их и какая между ними раз

Матвей Тукалевский
Когда в лихие 90-е разваливались все старые структуры и создавались ранее неведомые, распался и Союз писателей СССР – творческая, и элитарная организация.
Быть членом Союза писателей было не только профессионально интересно, сколь почётно и… выгодно.


Члены Союза льготировались за счёт государства. И не только почётом и наградами, но и бесплатными путёвками в престижный (СВОЙ) дом отдыха, санаторий, пансионат. Поощрялись дефицитом. Служебными дачами в заповедных местах. Или более мелкими «знаками различия», например, пыжиковыми шапками, подчёркивающими высокое и почётное положение в обществе этих членов.


В членах Союза состояли Звёзды советского литературного небосклона – люди, именами которых мы гордимся и будем ещё годиться долго, если не всю жизнь.

Но рядом со Звёздами Космоса, всегда крутится гораздо большее число Спутников, которые сами не светятся, а лишь отражают свет, исходящий от Звёзд.

 
Ещё больше, чем Спутников в этой системе крутится простой Пыли, от которой вообще нет никакого сияния.
Даже отражённого.
Пыль настолько тщедушна, что свет она только поглощает, а не отражает, и, тем паче, не испускает.


И «спутников», и звёздной «пыли» было в Союзе писателей СССР, больше, естественно, чем тех, имена которых – гордость нашей Родины.

   
Но так устроены многие общества и не исключение был и Союз писателей СССР.


Существует непреложный закон человеческих масс. Государство, какой-бы политический окрас оно ни имело, всегда поддерживает и поощряет только те общественные союзы, которые ему, государству, выгодны.
 
Которые поддерживают официальную линию государства.

Которые ведут свою работу в русле официальной пропаганды государства и способствуют ей.


Отсюда дачи, санатории и пыжиковые шапки.
Это из разряда «печенюшек».


Но государство применяло и «кнуты» к тем деятелям искусства, которые позволяли себе «своё мнение иметь» на официозы государства.


Поэтому множество талантливых авторов, имя которых теперь знает весь мир, были в своё время осуждены товарищеским порицанием собратьев по ремеслу и творческому Союзу, и исключены из членов. А это означало для исключенных «по политическим соображениям» потерю очень многих жизненных условий, необходимых для плодотворной работы любой творческой личности. Независимо от его политических пристрастий.


«Осуждённые на остракизм» исключенные из рядов Союза писатели, поэты, музыканты, барды, художники и прочий творческий люд, отшвырнутый с дороги чиновниками от искусства, уже был отлучён от государственной кормушки и не видел, ни бесплатных путёвок, ни пыжиковых шапок.


Мало того! Ему уже не разрешалось работать там, где ему позволяло его образование, профессионализм и талант. Так как государство боялось, что он на таких местах будет оказывать зловредное влияние на окружающих.


Поэтому таким «отброшенным» разрешалось работать дворниками, кочегарами, уборщиками и грузчиками и тому подобными не творческими профессиями…


Перестройка, или, как многие её величают, «катастройка» взорвала в том числе и Союз писателей СССР.

Трещина прошла по политическому меридиану.

Он распался на Союз писателей России («патриотической» направленности) и Союз российских писателей («демократической» направленности).

После этого распада ни одна, ни вторая половинки не стали работать лучше, не стали нации нужней и не изжили своих недобрых привычек. Вся сила их «пара» уходила в многолетние злобные тяжбы. Они с остервенением делили наследство Союзного Союза. Да своё имущество, которым щедро наделила Советская власть, означенный Союз. До творчества ли им было? И до воспитания ли новых членов из подросшего поколения творческой молодёжи?!


Основной недоброй привычкой очень многих подобных сообществ было то, что льготируемость всегда чревата дефицитом.
А он, в свою очередь, рождает очередь и драку за льготу.
Потому как льготы особо значимы в содружестве с дефицитом.


Поэтому Мэтры, членские книжки которых были уже похожи на музейный экспонат, «чахли, как злой Кощей над златом своим» над местами в Союз.

