Взаимодействие без барьеров

Лариса Саевич
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЕЗ БАРЬЕРОВ»!

Особенности общения и взаимодействия с людьми,  имеющими  различные виды инвалидности

 Цель этих методических рекомендаций – содействие развитию гражданского общества, где все люди имеют равные возможности и находятся в равных условиях, где люди, чем-то непохожие на большинство, не подвергаются дискриминации, которая основана на стереотипах и выражается в наших словах и действиях,  где не только государство, но и общество, заботясь о людях с инвалидностью, создают необходимые условия образования, воспитания и полной реализации личности любого человека.Данные методические рекомендации  расчитаны на широкую аудиторию, прежде всего на людей, которые в силу своей профессиональной  и общественной деятельности работают с людьми с ограниченными возможностями здоровья: руковоодителей и педагогических работников специализированных учебных заведений, обеспечивающих все виды образовательной деятельности для инвалидов , в том числе дополнительное образование для обучающихся с инвалидностью, сотрудников и волонтеров социальных и образовательных реабилитационных центров, социальных работников и др. Данные рекоммендации призвано предоставить базовую информацию онозологических особенностях  разных форм инвалидности, обеспечить базовые знания об этике и технике эффективного, безопасного и корректного взаимодействия с инвалидами разных нозологий, ознакомить с основными нозологическими правилами и методиками такого взаимодействия в процессе работы и общения с инвалидами разных нозологий, в которых наиболее подробно изложена тематика , связанная с инвалидностью по зрению.
В соответствии с «Конвенцией о правах инвалидов ООН» инвалидность  — это «эволюционирующее понятие, являющееся  результатом взаимодействия, между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
 Человеком с инвалидностью принято называть «лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой (ее последствиями) или врожденными пороками умственного или физического развития, что приводит к ограничению нормальной жизнедеятельности, вызывает у лица потребность в социальной помощи и усиленной социальной защите, а также выполнения со стороны государства соответствующих мероприятий для обеспечения ее законодательно определенных прав.»
  В современном мире инвалидность  принято считать элементом человеческого разнообразия, в котором живут люди разного роста и комплекции, которые  могут различаться  цветом кожи и волос, говорить на разных языках- точно также люди могут иметь различные виды и степени инвалидности,  являясь при этом равноправными членами мирового человеческого сообщества. 
 Люди с инвалидностью делятся на определенные категории по признакам  функциональных ограничений, другими словами – нозологии.
В этой брошюре  вы найдете основные правила и полезные советы по корректному общению и эффективному взаимодействию с людьми имеющими различные нозологии инвалидности.

Люди, испытывающие трудности при передвижении (с нарушениями опорно- двигательного аппарата)

Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть очень разнообразны в зависимости от места и степени повреждения позвоночника или конечностей.  Люди с такими нарушениями могут передвигаться с помощью инвалидной коляски, опорной трости, костылей, ходунков и других компенсаторных средств технической реабилитации.
Общаясь с человеком на инвалидной коляске, не стоит думать, что необходимость ею пользоваться - трагедия. Для людей с инвалидностью это способ свободного (если на пути коляски нет барьеров) передвижения. Некоторые люди, не утратившие способность ходить и имеющие возможность передвигаться с помощью костылей, трости и т.п., используют, тем не менее, коляску - чтобы экономить силы и передвигаться быстрее.
 Если возникает ситуация, в которой человек на коляске нуждается в посторонней помощи окружающих, то не стесняйтесь предложить свою помощь, при этом обязательно дождитесь ответа прежде, чем начинать действовать. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Не пытайтесь браться за коляску в тех местах, которые удобны вам, поскольку в конструкции коляски есть так называемые «ребра жесткости» и детали, для этого предназначенные, а есть элементы, к которым нельзя  прилагать усилия, так как это может ее повредить и травмировать сидящего в ней человека. К таким элементам, в частности, относятся колеса, которые снимаются и собираются при складывании коляски  - неумелым или неосторожным движением вы можете это сделать случайно в самый неподходящий момент, при этом вместо помощи нанести ущерб и недешевому техническому средству передвижения, и подвергнуть опасности ее хозяина. Не стоит забывать, что существует много различных типов и моделей инвалидных колясок, Поэтому практическое знакомство с одним из них не означает, что вы можете уверенно применить свои опыт и знания к любому типу, поэтому всегда внимательно выслушайте инструкции ее владельца и убедитесь, что все поняли прежде, чем активно помогать.
 Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия и падению человека.
Всегда необходимо предварительно выяснять, доступны ли для людей на колясках те места, в которых запланированы мероприятия для участников с инвалидностью. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и как их можно устранить. О наличии архитектурных барьеров людей на колясках по возможности нужно предупреждать заблаговременно. Постарайтесь позаботиться о том, чтобы там, где есть барьеры (ступени, двери, пороги и пр.) были люди, готовые помочь. Важно также предусмотреть, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей.
Если учреждения: офис, магазин или банк оборудованы  пандусом, необходимо следить  за тем, чтобы его не загораживали и не забывали чистить от снега и льда зимой.
Во время беседы лучше расположиться так, чтобы лица собеседников были на одном уровне, по возможности старайтесь избегать  положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову, например, можно немного отойти назад, чтобы при Вашем положении стоя линия пересечения взглядов была не вертикальной, когда Вы стоите рядом, а более пологой. В этом случае Ваш собеседник на коляске не должен будет запрокидывать голову, а Вам не придется наклоняться или садиться на корточки.

