Составная рифма и стих

Сергей Шамов 4
В прошлой заметке о составной рифме был сделан общий обзор её истории. Главным образом был затронут вопрос о её использовании в свободном ритме и в классических размерах, а также рассмотрена степень их точности.
В настоящей работе будет рассмотрен ряд других нюансов, которые влияют на качество этого вида рифмы.

Я продолжу с темы об употреблении составной рифмы в различных рамках стихосложения. Так как данный вид рифмы относится к сложным, то следует сразу же обозначить ряд показателей, по которым можно будет оценивать такую рифму. Ключевые из них - ударение и размер.




1. Ударение.

В заметке "Немного о составной рифме" уже ставился вопрос об использовании составной рифмы в свободном ритме стиха. На примере двух четверостиший Валерия Брюсова я показал, что в свободном ритме составная рифма не контролируется и разъезжается, тем самым теряется сама рифма. Ещё раз приведу эти стихи:


Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце - радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, -
Не докинул никто их до звёзд никогда!

Так растопчем, растопчем гордость неоправдываемую!
Пусть как молния снидет из тьмы ночи ловец –
Брать наш воздух, наш фосфор, наш радий, радуя и мою
Скорбь, что в мире смирил умы не человек!


Рассмотрим подробнее ошибки.

Начну, пожалуй, с рамок размера стиха, которые наиболее подходят для создания составной рифмы, и, следовательно, для удобного её чтения. Читая составную рифму, мы читаем слова, которые входят в её состав. Сложность составления заключена в том, что составная рифма должна подчиняться одному ударению, то есть быть единоударной. Это и делает её рифмой в принятом понимании. В разноударной же конструкции мы имеем несколько слов, которые требуют отдельного прочтения. Таким образом состав рифмы разрывается. Что, конечно же, никак не отменяет разноударного варианта составной рифмы. Приведу пример:


Луг дружил с замашкой
Фауста, что ли, Гамлета ли,
Обегал ромашкой,
Стебли по ногам летали.
                Б.Пастернак


Изначально необходимо подчеркнуть, что четверостишие написано свободным ритмом, а не строгим размером. Что, в свою очередь, позволяет составить рифму с несколькими ударениями. Более того, рифма четырёхсложная:

Луг дружил с замашкой
Фауста, что ли, /Гам/ле/та/ ли/,
Обегал ромашкой,
Стебли по но/гам/ ле/та/ли/.

Я сам не составляю рифм более чем в три слога. Хотя было что-то разноударное типа "вор, чествуй - творчеству". Сразу видно, что слово "чествуй" своим ударением разрывает всю рифму. Так же, как и "летали" в строках Пастернака. Объясняется это так, что чем больше слогов содержит составная рифма, тем больше слов, в неё включённых, требуют для себя ударения.
Как видно, Брюсов также включил в свои рифмы слишком много слов, которые привлекают к себе ударение, и в целом конструкция стала трудно читаемой. Но эта неудача порождена другой ошибкой - отсутствием размера, в конкретном случае - нечёткостью ритма.




2. Ритм.

На примере строк Брюсова видно, что он старается поспеть за удачными опытами футуристов. Но, как я упоминал в прежних заметках, для создания сложных рифм первопроходцам пришлось находить новый порядок для строения стиха. В частности, отступились от классических размеров.
На замену строгому размеру пришёл особый ритм. Стих теперь делился не на равные стопы, а на особые части, подобия стоп, выделяемые и разделяемые ударными словами:


Тот,/ кто перед/ тобой ник,
запевши/ твоей/ свирелью,
был/ такой же/ разбойник,
тебя/ обманувший/ смиреньем.
                Н.Асеев


Лишь один я/ голос свой/ не вмешивал/ в вой ему.
Подошел/ и вижу/ глаза/ лошадиные...
Улица/ опрокинулась/, течет/ по-своему...
Подошел/ и вижу/ - за каплищей/ каплища
по морде/ катится/, прячется/ в шерсти...
И какая-то/ общая/ звериная/ тоска
плеща вылилась/ из меня/ и расплылась/ в шелесте.

