Мастера слова, Валерий Кожушнян

Поэты Прозаики Приднестровья
Считается, что писатели добиваются успеха благодаря тому, что их высоко ценит читатель. Но прежде, чем читатель прочтёт книгу и оценит талант автора, он должен хотя бы о ней узнать…

Леонид Литвиненко, Никандр Елагин, Валерий Кожушнян, Роман Кожухаров, Ольга Молчанова, Александр Вырвич, Галина Гурски. Эти имена знакомы приднестровским читателям по их произведениям, стихам, заметкам. И это далеко не все представители современной приднестровской литературы, которых сегодня объединяет общий творческий дом — «Союз писателей Приднестровья».

В феврале Союз писателей Приднестровья отмечает 18-летие со дня своего создания. Как зарождался и чем сегодня живёт Союз писателей? Об этом в интервью общественному корреспонденту газеты «Энергетик» Виктору Карташову рассказал председатель республиканского творческого союза Валерий Кожушнян.

Виктор Карташов: Мне известно, что Вы были среди тех, кто организовывал творческий союз. Нам, читателям, интересно: а как всё начиналось? И кто стал инициатором создания Союза писателей?

Валерий Кожушнян: Создателем и руководителем Союза был и остаётся на все времена Анатолий Сергеевич Дрожжин. Начинал он с маленькой организации — Тираспольского отделения Союза писателей России. Он же и возглавил его. Позже Анатолий Дрожжин был избран делегатом от Приднестровья на знаменитый съезд Союза писателей СССР (Москва), который передал свои полномочия Международному сообществу писательских Союзов (МСПС). Возглавил эту организацию Сергей Михалков. Тираспольская организация вошла на равных с другими писательскими союзами страны в состав МСПС. Это уже было признание не только нашей творческой организации, но и самой республики. Масштабы увеличились, надо было из Тираспольской организации формировать республиканские структуры. За это и взялся Анатолий Дрожжин.

Виктор Карташов: В таком случае вам уже более двадцати лет?

Валерий Кожушнян: Неофициально — да. А если брать в расчёт дату создания республиканской организации, то нам 18 лет. Первый учредительный съезд литобъединений республики и членов Тираспольской организации Союза писателей России прошёл 25 февраля 1995 года в конференц-зале здания, где сейчас базируется Министерство просвещения ПМР. Возглавил республиканскую организацию Виктор Пищенко. Анатолий Дрожжин в ноябре 1994 года погиб.

Виктор Карташов: Не знаю, когда появилась мода называть творческие организации именами их создателей, но этот опыт интересен будет и для нас. Вам не приходило в голову увековечить имя Анатолия Дрожжина и на этом уровне?

Валерий Кожушнян: Идея неплохая. Надо будет обсудить этот вопрос на правлении. На мой взгляд, восстановление справедливости в отношении Анатолия Дрожжина надо произвести по всем возможным параметрам. Да, мы установили мемориальную доску на доме, где он жил и работал, но этого мало. Надо выпустить полное собрание сочинений Дрожжина. Над этим мы бьёмся вот уже около десяти лет. Была задумка учредить государственную премию ПМР в области литературы имени Анатолия Дрожжина с вручением медали и государственной премии лауреату. Воплощение этих планов, убеждён, будет способствовать, прежде всего, имиджу государства и, соответственно, росту писательского мастерства. Появится у литераторов стимул. Ведь Анатолий Дрожжин был поэтом самой высокой пробы. Однако для учреждения премии его имени нужен стабильный финансовый источник. Где его найти? Придётся снова обращаться к московским коллегам. Для наших писателей сохранение достойных имён, памяти о выдающихся людях республики очень важно: и для тех, кто только вступает в жизнь и приступает к творческому делу, и для тех, кто вместе с ними стоял у истоков нашей государственности и общественной организации.

Виктор Карташов: Мы выяснили, откуда берёт начало Союз писателей, но как читателя меня более интересуют книги приднестровцев. Скажем так, их творческое кредо. Наверняка есть знаковые издания, мимо которых истинному книголюбу трудно пройти. Есть такие?