Люди с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие)

Нарушение зрения имеет много степеней и проявлений. Полностью незрячих людей всего около 10% из категории людей имеющих ограничения по зрению, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое центральное при хорошем периферическом. Все это можно выяснить и учитывать при общении. Желательно тактично спросить перед оказанием помощи, в чем именно выражаются ограничения зрения и выяснить, какая помощь нужна , а что человек с инвалидностью может и предпочитает делать сам. Предлагая помощь, необходимо понимать, что оказывать ее надо там и так, как в этом нуждается конкретный незрячий, а не так, как хочется или удобно вам, поскольку ваши представления могут основываться на распространненных общих стереотипах, неприменимых или недостаточных в конкретном случае.
 Предлагая свою помощь незрячему человеку на улице или в помещении  не управляйте  его   движением  на расстоянии, лучше подойдите и помогите выбрать нужное ему  направление и безопасный путь передвижения. Не хватайте незрячего за руку, и не тащите его за собой, не отнимайте и не стискивайте его трость. При определении места нахождения не показывайте  направление рукой -  не забывайте, что привычный жест «там...» или "туда..." незрячий человек не сможет воспринять.
 Опишите  коротко,  где  вы  находитесь.  Например:  «слева в 10 метрах находится шоссе, впереди – гастроном, а справа – аптека» или «впереди шагах в десяти находится лестница, справа шагах в шести – окно в торце коридора и перед окном большой вазон с цветком, а слева от лестницы,  шагах в двух - гардероб».  Старайтесь чётко и ясно давать информацию, оперируя  терминами – «лево», «право», «вперёд»,  «назад»,  причём,  не   забывайте,  что  эти  указания  необходимо давать относительно положения подопечного.
Учитывайте, что большинство незрячих комфортнее себя чувствуют, когда не привлекают к себе и своим физическим недостаткам лишнее внимание окружающих. Никогда не оглашайте публично информацию о физическом недостатке сопровождаемого, особенно в его присутствии, кроме случаев, когда Вас об этом специально попросили. Ведите себя тактично по отношению к незрячему, уважайте его право самому решить, когда и кому сообщать при необходимости о   своей личной проблеме, связанной с полной или частичной утратой зрения. Постарайтесь вести себя с незрячим естественно.
Предупреждайте своевременно  препятствиях:   ступенях,   лужах,   ямах,   низких притолоках,   трубах, выступающих относительно основания деталях архитектуры, крыш киосков, дорожных знаках, нависающих ветках    и   т.п.  Необходимо  пояснять слепому человеку и характер  препятствия  (бровка  вниз,  лестница  вверх),  в  этом  случае  перед препятствием лучше на секунду остановиться.В процессе сопровождения будьте предельно внимательны, обращайте внимание на мелочи, которые при обычном нормальном зрении кажутся Вам несущественными, поскольку Вы смотрите и сканируете  путь и возможные препятствия не только для себя, но ипрежде всего для сопровождаемого, который не может увидеть небольшое препятствие, которое Вы обычно преодолеваете автоматически. Всегда помните, что сопровождаемый доверяет Вам свое здоровье и жизнь, а Вы несете ответственность за его безопасность. Безопасность для жизни и здоровья сопровождаемого является безусловным приоритетом при сопровождении инвалидов по зрению.
Старайтесь вести    подопечного по наиболее безопасному участку маршрута,  двигайтесь  в  среднем  темпе. 
Выбирайте проходы,  где вы можете свободно пройти вдвоём. Если такой возможности нет (узкие проходы или тротуар, плотный   людской   поток,   двери   городского   транспорта   и   так   далее) то сопровождающий должен выпрямить ведущую незрячего руку - это служит сигналом того, что  незрячий человек  должен  уйти  за  спину  ведущего  и  таким  образом дальше продолжать движение пока препятствия не закончатся.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите человека с инвалидностью по зрению перпендикулярно к ним, а не наискосок. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
