Полигамия и моногамия как предрассудок общества

Владислав Вадимович
В современном мире твёрдо обосновалось мнение, что мужчины по природе своей существа однозначно полигамные, а женщины-моногамные. Дескать представители сильного пола всегда ищут связей с как можно наибольшим количеством разных женщин, а представительницы слабого пола - существа куда более избирательные и прагматичные, ведь их выбор основывается исходя из соображений их собственного благополучия и дальнейшей жизни их ребенка. Объясняется такое поведение чаще всего словами: "такова людская природа, против инстинктов не попрешь..." С этим убеждением живет множество людей. Однако так ли это на самом деле? Что есть эта самая полигамия, чем она отличается от моногамии, и стоит ли применять эти понятия относительно Homo sapiens?

Для примера, я предлагаю вам ознакомиться со значениями понятия "полигамия". А как же моногамия? Его следует воспринимать как антоним полигамии - инвертируйте каждую трактовку, данную ниже. Сэкономьте ваше время, ведь оно - истинная ценность. Для сравнения я специально выбрал несколько наиболее популярных словарей :

Значение слова Полигамия по Ефремовой:
Полигамия - Многобрачие - многомужие и многоженство (обычно употр. в значении многоженства).
Значение слова Полигамия по Ожегову:
Полигамия - Спаривание самца с несколькими самками или самки с несколькими самцами.
Полигамия в Энциклопедическом словаре:
Полигамия - в зоологии - спаривание за период размножения самца с несколькими самками (полигиния - у многих млекопитающих, напр. у котиков, сивучей, многих копытных, некоторых грызунов и насекомоядных) или самки с несколькими самцами (полиандрия - у некоторых птиц, напр. у многих куриных, колибри, куликов и многих насекомых).


Итак, рассматривая понятие "полигамия" с точки зрения многобрачия, становится очевидным, что полигамными могут являться как мужчины, так и женщины. В данной трактовке является неоспоримым тот факт, что полигамия - удел обоих полов и базируется он на банальном юридически закрепленном факте вступления в брак и изменения своего статуса.

Перейдём к трактовке полигамии по Ожегову. Если полигамия - это спаривание самца с несколькими самками или самки с несколькими самцами, то, можно сделать тот же вывод,  что и в предыдущем абзаце - полигамия присуща как мужчинам, так и женщинам. Много ли вы встречали людей, у которых за всю жизнь был один единственный партнер, и их по праву можно было назвать моногамными, исходя из данной трактовки? Не думаю. И мужчины и женщины по ходу жизни имеют множество связей с противоположным полом, конечно, кто-то больше, а кто-то меньше, но мало кто останавливает свой поиск на первом партнере и проживает с ним долгую и счастливую (или не очень) жизнь.

Третья трактовка относится к биологическому толкованию термина "полигамия", и характеризуется спариванием самца с несколькими самками в период размножения. По большому счету, к человеку она не относится, ибо в жизнедеятельности человека как вида, в принципе не существует понятия периода размножения, вернее, конечно, оно есть, но ограничено очень условными рамками: от переходного возраста и до потери репродуктивной функции. И, раз уж на то пошло, трактовка по Ожегову будет куда более корректной, если речь заходит именно о человеке.

Проанализировав вышеописанные понятия, можно сделать вывод о том, что полигамность как базис поведения человека в репродуктивной среде, и фундаментальная основа его сексуального поведения  относится к обоим полам, ибо каких-либо ограничений по гендерному признаку не существует. На этом моменте можно было бы закончить данную заметку, если бы не логично возникающий вопрос: можно ли считать человека моногамным, при условии, что в отношениях с одним постоянным партнером он не изменял ему, но в течение жизни, он сменил несколько партнеров, и каждому был верен? Что же считать за истинную полигамию и моногамию? Что является рамками, определяющие состояние -поли и -моно? А вот теперь на сцену выходит морально-этический аспект жизни человека и общества.

Исходя из вышесказанного, мне представляется, что бытующее мнение о полигамии и моногамии человека - не более, чем предрассудок, некая условность, заточенная под установление поведенческих рамок и моделей для представителей обоих полов. Людям удобно объяснять свои поступки инстинктами, проделками природы, тогда как человек, в отличие от животного, существует выходя за рамки инстинктов, мотивируя действия мыслями, воззрениями, представлениями о себе, о мире и о других людях, совокупностью факторов, создающихся под воздействием социального взаимодействия и интеграции в различные социальные слои и группы. Попросту говоря, при выборе партнера человек исходит из множества различных условий и факторов, принимая во внимание огромное количество деталей, сопоставляя и анализируя факты и события, а не только из банального желания размножаться, а точнее, получать удовольствие от секса, ведь это тоже отличает человека от животных. Конечно, есть люди, при выборе партнера руководствующиеся только инстинктом размножения, похотью. Именно таких принято считать полигамными, они имеют большое количество партнеров, их связи зачастую неразборчивы и спонтанны. Однако такого жизненного сценария придерживаются далеко не все представители нашего славного рода. Некоторые люди искренне ищут того/ту самую, которая привнесет в их жизнь яркие краски и наделит ее новым смыслом. А вот находят ли - вопрос риторический.

Таким образом, стоит признать, что в реалиях современного общества, где на смену искренним чувствам и бескорыстию уверенно приходят расчет, статусность и полное моральное разложение, сказывающееся первую очередь на представления людей о сексе, его значении и ценности, очень удобно и легко бравировать абстрактными и относительными понятиями полигамии и моногамии, выставляя свое поведение в нужном свете, оправдывая его законами природы, которой чужды общественные надстройки и нормы морали. В отношении человека вопрос полигамности - это прежде всего вопрос нравственности, а не его природного естества. Говоря о животных, можно четко определить виды, относящиеся  группе поли/моно, так как их поведение обусловлено сугубо предписанной им программой, заложенной природой, но человек при выборе партнера руководствуется морально-этическими принципами и индивидуальными предпочтениями, так как он - не животное, чтобы уповать в объяснении поведенческих мотивов на инстинкты, или нет?