Валерий Кожушнян: А как же! Ниже назову обязательно. Но прежде о творческом кредо. Здесь давай уточним, что ты подразумеваешь под этим понятием? Если брать каждого писателя в отдельности, то мы рискуем затянуть беседу — это раз. И два — есть полная вероятность ошибиться. Если тебя интересует художественное кредо в целом писательской организации, определяющее, так сказать, творческий вектор, то здесь можно говорить о наличии магистрального направления в русле русской классической литературы. Иными словами, мы тоже вышли из гоголевской «Шинели». Однако это не означает, что наши авторы лишены новаторских дерзаний и поисков своего почерка.

Присутствует в творчестве приднестровцев целый спектр жанровых и стилевых особенностей, литературных направлений и школ. Все вместе они составляют великолепный приднестровский букет. Меня лично это обстоятельство очень радует. Ведь жизнь настолько многообразна, что художнику остаётся только сесть за стол и без устали и лени воспроизводить её характерные черты. Здесь уместно подтвердить свои высказывания цитатой из статьи «Утрата бытия» сотрудника «Литературной газеты» Светланы Замлеловой: «Литературный процесс есть отображение действительных процессов. По художественному произведению можно воссоздать некий средний образ, человеческий тип, вобравший в себя черты эпохи и оплодотворённой духом времени. В художественном произведении отражается не только сознание творца, но также вкусы и психологические состояния самых разных слоёв общества». И обрати внимание на концовку цитаты: «В то же время и произведения искусства отражаются в общественном сознании, порождая убеждения, вкусы и моду». Вот стержневая цель литераторов Приднестровья — воздействовать на души людские, пробуждать в них милосердие, сочувствие, возвышенные и добрые чувства. Одним штрихом — «отражаться в общественном сознании».

Творчество многих наших писателей буквально пронизано такими чувствами и мыслями. Прежде всего, это романы, повести и рассказы Романа Кожухарова из Тирасполя, его получившая признание россиян и читателей СНГ серия книг о штрафниках, изданных в «Эксмо» (город Москва). Если мне не изменяет память, вышло в свет уже девять томов.

В год 65-летия Великой Победы увидела свет документальная дилогия Никандра Елагина из Днестровска «Побратимы Арктики. Северный конвой», нашего с тобой земляка. Сборник стихов ветерана Великой Отечественной войны Василия Маслова из Бендер «Мои дороги через войну». Сборники стихотворений Валентина Ткачева из Рыбницы о муках человеческой души на сломе эпох, озабоченной сохранением чести и достоинства в наш прагматичный век, его же сборник критических статей «Нелёгкая стезя», выпущенный в Кишинёве при содействии Славянского фонда. Книга «Речные перекаты» поэта из Дубоссар Анатолия Красницкого.

Не минуют читатели, в ком ещё остался интерес к отечественной литературе, своим вниманием и сборники ведущих наших поэтов и прозаиков: Леонида Литвиненко и Бориса Бочагова из Бендер, Валентина Ловицкого из Рыбницы, Александра Вырвича, Ольги Молчановой, Ольги Николаевой, Оксаны Димитраш, Виктории Пилецкой, Галины Гурски, Владимира Ахмерова, Евгения Зубова, Валерия Овчарука и Аллы Мельничук из Тирасполя, Андрея Облога из Москвы — защитника Приднестровья, Ларисы Стойловой и Оксаны Кирилловой из Днестровска, Марины Сычевой из Рыбницы, Ларисы Черниковой и Светланы Мазериной из Бендер.

Вызовет интерес любителей литературы, владеющих молдавским языком, сборники прозы «Родники» и «Солдат Родины» писателя-фронтовика из Незавертайловки Петра Данича. Не оставят равнодушными знатоков беллетристики своеобразные по стилю произведения прозы Андрея Белозерова из Бендер, Юрия Анникова и Елены Степановой из Дубоссар, Сергея Багнюка и молодого писателя Олега Соснина из Тирасполя. Исследователей исторических событий — шеститомник фронтовых писем под редакцией Бориса Дмитриевича Челышева, ветерана Великой Отечественной войны, Виктора Худякова из Бендер. И этот ряд можно множить и множить.

Все наши литераторы в разной степени мастерства и объёма за эти годы были представлены в наших изданиях — альманахе «Литературное Приднестровье» и журнале «Днестр». Выпускали некоторые наши писатели авторские книги за счёт спонсоров, а некоторые даже и за свой счёт. Правда, издавались эти книжки небольшими тиражами. Да это и понятно: на наши пенсии и зарплаты сильно не разгонишься.