Предложите незрячему   взяться за поручень, направив или опустив его руку на его начало. Перед окончанием поручня предупредите об этом и продолжите контактное сопровождение.
Бывают  такие  лестницы,  где  одна  ступенька  от  другой  находится  на
значительном   расстоянии или несколько ступенек выше или ниже,  чем  другие.     Подобные лестницы    очень   неудобны  и опасны  для   незрячих   и   слабовидящих.  В  таком  случае  обязательно  предупредите сопровождаемого  об особенностях такой лестницы или ступеньки.
Очень неудобными для слепых являются винтовые  лестницы.
Спускаясь   по   ним,   или   поднимаясь,   необходимо   дать   незрячему возможность держаться за поручень или надежно поддерживать его.
Ни в коем случае  не бросайте незрячего в опасных, а также незнакомыхили малознакомых  местах, тем  более  без предупреждения. Если Вам необходимо ненадолго отойти, озвучте подопечному Ваше намерение, сообщите о планируемом времени возвращения и только тогда  отходите, убедившись, что незрячийнаходится в безопасном месте, не на пути движения других людей, не на проходе и т.д.
Если возникла необходимость помощи слепому человеку при пользовании общественным транспортом, то первым в трамвай,  троллейбус или  автобус
при посадке заходит зрячий, подавая  сигналы  слепому о  характере  ступенек. 
Сопровождающий  не  заходит  первым  в  транспорт  в  том  случае,  если дверной    проём    не    позволяет    подопечному    пройти    в    полный    рост
(микроавтобусы,  автомобили).  В  этом  случае  сопровождающему незрячего следует   указать необходимое  направление  движения,  одновременно  блокируя  препятствия.
При  выходе  из  транспорта  ведущий слепого человек всегда выходит первым. При этом    незрячему необходимо подать руку и  предупредить о количестве    ступенек  у транспортного средства.
При  попадании  в  незнакомое  помещение  незрячий человек нуждается, прежде всего, в помощи прохождения порогов, дверей и лестниц. Необходимо следить, чтобы незрячий не травмировал себя висящими шкафами, рекламными щитами и т.п.
При проходе в двери сопровождаемый незрячий человек должен находиться всегда со стороны дверных петель. Таким образом,  исключается травматизация слепого. При  необходимости какое-то  время  находиться  в  незнакомом помещении     подробно  объясните инвалиду по зрению расположение  мебели   и  строение  самого   помещения.
Если вы помогаете незрячему человеку посетить какой-либо торговый центр, помните, что ваш сопровождаемый  должен   находиться   с   противоположной   стороны   от прилавков,  чтобы  во  время  ходьбы    нечаянно  не  задеть  и  не    сбросить продукты и товары. Помогите   незрячему расплатиться,     называя        купюры,    которые    он    достаёт, но не делайте это за него Если Вы передаете незрячему деньги, например, сдачу в магазине или такси, озвучте не только сумму, но и количество купюр или монет и их номинал. Сложите    все
приобретённые товары в пакет и вложите его в руку незрячему, такое ваше поведение избавить человека от чувства униженности и никчемности.
При встрече с незрячим человеком всегда называйте себя, а при общении представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Если вы хотите пожать руку слепому человеку - скажите ему об этом.
 Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник.
Во  время  еды,  сообщите незрячему о том, что находится на столе (салфетки, фрукты, солонки, столовые приборы), и где  именно на столе  они находятся. Обратите внимание вашего подопечного на наличие бьющихся предметов. Если за столом вы предлагаете незрячему человеку новое блюдо (или несколько закусок на одной тарелке), можно объяснить ему, что где находится, используя принцип циферблата. Например: «на 12 часах  - гарнир, на 3 - салат, на 6 часах - котлета».
Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, а также таких выражений как: «стакан находится поблизости от вас ...» или «солонка где-то на столе».  Старайтесь быть точным: «Стакан прямо перед вашей тарелкой» или  «хлеб справа от вашей чашки».
Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами.
Если незрячему необходимо взять какой – либо предмет, не следует тянуть его руку  к предмету – подайте его сами, вложив  в ладонь.