Они удобно сидели в Союзе и как спасённые утонувшего теплохода, попавшие на надувной плот, лихо отрывали руки барахтающимся в воде и пытающимся забраться на этот благословенный плот.


Мэтры и до этого не жаловали «барахтающихся» новых молодых писателей и поэтов. И ранее они гоняли их по кругу долго, иногда до истребления их талантов, мурыжили и всячески отфутболивали от этого сладкого членства.


Мысль древняя как мир руководила этими противодействиями. Чем меньше членов, тем больше дефицита приходится на каждого члена.


А уж в годы 90-е, когда «всего стало меньше», и тем более.


Вот краткий абрис того что происходило во всех официозных творческих союзах.



С пере(ката?)стройкой жизнь народа не остановилась и не умерла. Наоборот, процессы, происходящие в его недрах с новыми веяниями, взбодрились и приобрели другие масштабы.


Где раньше мог выплеснуть себя «пишущий человек»?

В лучшем случае, в заводской многотиражке, ещё выше – в районной газетке, ну, а если совсем повезло – в городской, а то и в республиканском СМИ. Причём, по формуле "сто пишем - одно публикуем"! Да и то с цензурными шорами!

Закон В.И.Ленина «на пяток профессиональных журналистов должно быть пятьсот и пять тысяч рабселькоров»(*) инерционно продолжал действовать.


Но с шагами «рыночных реформ» этот закон приказал долго жить.


В СМИ стали писать сами члены редколлегии этих же СМИ. Это был для них приработок, да и самовыражение.


Кроме означенного, простой люд отрезался от авторства в СМИ ещё и новой тематикой – писать про достижения слесаря Сидорова стало моветоном.

И рынок продиктовал свои законы: про что бы ты ни писал – всё, «лёгким движением руки» можно превратить в рекламу.
А она, как известно, должна оплачиваться!
То есть, хочешь писать о хорошей работе слесаря Сидорова – вноси в кассу деньги за его рекламу.


Так называемых рабселькоров и внештатников СМИ за пару десятков лет всех отнесли на кладбища.
И эта разновидность пишущего люда перестала существовать.

 
Но люди остались людьми.
И пишущие люди остались пишущими.

Где же им было писать?!
Где реализовывать свой «зуд сочинительства» ?!


Тут их Создатель пожалел и…  появился в России Интернет.


А в точном соответствии с законами Рынка – «есть спрос – будет предложение» - в этом, неведомом ещё для широких кругов россиян, интернете появились «ВИРТУАЛЬНЫЕ СМИ».


Одним из первых появились литературные порталы «Стихи.Ру» и «Проза.Ру».

И они оказались такими востребованными пишущей русскоязычной частью населения Земли, что их членство стало расти как на дрожжах и вскоре эти сайты уже насчитывали сотни тысяч членов.


Союз писателей СССР страдал, как я уже писал выше, обособленностью, тем, что Ленин называл сектантством.

Про упомянутые литературные порталы этого, ну, никак не скажешь!

Открывай страничку кто хочешь! Пиши, что хочешь! Исключая общие для человеческой общности запреты.

Дружи с кем хочешь! Вступай в группы и группировки, образуй свои и будь там вождём и т.п.

Проповедуй какую хочешь веру никто тебе не предъявит никаких претензий!

Короче, реализуйся по полной!

Короче, полная вольница!

Говорят, что этими порталами мы обязаны изворотливости и коммерческой развитости ума некоего Дмитрия Кравчука.

Во всяком случае, это имя не перестают злобно склонять критики упомянутых порталов.


А я не пойму за что?!


Приписывают этому «отцу родимому» и накопительство, и скопидомство, и мошенничество и остальные все грехи по Библии.


Предупреждаю сразу моих потенциальных оппонентов: ни Роман Абрамович, ни Дмитрий Кравчук мне не родственники.

Более того, скажу, что у меня не вызывают симпатии толстосумы – я человек старой закваски, а она крепка, как броня наших танков и того бронепоезда, что стоит в наших умах на запасном пути.