Многие/ товарищи/ повесили/ нос.
- Бросьте/, товарищи!/ Очень/ не умно-с.

Обдают/ дождем/ дела/ бумажные,
чуть войдешь/ в здание:
отобрав/ с полсотни/ - самые/ важные! -
служащие/ расходятся/ на заседания.
                В.Маяковский


У того же Брюсова попадаются хорошие примеры, где составная рифма вполне согласуется с чётким ритмом-ударом:

Об иных/ вселенных/ молча/ гласят нам
Мировые/ войны/ под/ микроскопами,
Но мы/ меж ними/ - в лесу/ лосята,
И легче/ мыслям/ сидеть/ за окопами.

Человек!/ свои мерки/ опять/ переиначь! а то
Уронишь/ афишу/, озадаченный/ зритель!
Человечеством/ в жизни/ ныне/ не начата ль?
Лишь вторая/ глава там/, в Санта/-Маргарите?


Что это стало означать в отношении рифмы? Что рифма теперь подчинялась не привычным известным размерам, а новой ритмике. Рифма теперь стала принадлежать не всему стиху, разбитому ритмом, а лишь той его части, в которой находилась.




3. Размер.

Но вернёмся к Брюсову. Вот одна из его составных рифм в разрезе:


невы/го/ва/ри/ва/е/мы/е/ - то/вар/, и/ вы/, и/ мы/, и/ я/

Семь слогов в первом слове зарифмованы на целых семь слов и в совокупности на восемь слогов. Естественно, каждое слово просит ударения. Рифма не читается как одно целое, так как не является единоударной. Более того, выглядит слишком нарочитой (но это, скорее, момент эстетики). Важно другое, что составная рифма качественна не количеством включённых в неё слов, а складностью.
Как видно из примера, многосложность составной рифме только вредит. Я нахожу, что наиболее подходящее количество слогов для неё - от одного до трёх. Их и рассмотрим.



А) Односложная.

Самый простой способ. Рифма имеет всего один ударный слог. Но эффект сложности состоит в том, что весь состав рифмы расположен перед ударным слогом:


И вдруг - открой окно. /ВЕСЬ/ день/
Пусть хлынет, ранней мглой опудренный;
Трам, тротуар, явь, жизнь /ВЕЗ/де/,
И вот - биплан над сквером Кудрина.
                В.Брюсов

В России немец каждый,
Чинов страдая жаждой,
За них себя /раз/ пять
Позволит нам /рас/пять.
                Д.Минаев

Где Институт! Где доски с мелом!
Теперь в мозгу моём /не/ вы! —
Несусь в раскате санок смелом
По льду блестящему /Не/вы.
 
Забыл теперь свои лета я
И рад всему и всем, /но/ гам,
Вкруг нас по воздуху летая,
Глушит, не холодно /но/гам.
 
Полощет только полость с мехом.
Вон зависть на лице /у/ ста.
Мы лес полоним звонким смехом
И поцелуями в /у/ста.
                Б.Воронцов-Вельяминов


В интересующих нас рифмах наклонными чертами выделены предударные слоги, а сами рифмы, как видим, имеют только один ударный слог. Такую рифму я бы назвал предударной составной, или формально составной. Ещё подобные примеры, уже с двухсложным окончанием:


А можно и дальше уйти с привокзальных до/сочек,
Веселый мотивчик сыграв на губе проводницам,
Шагнуть из вагона, чуть-чуть не доехав до/ Сочи,
Чтоб с насыпи сразу в морскую волну приводниться.

С помятым арбузом подмышкой, босым и без/ денег
Явиться домой (да, поможет нам крестная сила!)
И голос любимый услышать из кухни: «Без/дельник!
В какие фантазии снова тебя уносило?»

Там трещат на солнце спелые ко/косы,          
У туземок шалый взгляд — корица с перцем.
С ниткой бус на тонкой талии, как/ осы,
Так и вьются, норовя ужалить в сердце…
                И.Царёв


Бывает, что предударная рифма имеет и два слога перед ударным:

Коронное средство берут зна/то/ки/ –
трактат, беспощаден и точен.
Вот штука! Силён, а пока на/ та/ких/
мой зуб ещё плохо наточен.
                С.Шамов




Б) Двухсложная.