Старайтесь без острой необходимости не менять привычные места нахождения предметов и вещей. Если это сделать все же нужно, то вначале сообщите об этом незрячему. Для невидящего человека переложенная без его ведома вещь становится для него недоступной, ведь для того, чтобы ее теперь найти зрячему человеку достаточно просто оглядеть помещение, а слепой должен ощупать все существующие поверхности , поэтому даже случайное смещение необходимых предметов с их привычных фиксированных мест может стать для слепого непреодолимой преградой и неразрешимой проблемой.Поскольку для незрячих принципиально важно привычное, освоенное ими пространство и расположение предметов, желательно без особой необходимости избегать перестановки мебели или изменения конфигурации помещений, в которых живут, обучаются, работают или по любой другой причине регулярно находятся незрячие.   Если же такие изменения по объективным причинам неизбежны, заблаговременно сообщите о них, подробно их опишите, дайте возможность с ними лично ознакомиться и будьте готовы к тому, что незрячему понадобится время, необходимое для полного освоения в измененном пространстве.
Если вы знакомите незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности предмета его рукой, а дайте человеку возможность свободно потрогать его. В таких ситуациях вполне допустимо употреблять выражение «смотреть».
Для незрячего человека это допустимо во всех случаях, никак его не обижает и означает «видеть руками», осязать, использовать другие сохранные анализаторы.
  Всегда делитесь увиденным со  слепым человеком – это расширяет его представления об окружающем мире. Если при беседе с незрячим вы перемещаетесь, предупредите его об этом, не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту. Если у человека есть хотя бы небольшое остаточное зрение, то при общении располагайтесь на минимально допустимом близком расстоянии от него, чтобы он мог обращаться хотя бы к силуэту, а не разговаривал с пустотой.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.
Всегда выясняйте, в каком виде человек хочет получить информацию: шрифтом «по Брайлю», крупный шрифт, аудиокассета, электронный носитель. Многие незрячие, особенно молодежь, активно используют в качестве эффективных средств реабилитации современные озвученные технологии. Это позволяет им знакомиться с информацией в электронном виде при помощи тифло-программного обеспечения экранного доступа. Поинтересуйтесь у незрячего,  какой формат или тип мессенджера ему наиболее привычен и доступен и предоставляйте ему информацию по возможности так как удобно ему, а не вам, исходя из принципа, что зрячий человек может свободно пользоваться любым из многочисленных форматов и способов передачи информации, а слепой в этом выборе ограничен  в своих возможностях.
Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это все равно лучше, чем ничего, предварительно озвучив ее или описав ее содержание, если объем  или ситуация не дают возможности полного прочтения.
Если вы собираетесь читать незрячему человеку какую-то книгу, журнал, газету или документ, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не просят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать незрячему его потрогать. Не заменяйте чтение пересказом, читайте ппри необходимости по предложению или абзацу с небольшими паузами, т.к. информацию на слух без визуальной поддержки воспринимать сложнее. Прочтите повторно весь текст или отдельные предложения, если вас об этом попросили. Если незрячий человек должен подписать документ, обязательно прочитайте его вслух полностью, затем  вложите ручку ему в руку, поставьте его руку так, чтобы стержень ручки находился в начале строки для подписи. Инвалидность не освобождает человека от ответственности обусловленной документом и за поставленную им подпись.
 Иногда на улице можно увидеть слепого, идущего с собакой.
Собаки-поводыри    -    это    работающие    животные.   
Концентрация собаки снижается, если вы с ней говорите.
Не отвлекайте собаку каким-либо образом, например, предлагая ей еду, гладя ее или посвистывая, не командуйте ими и не играйте.

