30 января день памяти С. Н. Рериха

Наталья Соснова
ФИЛОСОФИЯ ЖИВОПИСИ  С.  Н.  РЕРИХА.

ФИЛОСОФИЯ ЖИВОПИСИ  С.  Н.  РЕРИХА.

Слово философия, как известно, в переводе с греческого означает – любовь к мудрости. А мудрость – это любовь и знание.
Философия, а точнее философ, размышляет о коренных мировоззренческих вопросах, пытается понять роль человека в мире, выработать целостный взгляд на мир.

Считается, что если человек думает о смысле жизни, о роли людей в мироздании, то он философ. И эта его философия красной нитью проходит через всю его жизнедеятельность, через всё его творчество.

А творчество бывает различным: это все виды искусства- живопись, скульптура, графика; это музыка, это движения в прекрасных танцах, это и пение. Это и различные ремёсла, если они одухотворены человеком, это сам быт, сама жизнь. Не зря Рихард Рудзитис написал книгу « Искусство творить взаимоотношения», где он собрал цитаты из Учения Живой Этики на эту тему.
Хочется обратить внимание на название книги. Здесь ясно звучит согласованность слов искусство и и творчество. Истинное искусство – всегда творчество. А творчество – это всегда создание новых прекрасных форм. Конечно, в настоящее время многие  творят безобразные формы. Но это уже не искусство.

« Наше внутреннее стремление к чему – то более совершенному, - говорил Светослав Николаевич, об источниках своего вдохновения, - более прекрасному является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта. Это внутреннее стремление к своей кульминации пробуждает определённые нервы, которые являются проводниками скрытых энергий».(1)

Удивительно точные слова – «внутреннее стремление к своей кульминации». Как это отражает внутренний мир Светослава Николаевича, его философию.

Вся его жизнь проходила в творчестве, которое было необычайно многообразно: наука,  общественная деятельность, воспитательный процесс, а главное – это его искусство, творчество, живопись. Во всём мире Светослава Николаевича знают больше как художника. Но чем бы он ни занимался, красота занимала главное место в его жизни.

«Невыразима аура славы, излучаемая великим произведением, это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров планеты в произведении, излучаются на зрителя и пробуждают в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы открываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим более совершенное равновесие и гармонию, так мы отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучаются из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении». (2)

Это выявление более совершенных сочетаний и есть та ИСТИНА, сформулированная этим творческим человеком, которая ставит Красоту и гармонию в ряд эволюционных процессов. Видимо –именно этот эволюционный процесс объясняет извечную тягу человека к Красоте.

О красоте Светослав Николаевич , как и его отец Николай Константинович говорил часто, и его определения Красоты, как важнейшей части его философии всегда очень точные, четкие, ёмкие.
В дневниковых записях «искусство и жизнь»  написал:
«Стремление к прекрасному – это стремление к совершенству».
 «Красивая жизнь. – Какое великое и возвышенное понятие. Строить красотой – это священный указ, данный нам Великими Водителями эво,люции. Красота – это Гармония, а Гармония – это высокое состояние, которое для всех нас должно быть целью наших устремлений. Красота - это священный камень философов, превращающий простые металлы в чистое золото. Красот – это наиболее законченное выражение. Красота – это конечная цель». (3)


Художника  интересовал вопрос, какова роль прекрасных мастеров в эволюции.
В своей лекции «о гуманизме» он говорил:
«Эти поиски высших ценностей повторяются периодически, и кульминацией обычно является момент, когда дремлющие до сих пор творческие силы раскрываются и появляются Великие души, будто притянутые невидимым, неизвестным магнитом, чтобы, используя весь накопленный опыт прошлого, создавать новые формы и сочетания Эта переоценка высших человеческих ценностей всегда являлась одним из самых мощных стимулов для продвижения вперёд».(4)

Эта переоценка высших человеческих ценностей и создавала очередную ступень эволюции человечества.
Светослав Николаевич считал, что истинное искусство всегда гуманно. В лекции о гуманизме он говорит, что «гуманизм в широком смысле этого понятия является состоянием ума и сердца, когда в центре наших поисков, размышлений, нашего вдохновения и внимания находится человек.
Как бы хотелось, чтобы это поняли люди, забывшие о сердце и поставившие во главу угла только личные интересы.
Художник часто приводит пример, как немецкий ученый и философ Лейбниц, наблюдая, как работает Рембрант, пришел к выводу, что Рембрант  когда пишет свои картины, не обдумывает их сюжет ,  прежде чем начать писать, на размышление о  сути картины он затрачивает больше времени, чем на  её написание.
Вот это размышление ума и сердца было главным в его творчестве, считает Лейбниц.

« Лейбниц писал: «Рембрант верит, что если он смеётся в душе, когда рисует, то картина будет лёгкой шуткой, а если он создаёт своё произведение, вздыхая и оплакивая его, то картина будет полна печали» (…) (5)

В передаче по Бангалорскому радио «Источники моего вдохновения» 7 марта 1980 года Светослав Николаевич отмечает:
«Рембрант, великий голландский мастер, сказал Лейбницу, что эмоции художника сосредоточены на поверхности его картины и излучаются на зрителя и заставляют сопереживать творческое состояние художника».(6).

И в своей статье «Творческая мысль» С.Н. подчеркивает, что мысль в творчестве – главное.

А в статье «Искусство и народ» этот выдающийся творец говорит:
«Таким образом, когда наши слова идут из сердца, когда мы стремимся более точно выразить свои эмоции и мысли, наше произведение будет иметь наибольшую силу и будет правдиво»
(7).

Кроме того, Светослав   Николаевич  считает, что истинный художник является и пророком, так как может заглянуть в будущее.

В своих замечательных дневниковых записях «Искусство и жизнь» о Леонардо да Винчи, он еще раз подтверждает эти слова.
« Удивительное проникновение его духовного взора в причины внешних явлений, влечение к познанию внутреннего смысла вещей и умение подмечать в природе факты – всё это делает его  великим провидцем, провидцем, который находился в полном согласии и связи с самой душой природы» (8)


Платон сказал: «Созерцанием прекрасного мы возвышаем себя, а Достоевский говорил: «Красота спасёт мир».
Николай Константинович Рерих сделал существенное добавление: «Осознание Красоты спасёт мир».

И его сын считал тоже, что отклик на Красоту исходит изнутри нас. Мы реагируем на то, что нам созвучно, а если этого нет внутри  нас, то и реагировать не можем. Но Философ  Светослав Николаевич подчеркивает, что способность видеть красоту нужно воспитывать, то есть, напитывать себя высшими вибрациями.
Этой цели служит истинное искусство во всех его формах.
Так давайте вносить Красоту во все свои мысли, дела и творчество.

 Примечания:
1С. Н. Рерих «Источники моего вдохновения».
2. С.Н. Рерих «Искусство и жизнь»
3. С .Н.Рерих «Искусство и жизнь».
4. С.Н.Рерих «Лекция  по  Гуманизму».
5. С.Н.Рерих. Искусство и народ»
6  . С.Н.Рерих  «Источники моего вдохновения»
7  С,Н,Рерих «Искусство и жизнь»
8. С,Н,Рерих «Искусство и жизнь»