Двусложная составная рифма содержит два слога: первый - ударный и второй послеударный. То есть, такая рифма включает себя небольшое слово, состоящее из одного слога:


Мне все равно, друзья ль вы мне, враги /ли/,
И вам я мил иль ненавистен вам,
Но знаю, - вы томились и люби/ли/,
Вы душу предавали тайным снам...
                В.Брюсов

Там лепят из людей ослов.
Не сдобрить мужи/ка ль/ нам/?
Мы поведём! Я - в мире слов,
ты - в мире музы/каль/ном/.

Вырастешь, – измеришь сам
ширь полей и /рек/ ты/.
Словно в пику небесам,
в класс вошёл ди/рек/тор/:

Вспыхнет в кой-то век драматур/ги/я/;
сколь надежд безжизненных поднял!
Давеча со смертью вёл тор/ги/ я/,
нынче же б не уступил ни дня!.

Как неподдельно прост в люб/ви/ ты/!
Душа безумствами об/ви/та/.

За годы размолвок возрос долг сы/нов/ний/.
Пора безрассудных карать!
В груди рвётся сердце. Пылает о/но в/ ней/
булыжником в сотни карат.

Бои привлекут Магомета горою:
не сдохнуть в морозной из/бе/ же/!
Пугливым – безумца, отважным – героя
приход сквозь года неиз/бе/жен/.

Шлялись, со Шкипером добрый часок,
прогово/рив/, мы/.
Напрочь забыл я, держась за висок,
строки и /риф/мы/.

Покуда спит от/чиз/на/,
снесённая в ремонт,
ты ножик свой то/чи,/ знай/,
до благостных времён.
                С.Шамов

Как видно, двухсложная составная рифма не представляет особой сложности. Однако критики составной рифмы пеняют на то, что её средствами являются небольшие, вспомогательные словечки, служебные части речи, не несущие никакого смысла. Вот как аргументирует некто Юрий Моор-Мурадов:


"Маяковский в своей поэзии возвел на престол рифму. Считал ее чуть ли не самодостаточной.
   А как создать незатертую рифму? Поставив в конец строки слова, которые там обычно не появляются, и среди прочего - предлоги, частички, вводные, вспомогательные слова.
 
Я хочу быть понят своею страной,
А не буду понят - что ж,
По родной стране пройду стороной
Как проходит слепой дождь.
 
Обычно на рифму поэты выводят важные для них слова и понятия. А какую нагрузку призваны нести все эти "ли", "кроме", "как" "почти", "бы", "ведь", "то есть"? Да, они помогают создать необычную рифму - но и только. Ничего не имею против этой прихоти Маяковского, но все же процитирую Генриха Гейне: "Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям". http://world.lib.ru/m/muradow_j/zvetaevadoc.shtml


Да, по приведённым примерам одно- и двухсложных составных рифм видно, что они зачастую имеют в составе небольшие слова. Но это нисколько не доказывает того, что они не могут быть богаче:


Был резвый парнишка. А сбит наповал.
Приносит времён коле/со/ весть/
всем людям, кто на молодца уповал,
что парнем утрачена /со/весть/.

Она не лишилась ораторских данных.
Гадать, как и прежде, мог/ла/ сны/.
Науку плела из угроз непрестанных
и гневных речей громо/глас/ных/.

«За правдой маршрут бесконечен и шибок!» –
ответ лиходеям по/пы/ ткут/.
Но жизнь гонит методом проб и ошибок
на очередную по/пы/тку/...
                С.Шамов

Как видим, в составе приведённых рифм есть глаголы, существительные. То есть составная рифма лексически способна на большее, кроме как включать в себя одни лишь вспомогательные части речи. О большем - далее.



В) Трёхсложная (дактилическая).

Такой размер, соответственно, позволяют делать составную рифму более разнообразной и богатой. Содержит она три слога: первый - ударный, два послеударных. Примеры:


Долго проходят в це/ху/ день/ки/.
Въедешь – почувствуешь дно.
И всё такой же я /ху/день/кий/,
и никому не родной.