Люди с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)

Абсолютно неслышащих людей очень мало: часто люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но она решаема.
Начиная разговор, постарайтесь привлечь внимание своего собеседника. Если его слух это позволяет, назовите его по имени, если нет – слегка прикоснитесь рукой к его плечу или похлопайте, но не резко.
Если вам нужно привлечь внимание группы слабослышащих людей, включите и выключите свет, выдерживая паузу,  однако быстрое мигание света может ассоциироваться с опасностью.
Существует несколько типов и степеней глухоты,  соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой из них предпочесть, то постарайтесь выяснить.
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите на него, старайтесь, чтобы ваше лицо не было в тени, не заслоняйте его руками, волосами или какими-либо  предметами. ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица и движением губ.
Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно, в этом случае говорите немного громче и четче, подбирая подходящий уровень громкости и темпа речи.
Иногда, наоборот,  достаточно снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
Говорите ясно и ровно, не нужно излишне подчеркивать что- то, кричать, особенно в ухо.
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение,  дополнительно можно использовать  жесты.   Убедитесь, что Вас поняли, не стесняйтесь переспросить, понял ли вас собеседник.
Если вы не уверены, что правильно поняли собеседника, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать, избегайте при этом даже намека на снисходительность.
Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, адрес, техническую или другую сложную терминологию, напишите ее, сообщите по факсу, электронной почте, то есть продублируйте  ее любым другим визуальным способом, но так, чтобы она была точно понята.
Если существуют трудности при устном общении, постарайтесь выяснить, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает: в больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть препятствием в общении с глухими и слабослышащими.
Не меняйте тему разговора без предупреждения, используйте переходные фразы. 
Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забывайте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.
Помните: из десяти слов хорошо прочитываются только три; нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов; не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова - это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности; можно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если вы хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
В некоторых ситуациях вам может понадобится сурдопереводчик. Его участие позволяет: повысить качество общения и избежать непонимания; избежать недоразумений и недовольства при разговоре; сэкономить время; в этом случае участники беседы более свободно и широко выражают свои мысли.
Задача переводчика - облегчить общение.
Предлагаем несколько полезных советов при работе с сурдопереводчиком: 
обращайтесь при разговоре непосредственно к неслышащему собеседнику, а не к его переводчику; не пользуйтесь фразами «Спроси его..», «Скажи ей...».
Следуя своей профессиональной этике, переводчик должен переводить все, в том числе не относящиеся к вашей беседе, например, комментарии и посторонние телефонные разговоры. Просить его не делать этого нежелательно.

Люди с проблемами речи

Трудности в речи могут быть самыми различными - слабый голос, затрудненная речь, афазия, при которой человеку сложно произносить отдельные  слова. Главное - будьте терпеливы, разговаривая с человеком, имеющим подобные проблемы: не игнорируйте его, не пытайтесь ускорить беседу, будьте готовы к тому, что разговор займет больше времени, чем вы рассчитывали. Не перебивайте и не поправляйте собеседника. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь пообщаться в другой раз, когда вы будете располагать временем.
Во время общения смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
Старайтесь задавать такие вопросы, на которые можно дать короткий ответ или просто кивнуть.
Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека - это далеко не так.
Если вы не поняли то, что вам сказали, не притворяйтесь, не делайте вид, что все в порядке. Попытайтесь сформулировать и донести собеседнику, что и как вы поняли и его реакция вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас.  Если у вас возникают проблемы в разговоре, спросите, не хочет ли ваш собеседник прибегнуть к другому способу общения: можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину».

Люди с задержкой в развитии

Люди с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают новую информацию дольше, чем остальные, однако все это довольно условно и зависит от многих факторов, в частности, от воспитания, от местных традиций. Очень часто «умственно отсталыми» ошибочно называют людей, которые имеют нарушения речи или слуха и не могут воспринимать информацию так же легко, как другие.
 Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно,  будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете его, если на самом деле это не так. Повторите то, что и как вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Если вам нужно объяснить что-то сложное, разбейте тему на части.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком, а также не используйте сарказма и намеков.
Говоря, например, о проекте, излагайте информацию «по шагово». Дайте вашему собеседнику возможность обдумать каждый «шаг» после объяснения. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии, будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если с первого раза вас не поняли.
Исходите из того, что человек с задержкой в развитии имеет определенный опыт, как и любой взрослый человек. Обращайтесь с ним, как со  взрослым и обсуждайте с ним то, о чем вы обычно говорите с другими людьми, например:  последние новости, погоду, планы на выходные дни и т.д.
Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы и контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д. Некоторые люди с задержкой в развитии стремятся угодить собеседнику и говорить то, что, как им кажется, от них хотят услышать, поэтому, чтобы добиться достоверной информации, задавайте вопросы на интересующую вас тему несколько раз, немного перефразируя их.