Но я бы хотел до самой своей смерти уважать себя и считать себя справедливым человеком!

А справедливость подсказывает следующее:

1. Упомянутые Абрамович и Кравчук, всё-таки, люди разной категории богатства. И по количеству, и по качеству.


2. Источник богатства Романа Абрамовича (не к ночи он будь помянут, нечистый!) – это хитро мудрое воровство из общего котла общенациональных богатств львиной доли себе любимому.

 
Источник богатства Дмитрия Кравчука – его добрые мозги, его предприимчивость, к тому же, не связанная с обворовыванием ближнего.


3. И, наконец, я не знаю, как тратит свои миллионы Кравчук, (если и есть у него оные), но он в голодные для 80% населения нашей страны годы, вроде бы, не покупал английской футбольной команды.


И как Абрамович не просил многомиллиардных баксовых подачек от госказны «в связи с кризисом» и тяжелым семейным положением, имея при этом несколько многомиллиардных яхт.


4. И, наконец, мне от хитро мудрой изворотливости ума Романа Абрамовича ни тепло, ни холодно, только противно.

А от предприимчивости Дмитрия Кравчука – одно удовольствие – много лет пишу и в Стихире, и в Прозе.Ру.

При этом через общения полирую своё умение писать и давно уже нахожу своего читателя.

То есть, литературные порталы, открытые предприимчивым Дмитрием Кравчуком, ещё и «мои университеты» для меня и многих сотен тысяч людей.


К чему это я?


Да к тому, что, простите, за грубоватый образ, испражняются и птичка, и конь. Но конь при этом хоть исполняет какую-то нужную для человека работу, а птичка, исправляя свои естественные надобности -  только портит мне, пардон, одежду и этим несёт мне только огорчения!


Д.Кравчук там или кто иной придумал литературные порталы, мне без разницы. Они мне не братья и никогда братьями не будут!


Главное, что они мне нужны и полезны.

Да и даны мне за-да-ром.


Человек не всяким боком – «венец творения».
Есть у него и грешные черты.

Допустим, очень многих снедает зависть.

Зависть ко всем, кто имеет то, что не имеет завистливый индивид.

Будь это дача, автомобиль или… талант. Или, допустим талант к предпринимательству.


Сейчас интернет полон новыми нападками на "этого бессовестного Кравчука".


«Кравчук создал свой «Российский союз писателей» и наживается на этом!»


Если вернуться к моей притче о надувном плоте во время кораблекрушения, то можно продолжить эту гиперболу:

Кравчук надул плот, но такой огромный, что он вместил всех желающих. Никто ни с кем за место на плоту не воюет. Никто никого не топит. Поместились все. И все плывут. Все в одинаковых условиях. И в равных правах.

Правда, кто-то плывёт в большой порт - в "Порт признания" его таланта.

А кто доплывает на утлой лодчонке своих данных только до затхлой заводи "Графомания".

Ну это уже никак нельзя вменить в вину Дмитрию Кравчуку.


«Ах! – голосят те, кто никогда ничего не умел создать стоящего и, поэтому, до колик в животе, завидует СОЗИДАЮЩИМ. – «Он занимается поборами!» «Это МММ на литературном поприще!»


Да ради Бога! Не нравится - не вступайте в Российский союз писателей, созданный Д.Кравчуком! Вас туда он на аркане или под пистолетом и не загоняет!


«Ах! Он собирает по 5000 руб. за членство в Союзе!»


А вы, малоуважаемый мой оппонент, неужели знаете места, (кроме, естественно, мышеловки!) где хоть что-то дают даром?!

Нет!

Конечно и я вместе с вами восхищался бы альтруизмом этого Дмитрия Кравчука, если бы он для создания и работы Российского союза писателей, продал свою квартиру, заложил бы свою тачку и взял бы крупный в банке кредит!


И уж на эти деньги напечатал нам с вами членские билеты.

Которые, кстати будь сказано, выглядят вполне достойно и не хуже членских билетов любого творческого Союза!