Сударь мой грозный, не /лезь/ ко/ мне/!
Будто я твой – это лесть.
Я побратался с же/лез/ка/ми:
кто заслужил, тот и ест.

Помню, как мы перешли прями/ком/ на/ «ты»/ -
наш по-простому привык, -
и в родных стенах единственной /ком/на/ты
русский учили язык.

жар возмущения радугу /слов/ со/вал/;
то с огоньком остряка,
то с хладнокровным сужденьем фи/ло/со/фа/
шла за строкою строка.

Видел ты прорву Москвы непри/вет/ли/вой/,
был я в самарской глуши -
сам бы господь, изревевшись, как в /пет/ле/ вой/,
спрятал глаза-кругляши.
                С.Шамов

Я заведомо стараюсь приводить в данном случае такие примеры, которые показывают возможность словарного богатства составных рифм, чтобы окончательно развеять обвинения в их смысловой бедности.

Проблема составного дактиля

Но у трёхсложной составной рифмы имеется несовершенство, заключённое в проблеме ударения. Меня, например, это немало озадачивает. Как уже было показано на примере брюсовских строк, чем больше слов вложено в рифму, тем больше её начинает раздирать свойство разноударности.
В обычном дактилическом стихе эта проблема не так обострена: один и тот же повторяющийся трёхсложный ритм с ударом на первом слоге расставляет все ударения по местам. Да пожалуй, так дело обстоит в любом трёхсложном размере. Иное дело - двухсложные размеры, ямб и хорей.
Приведу в пример своё:


Мне обитать на Каме - шик,
чем с торгом в палачи.
Ты дай мне в руки камешек,
и - гору получи.
               
Слово "камешек" явно читается дактилически цельно, тогда как в рифме "Каме шик" дополнительное ударение просится на слово "шик". Вот ещё подобные примеры:


Он в дальнем уголке питал
надежду, метил в лоб.
Но "London is the capital..."
ему не помогло б.

Чуть подмигнут причалы нам, –
да как пойдут свистеть
и горы величавые,
и ветреная степь.

Чужих мундиров смесь сера,
но зло их привело,
где ржавое от мессера
валяется крыло.


Пожалуй, эта проблема решаема лишь таким образом, когда в рифмующейся паре в первую очередь ставится само рифмуемое слово, а во вторую - его рифма. Вот удачные примеры с более благозвучным порядком:


Всё, что с детства впитано,
Как мечта мечты, -
Предо мной стоит оно
В ризе темноты!
                В.Брюсов


Не размять с утра колени,
не проснуться разумом.
Носом от сонливой лени
заклевали сразу мы.

Пусть мир трепещет страхами,
надувши пузыри.
Мой светлый лик в кострах омыт
спасительной зари.

Кипит работа сварщика,
и здесь ей грош цена.
Горит от громких свар щека
трудяги-пацана.

Не холодно на улице –
октябрь плюёт дождём.
Из цеха я несу лицо
своё обратно в дом.

Я сил своих и четверти
не приложил для вас!..
В безрадостном ключе твердил
товарищ свой рассказ

Остынь, чудак гадающий!
След за собой домой.
Ползти тебе куда ещё,
раз не к себе домой?..
                С.Шамов

Как видим, стоящие в парах в первую очередь целые слова сразу задают стиху единый ритм и ударение. Вот ещё пример ямбов с дактилическим окончанием, правда, без составных рифм:


Возьмем винтовки новые,
на штык флажки!
И с песнею в стрелковые
пойдем кружки.

Когда война-метелица
придет опять —
должны уметь мы целиться,
уметь стрелять.

И если двинет армии
страна моя —
мы будем санитарами
во всех боях.

Бесшумною разведкою —
тиха нога —
за камнем и за веткою
найдем врага.

Блестят винтовки новые,
на них флажки.
Мы с песнею в стрелковые
идем кружки.
                В.Маяковский


На этом пока всё. Но данной заметкой тема, конечно же, не исчерпывается.