Виктор Карташов: Я знаю об издании литфондом многих интересных книг. Некоторые я даже держал в руках. Наверняка, среди длинного списка изданий есть знаковые книги и для вас. Но, к сожалению, я не видел их в магазинах Приднестровья. С чем это связано?

Валерий Кожушнян: У постоянных наших читателей и самих писателей большой интерес представляют итоговые сборники «Приднестровье. ХХ век» (2005 год под редакцией Романа Кожухарова), «Антология современной литературы Приднестровья» (2007 год под редакцией Виктора Афанасьева, Романа Кожухарова, Валерия Кожушняна). И последнее издание «Антологии» (2010 год под редакцией Валерия Кожушняна), которое вышло уже на трёх государственных языках в двух томах — проза и поэзия. Средства на эти издания нам выделяло государство, за что мы весьма ему благодарны.

Постоянные читатели и не могли, к сожалению, их видеть на прилавках книжных магазинов, ибо реализовать издания, выпущенные за счёт государственных средств, по закону мы не имели право. Основной тираж мы по документам передавали министерству просвещения. Небольшая часть тиража раздавалась авторам. Кому предназначались книги из основного тиража? Прежде всего библиотекам школ, лицеев, колледжей и университету, а также городским и районным библиотекам. Попадали ли они туда, доподлинно не знаю. В одном уверен, что писатели нередко на свои выступления перед учащимися и студентами брали книги из своего тиража в качестве презентов.

Виктор Карташов: А кто осуществлял ваши издательские идеи?

Валерий Кожушнян: Мы сами. С годами у нас сформировалась довольно опытная редакционная коллегия, которая готовила рукописи к печати. Большая часть изданий Союза писателей выпущена нашим общественным издательством «Енца», действующим при Республиканском литературном фонде. Работают здесь два человека — дед и внук. Это Никандр Елагин и Алексей Цветков. Процесс печатания на высоком профессиональном уровне осуществляли полиграфисты Бендерской типографии «Полиграфист».

Виктор Карташов: Насколько я помню, именно днестровцы первыми в республике стали издавать книги и небольшие сборнички?

Валерий Кожушнян: В смысле изданий сборников литобъединения — да, мы стали первыми. Но пионером издательского дела в Приднестровье выступил Валентин Ткачев из Рыбницы. В начале девяностых он был издателем и редактором-составителем альманаха «Ларец», который выходил в Кишинёве под эгидой Славянского фонда. Помню, пятый номер был полностью посвящён Приднестровью, куда вошли и произведения авторов из Днестровска. Чуть позже наладил издание книг местных авторов в Тирасполе Владимир Полушин. Затем и мы взялись за издания, благо был хороший повод для этого — 30-летие пуска первого энергоблока Молдавской ГРЭС. Это был 1994 год. На нашу просьбу откликнулся директор электростанции Георгий Саввович Желяпов. В последствии он спонсировал многие издания не только днестровских авторов, но и республиканских. В частности, с его помощью был издан сборник стихотворений «Контрасты» молдавского классика из Незавертайловки Николая Максимовича Цуркана под редакцией Никандра Елагина и Галины Гурски. Сегодня этот сборник, без преувеличений, стал раритетом. А также детскую книгу «Сиреневый бражник» нашего первого редактора «Энергетика» Тамары Пономаревой.

Пользуясь случаем, я благодарю всех заинтересованных читателей республики за возможность таким необычным образом отметить нашу скромную дату — 18-летие со дня образования Союза писателей Приднестровья. Я поздравляю своих коллег от Каменки до Незавертайловки с Днём рождения Союза писателей! Будьте счастливы, творческих успехов и полёта мысли, здоровья и благополучия всем вам и вашим семьям!

Виктор Карташов: Спасибо за содержательную беседу. Надеюсь, нашему примеру последуют читатели других городов Приднестровья. Ведь необязательно ждать информационных поводов.


ИСТОЧНИК:
«МАСТЕРА СЛОВА», 20/02/13 г.,
http://novostipmr.com/ru/news/13-02-20/mastera-slova