Кроме того, он бы оплачивал прокат помещений для наших посиделок и выдавал зарплату обслуживающему работу Союза техническому персоналу.


А Вы, когда, допустим, предложили жильцам своего подъезда, собрать на консьержку, ведь тоже не воплотили ваше предложение в жизнь за свой лично счёт?!

Вы, небось, собрали взносы со всех владельцев квартир?! И никто вас ни в чём не обвиняет!


Но критиканы, в отличие от критиков на то они и критиканы, что, цепляясь ко всему сделанному, они и не предлагают ничего конструктивного, и заранее встречают «в штыки» то, что создаёт созидающий!

Они находят новый повод для недовольства:

«Ах! Требования к вступающим минимальны! По сути, кто хочет, тот и вступает!»


А Вы, крикуны, знаете – мне именно это нравится!

Именно это меня привлекает.

Что в Российском союзе писателей нет ни элитарности, ни чванливости, ни сектантства!

Что здесь нет политики «кнута и пряника», царящей в других Союзах!


Она мне поднадоела! Да и стоит честно теперь признать, что этот «бесплатный сыр», приходилось членствующим "мышкам", всё-таки, оплачивать!

Порой высокой платой - своим честным именем…


Да и требования для вступления в наш союз, вообще-то есть. И серьёзные.

Ну, например надо предоставить либо две рекомендации членов РСП, либо не менее двух напечатанных книг со своими опусами.

Их выслать надо в адрес Российского союза писателей. Там, ожидается, их просмотрят искушенные люди. Знающие люди. И либо сочтут вас достойным членства, либо нет.

Разве это мало?!

Мне могут возразить: "Фи! Сейчас можно выпустить книгу за свой счёт любую! Хоть с матерщиной!

Наверно, это так... Рынок...

Но разве такая, выпущенная вами книга это не Ваш труд?!

Написать две книги собственноручно, сговориться с типографией и пробить их печать. Разве это не труд?! Пусть и не писательский, а около...

Даже если содержание Ваших книг написали не вы, а наёмный работник, так и это не внове для нас, россиян?!


Все знают, что не Леонид Брежнев написал свою «трилогию».

Ну и что? Его выгнали из партии за подлог?
 
Нет! Его приняли в Союз писателей СССР!
Но при этом отказывали в приёме в этот элитарный союз современникам Л.Брежнева, которые писали лучше, но пост занимали попроще...
Это справедливо?!

И я не за то, что не надо было принимать в писатели Брежнева!
Я за то, что надо было принимать всех желающих по РАВНЫМ меркам!

А справедливо ли принимать Брежнева?
Как на это посмотреть…


Ведь в его книгах повествовалось о том, что ОН рассказал, что ОН видел, что ОН лично пережил и где ОН лично побывал собственной персоной?!

 
А художественную обработку (редактирование и корректирования) любой писанины и сейчас делают в любой редакции. Только плати! И в соавторы не набиваются.

 
Или вот ещё довод:

Все слышали, как некоторое время назад разразился скандал в Академии наук, когда вскрылось, что больше половины кандидатских и докторских диссертаций – туфта!


Вы, мои оппоненты, вышли тогда на демонстрации протеста?

Или хоть написали гневное письмо Президенту?

Или там кому ещё...


А ведь это звание – доктор каких-то там наук - не просто звание. Не просто «красная книжечка» для тщеславной души.

Это ДЕНЬГИ!

Наши с вами деньги.

С наших с вами налогов.

Которые выплачивались НЕДОСТОЙНЫМ за дутые достижения дутых учёных!


Да там, наверное, половина Академии наук России – дутые учёные. И ничего!

Никто про них пофамильно не пишет!


Так в чём винить предприимчивого Дмитрия Кравчука?!

Оригинально то, что его оппоненты готовы пользоваться плодами его предприимчивости и при этом ругать его же на чём свет стоит?!

Вообще-то, это – по-русски!

 

Я не обожествляю этого человека. И не льщу ему. Скорее всего я до самой своей смерти его не увижу в глаза. Да и не горю таким желанием.