Люди с проблемами в обучении

Проблемы в обучении — это скрытая форма инвалидности. Люди, имеющие такие проблемы, испытывают трудности с запоминанием и извлечением из памяти информации, но не с самим мыслительным процессом - нередко у них оказывается очень высокий уровень интеллекта. Нарушение памяти встречается довольно часто и проявляется многообразно. С ним связаны функциональные ограничения слуха, речи, академических способностей, внимания, организованности, координации, восприятия и интеграции информации, гибкости мышления и пр. Нарушение памяти может проявляться следующим образом: проблемы с восприятием текста (дислексия), неспособность к ручному труду, неспособность воспринимать информацию на слух (или зрительно), прямолинейное, не гибкое восприятие.
Если вы понимаете, что человек не воспринимает информацию в том виде, в каком вы ему ее предлагаете, попробуйте другой способ: если он не может читать, объясните ему на словах, если не воспринимает на слух - запишите и т.д. Если затрудняетесь – выясните, в каком виде целесообразнее сообщить информацию. Будьте честны и доброжелательны со своим собеседником.

Люди с психиатрическими проблемами

Психические нарушения - не то же самое, что задержка в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства, осложняющие их жизнь. У них может быть свой особый, изменчивый взгляд на мир.
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми, имеющими психические нарушения, как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к  агрессии и насилию -  это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Не всегда верно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или уровень их интеллекта ниже, чем у большинства людей.
Не всегда соответствует действительности то, что люди с психическими нарушениями не способны работать, они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что плохо.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен или начинает испытывать стресс, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему, возможно, нужно будет связаться с кем-то из его близких, которые знают, как поступить в данной ситуации и правильно ему помочь. 
Старайтесь ни когда не говорите резко и не повышать тон с человеком, имеющим психические нарушения.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на его движения. При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что иначе вы можете пропустить что-то важное.
Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
Перед тем, как сесть за стол с человеком, который не может управлять своими руками, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна: ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т.д.
Если в магазине человек, который не может управлять руками, попросил вас достать его кошелек и помочь ему расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу, при этом не нужно расплачиваться за него. Это как если бы вас попросили набрать телефонный номер - при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.
При входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она - некоторым помощь посторонних только мешает.
Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, чтобы его не разволновать. Позиция «ладно, только не волнуйся» приведет к потере времени и нервов. Если вы видите, что ваш собеседник нервничает, спокойно и сдержано излагайте свои аргументы.

Люди маленького роста

Существует около 200 причин, которые приводят к нарушениям роста человека. Очень часто людей маленького роста недооценивают, воспринимая их как детей, хотя это ни в коей мере не соответствует действительности. 
При взаимодействии с людьми маленького роста необходимо  убедиться в том, что человек может достать необходимые предметы и использовать оборудование, например, телефон и т.д.
Разговаривая с таким человеком, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне - можно сесть на стул, на корточки, наклониться.

ВИЧ-инфицированные люди

У людей, живущих с ВИЧ, поражена иммунная система, они легко подхватывают любую инфекцию,  поэтому, если вам кажется, что вы заболеваете, не подвергайте собеседника риску и обязательно предупредите о том, что вам нездоровится.
Заразиться от прикосновения к носителю вируса невозможно,  поэтому вы вполне можете подать ВИЧ-инфицированному человеку руку.
Если вы относитесь к инфицированному человеку без предрассудков, дайте ему понять, что вы принимаете и цените его.