И если бы меня свёл случай с этим человеком, ну, допустим, нелётная погода для нашего совпавшего совместного рейса, я бы нашёл что ему высказать критического и конструктивного о его детище.


Но приписывать ему вину за всё что он сделал и делает, это просто нечестно!


И я с удовольствием и благодарностью воспользовался доступностью членства в Российском союзе писателей!


И я с гордостью положил в свой актив эту красивую членскую книжечку!


И я не считаю, что я её купил за 5 000 рублей вступительного взноса и 200 рублей помесячного.

И никто у меня не отберёт права считать себя членом Российского Союза писателей.

И, уж конечно, никто не отберёт у меня право называться писателем!

 
Потому что это право мне дала не красивая членская книжечка Союза, а четыре написанных мной моих книги.

И моя страсть к писанию.
И огромное количество моих друзей- читателей.

И множество моих авторских песен.
И огромное количество тех, кто до сих пор поёт эти мои песни.


А кто соизмеряет размер взноса с книжечкой, тому посоветую, - в подземном переходе и за меньшие деньги можно купить удостоверение и «посолиднее». Хоть академика! Это - рыночная экономика и каждый решает, какой товар ему милей...




Послесловие:

Когда я собирал рекомендации двух членов РСП, необходимых для вступления в Союз, я стал опрашивать своих стихирских друзей, кто из них член Союза.

И нарвался:

Автор, которая десятилетие у меня была в избранных, вдруг поджала строго губки и прокурорским голосом прогромыхала:

«Я – член «Союза писателей России»! А не какого-то там союза, в который вступают за деньги!»

И такое высокомерие было в её отповеди, и такое мещанское торжество, что я, извинившись удалился, одновременно удивившись про себя, как это я её мог поставить в свои избранные?!



М.Горький писал, что слава – это влага для писателя. Но, что только болотные растения любят её обилие. Дубам она нужна в меру.

Питер.
28-29 января 2017г.
===========================================
* - В.И.Ленин. "Партийная организация и партийная литература"

ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Переписка с читателями:

Елисеев Евгений Александрович 18 июля 2022 года в 02:53
=======================================================
Здравствуйте, Матвей.
прочитал Вашу статью:

Союзы писателей. Сколько их. И какая между ними разница
Источник:

Насколько я понял, Вы член Российского союза писателей - это так ?

не могли бы Вы глупому мне пояснить, а что дает это членство, ну кроме взносов ? :)

то что я вижу - он просто зарабатывает деньги на альманахах и медалях доступные всем желающим, лишь бы платили... Причём мало того, что печать за счет автора, так еще и продают сборники авторам, думаю в среднем авторы покупают более 1 альманаха... насколько я понимаю и вступить могут все желающие, но что он дает?

С уважением
Евгений
Матвей Тукалевский 25 июля 2022 года в 20:36

Уважаемый Евгений Александрович!

Отвечаю по пунктам Вашего письма:

1. Это и так, и не так, если Вас интересует именно моя весьма скромная особа, а не сама проблема, которую я попытался осветить в своём эссе.

"Так" - документально, ибо вступил туда и год состоял.

"Не так", ибо ныне не исполняю своих обязанностей члена; явка на собрания, участие в работе, взносы и т.п., и, кроме того, потерял интерес к вышеперечисленному.
И по содержанию, и по возрастной пассивности.


2. Глупому объяснять не умею и не хочу. Вам объясняю, ибо Ваши стихи явно писаны не глупцом.

Но вопрос Ваш "что даёт членство" в творческом союзе, весьма сложен.

Частично на него ответил поэт-умница: "в ничтожной каравелле можно плыть и всё-таки Америку открыть!"

Членство в творческом союзе дает, как я мыслю, основное - творческий контакт с собратьями по занятию.
Этот контакт даёт от него производные; учёбу, оттачивание мастерства, расширение кругозора и т.п.

В немалой степени и чувство локтя, и, если речь не о графоманстве, а даре, осознание таланта других и степени своего таланта.

Собственно, тот стандартный набор, что даёт членство в ЛЮБОМ СОЮЗЕ или сообществе.

Если же этот вопрос рассматривать в меркантильной струе, то мнений "на вкус и на цвет" может быть множество.

Равноправных.

Имеющих право на существование.

3. Ваши же доводы о меркантильности Личности, создавшей тот или иной союз, абсолютно верны, как я полагаю.
Мало того; они универсальны! И их можно отнести на счёт любого созидателя любого союза, партии, объединения, человеческой общности, группировки.

Так что в вопросе "что даёт союз" не хватает подлежащего, от которого меняется и содержание перечня.

Кому даёт?

Члену?
Так я частично ответил на этот вопрос выше.

Создателю?
Так ВЫГОДУ, естественно!
Ту самую меркантильную выгоду, которая и есть двигатель торговли, а не реклама, как ошибочно утверждается.

Выгоду, например, руководителю страны, политику, деятелю (нужное вставить), руководство Союзом даёт морально-политическую, работая на ту идею, которую данная личность несёт в массы и защищает всемерно.

Бизнесмену - материальную.
И это абсолютно естественно, ибо любое дело зачинается и стоит на РЕЗУЛЬТАТЕ.
Ни один огородник никогда не посадил бы ни одной картофелины, если бы не надеялся на УРОЖАЙ!

И увязывать членство с выгодами и потерями можно только каждому лично с вопросом подходит ли это членство именно ему.

Надо упомянуть, что в бОльшей мере, привлекательность любого Союза зиждется на самолюбии его членов.
И это тоже естественно!
 Ибо нет творцов не самолюбивых. Каждому из нас, пишущих, нужна; а) аудитория, б) признание.

В этом ключе РСП, надо признать, проводит немалую работу.
Вы войдите в свой "Кабинет автора" и уведите довольно ёмкий перечень оргработы руководства РСП под заголовком "Новости для авторов".

Проводятся множественные состязания и соревнования авторов.

Учреждаются конкурсы.

Изобретаются, создаются и вручаются различные награды от пресловутых грамот и дипломов со звонкими литературными именами.

Конечно, было бы приятно, если бы эти награды вручали те, чьё имя там задействовано.
Или хоть с их ВЫСОКОГО одобрения.
Но большей частью эти светочи литературы умерли...

Не вижу ничего сверхъестественного и в том, что создатель РСП ЗАРАБАТЫВАЕТ НА СВОЁМ ДЕТИЩЕ.
Частично он, таки, делится, финансируя работу вышеупомянутых форумов РСП.
А его дивиденды - суть награда любого предпринимателя, ПРИДУМАВШЕГО И СОЗДАВШЕГО дело.

Я это принимаю и понимаю.

Вон у нас полно долларовых мультимиллиардеров, которые выдаивают свои мультидоходы, эксплуатируя уворованные у всего российского народа и присвоенные ими народные недра!

И при этом ни копейкой не делятся с этим самым владельцем - народом.

В нашем наспех сшитом, перекошенном, абсолютно несправедливом политическом строе, что нам навязан был СОВЕТНИКАМИ ИЗ США в 90-е годы, у нас полно и других захребетников, паразитирующих и на народных богатствах, и на бюджете государства.

Мы собираем всем миром деньги из своих нищих доходов на спасение больных детишек, которым не может помочь госбюджет, ибо он щедро расходует средства на СВЕРХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ крупных чиновников, например, на оплату руководителя ГАЗПРОМА питерского экономиста господина Миллера, установив ему оклад
более 5 000 000 рублей зарплаты в день!

В ДЕНЬ!

Сколько бы детских жизней смог бы спасти господин Миллер!...


...Так что, предприимчивость господина Дмитрия Кравчука, как я полагаю, даёт ему право на доход от своего Детища - РСП, в несравненно большей степени, чем господину Миллеру.


Вот об этом я и писал своё эссе.

Во всяком случае, упомянутый Дмитрий Кравчук, по крайней мере, не насилует мою гражданственность, не указывая мне, как автору о чём и как писать.

А если начнётся такой политический диктат - убегу из его Российского союза писателей.