Подводя итог,, мы решили выбрать из всех многочисленных советов, с которыми вы уже познакомились в этой брошюре, наиболее универсальные, подходящие в любой ситуации

Общие правила этикета общения с людьми, имеющими инвалидность разных нозологий
1. Если вы предлагаете свою помощь человеку с инвалидностью, то  прежде всего убедитесь в его согласии ее принять, а затем спросите, что и как делать.
2. Не обижайтесь, если вашу помощь отвергнут – человек имеет право на самостоятельность и может просто не нуждаться в помощи в данный момент.
3. Во время общения с человеком любой нозологии всегда обращайтесь непосредственно к человеку с инвалидностью, а не к его спутнику, помощнику, сопровождающему  или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
4. Когда вас знакомят, вполне естественно пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо. Даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут это сделать.
5. Обращайтесь со взрослыми людьми с инвалидностью  как со взрослыми. Говорить на «ты» можно только в том случае, если вы хорошо знакомы.
6. Не следует пользоваться и  брать в руки без разрешения владельца компенсаторные средства человека с инвалидностью,  такие как коляска, трость, костыли, ходунки,  очки, слуховой аппарат, так как они являются частью его личного пространства, продолжением органов чувств,  человека, который их использует.
7. Когда вы разговариваете с человеком, на коляске, костылях,  или просто маленького роста, независимо от нозологии,  расположитесь так, чтобы ваши и его глаза (даже если он незрячий) были на одном уровне, тогда вам будет легче общаться.
8. И, наконец, если вы сомневаетесь, как правильно себя вести в той или иной ситуации, положитесь на свой здравый смысл и способность к сопереживанию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника, не бойтесь задеть  этим его чувства: ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Главное, если вы стремитесь быть понятым - вас поймут. Не бойтесь шутить - шутка, тактичная и уместная, поможет наладить общение и разрядить обстановку.
Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважайте. Тогда ваше взаимодействие с людьми, имеющими любые формы и степени инвалидности будет взаимно конструктивным, плодотворным и доброжелательным, а люди с особыми потребностями будут отвечать вам благодарностью.

В цивилизованном обществе люди с инвалидностью не должны испытывать чувства стыда или вины, униженности или отчужденности, так как это может случиться с каждым, беда может прийти в любой дом, в любую семью вне зависимости от уровня достатка, социального положения или места проживания на карте мира.  Все люди рождаются свободными и равными,  а дальше – от каждого из нас зависит, как мы живем, как общаемся и взаимодействуем, умеем ли «видеть сердцем» не только себя, но и людей вокруг во всем многообразии проблем и возможностей их решения. Дорога эта – всегда двусторонняя и многополосная, поэтому от знания и соблюдения членами общества правил «дорожного движения» по ней Зависят качество жизни, социальная справедливость  и душевное благополучие всех участников этого движения с общим для всех названьем –ЖИЗНЬ!


ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ

Непросто жить, не видя цифр и строчек,
Не зная выраженья лиц и глаз.
Но видеть можно сердцем, знаю точно,
И добротою тех, кто вокруг нас.

Я попрошу «взаймы»   глаза у многих:
Кто одолжит на миг, а кто – на час,
Один поможет перейти дорогу,
Другой заполнит бланк, прочтет заказ.

Их «одолжит» мне далеко не каждый - 
Тот, кто увидит сердцем мою боль,
Кто в суете «притормозит» однажды,
Поможет – и помчится дальше вновь…

Тот, кто хоть раз, закрыв глаза повязкой,
Попробует налить в стакан воды -
Поймет он вдруг пронзительно и ясно:
«Не приведи, Господь, такой беды!»

Не перечесть их всех, случайных встречных,
Кто время подсказал, маршрут
И на ступеньках бесконечных
Не дал упасть: кто – там, кто – тут…

Я «задолжала» вам, друзья-подруги,
Не раз подставившим свое плечо.
Мне щедро дав «взаймы» глаза и руки,
Надежды с верой вы зажгли свечу.

Есть и другие, но о них не буду
Я ни стихи писать, ни вспоминать…ь.
Судья им – Бог, а вас всех не забуду,
Готовых добровольно помогать.

Я набрала «взаймы» и «одолжила»
У всех – и снова буду «занимать»…
Я БЛАГОДАРНОСТЬЮ долги решила
С процентами ЛЮБОВЬЮ отдавать!
 
Лариса Саевич



Материалы подготовлены:
Саевич Лариса Витольдовна( эксперт Национальной Ассамблеи инвалидов, член Европейского экспертно-консультационного совета САFE,заместитель директора Республиканского центра слепых, инвалид 1 группы по зрению)
при участии Мамаевой Л.Ф.( практический психолог, инвалид 1 группы по зрению )



Контактная информация:

+38 071 3062651
+38 0622 978091
+38 050 3284572

e-mail: caramia412@mail.ru
skype: larissa.donetsk
www.stihi.ru/avtor/lvitold