1я публикация на Cтихи и Проза ру 2017 02 06
Предлагаемая редакция 2017 03 14
Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён или дополнен, найденные ошибки исправлены;
см. дату "ближайшей редакции".
Первоначальное название
О ГОРОДНИЦКОМ А.М. - НЕЮБИЛЕЙНОЕ
не отобразилось почему-то, пришлось поменять.
Лидия Кузьмина-Сапогова
НЕЮБИЛЕЙНОЕ - об А.М. ГОРОДНИЦКОМ
(для Стихи ру)
======================Вступление.
Прошу не читать тех, для кого - по убеждению - «неценно»
творчество Александра Моисеевича Городницкого
(формулировку смягчила).
Вступать в полемику не буду определённо –
этого на планете Интернет переизбыток
(см. "Ядовитый океан",
тут - пусть будет - "Гуманистический".)
Остановить не могу - но,
пожалуйста – без меня
и уж, во всяком случае,
не на моей странице.
Просто не читайте.
Здесь – моё личное отношение
к творчеству
и – главное:
(возможно - надеюсь)
открытие для кого-то (созвучного)
его имени
или -
новых граней его таланта.
В моём опыте немало именно таких встреч
с Большими Авторами,
«скатализированных» прочитанным о них –
порой совсем случайно.
Даже бывало - посредством
эпиграфа, цитаты, упоминания.
А вдруг?
Хорошо бы.
Это главное для меня.
Никого – Боже, сохрани –
не призываю, не вербую, не поучаю –
вольному воля.
Делюсь.
И только лишь.
Не ваше – что ж…
Поэзия – космос.
Имён –
«бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна».
Ищем своих.
Кто пожелает – "про свою погоду напишет".
===20 марта – день рождения
Александра Моисеевича Городницкого.
День рождения –
традиционный «повод»
сказать человеку –
и о человеке –
то,
о чём в суете сует говорят редко и мало.
Вроде в будни и так всё понятно,
и некогда,
и как-нибудь потом,
и подготовиться же толком не успели,
и вдруг не так поймут,
и вдруг никому не надо…
И… и… и…
А время уходит –
порой эти слова так и не бывают сказаны.
Планировала написать большую статью -
не к ближайшему дню рождения –
к юбилею.
Собирала материал.
Юбилей в 2018 году.
Одно событие, о котором не напишу,
мои планы изменило.
И я сказала себе: сейчас.
(Чтоб не уклониться в пафос -
на днях в инете попалось:
"Есть только миг меж вчерашним и завтрашним... именно он называется ЩАС".)
Если «большая статья» потом получится - славно,
времени на неё достаточно.
Сегодня –
пусть без всякого,в том числе «днярожденского» повода.
Просто.
Как благодарный читатель.
И слушатель.
Вполне отдаю себе отчёт,
что самому Александру Моисеевичу
ещё одна статья (или что у меня выйдет?)
о его творчестве
не нужна вовсе -
ничего не убавит, не прибавит.
У него предостаточно почитателей.
(Как ныне говорят - имхо:
прибыток тут желателен всегда,
но после некой критической черты неактуален уже).
Моя цель не в этом.
Цель:
напомнить тем,
кто уж не юн – и знает наверняка
(всё ж этот сайт – для пишущих - следовательно…),
и тем, кто юн –
и, может быть, поэтому не знает,
что мы – современники Большого Поэта.
Надо
(не в смысле обязанности, понятно - а для собственных ума и души)
читать, слушать, смотреть.
Думать.
Не всегда, не со всем соглашаться, да.
Но…
И – вероятно же – кто-то,
наткнувшись случайно на эти строки -
именно прочитает, послушает, посмотрит, подумает.
А может – нет.
Но я попробую.
Поскольку мои планы к юбилею
всё же не отменены окончательно,
решила пока не писать здесь «новое».
В течение некоторого времени, на разных ресурсах
(в частности, на Проза и Стихи ру - тоже)
я оставляла… скажем так, "сиюминутные сообщения»
о творчестве Александра Моисеевича.
Они коротки, разрозненны.
Собираю часть найденного в этой статье – или заметках? –
потому что именно так по-прежнему думаю.
Быть может, кто-то что-то моё где-то уже читал.
Для начала пусть так,
ведь откладывать отделку формы можно пожизненно.
Тем паче – профессионально глубокого разбора
не выйдет всё равно никак,
моей грамоты явно не хватит.
Утешаюсь тем,
что поэты пишут
не для литературоведов всё же…
Пусть как есть,
без долгой правки и «неприглаженно».
Дальше посильно
(«По мере сил» - вроде бы любимый афоризм Сократа)
доработаю – если суждено.
Буду благодарна за указание на ошибки и т.п.
=======А.М. Городницкий –
в первую голову Большой Поэт.
В известном ряду тех,
кого ныне по праву зовут
патриархами авторской песни,
у него совсем особое место –
один такой.
Песни –
да, конечно,
их-то большинство и знает – то есть по ним впервые узнаёт имя (как правило).
Есть реально ставшие народными –
назови только «От злой тоски»…
А «Перекаты»?
Невероятно.
Мало строк –
вместилась повесть о жизни...
как она есть.
Перечитайте или прослушайте… это так.
«Снег».
"Чистые пруды",
«Атлантида» - «разве сказки нужны только детям?».
"Система Декарта", "Над Канадой", "Остров Гваделупа",
"Понта-Дельгада" ("ах, это всё существует вот уже восемь столетий")...
И далее. Не перечислишь здесь. И задачи такой нет. Доступно теперь практически всё тому,
кто заинтересован.
Особинкой – песни о Питере моём любимом.
Для А.М. Городницкого он - "Отчизна моя, Ленинград".
Поэт с Васильевского острова – «островитянин».
Назову лишь «Мне трудно, вернувшись назад».
Кто возвращался – оценит: «а прежнего города нет»…
О любви…
Что поставить рядом с
«Твоей головой на плече»
(«самая главная в жизни награда»),
«Осенним вальсом»
(«мне казалось - и я проживу без любви»)?
Вот - далеко не всё, что следовало бы упомянуть:
«Почему расстались» («помню всё, не помню - почему расстались»);
«Женщина уходит» («ей дела нет до твоего геройства»);
«Красный кабриолет» («я ей благодарен за те года, а она почему-то нет»);
«Не влюбляйтесь в людей с корабля» («для земной непригодны любви те, кто сходит на землю по трапу»);
«Эту женщину напрасно» («эта женщина не любит, но не выпустит тебя»),
«Кончаковна» («три войны не достигают той победы, как одна лишь разделённая любовь»).
«Предательство» - «я умираю потому, что жить без этой веры не могу».
Здесь чуть подробнее:
на одном ресурсе попался комм –
не буквально, суть:
«редкий случай – ни одного dislike… все через это прошли…?».
О да… если и не все…
Прошли – а кто ещё так расскажет?
Мнооого песен, о которых хотелось бы сказать.
Рамки тесны. Не хочется длинного текста.
Будем слушать. И петь.
«Споём, ребята, вместе,
Поскольку эти песни
Обычно в одиночку не поют.
…
Споём, ребята, вместе,
Поскольку эти песни,
Пока мы живы, связывают нас».
Неоценимо –
авторское исполнение.
Главное – голос.
Для меня голос в человеке… даже слов не подберу. Скажу пока сухо: очень важен.
У автора – «какой надо» голос.
Своеобычная манера.
Ни с кем не спутаешь.
Опять трудно найти слова… пусть - дивно. Да.
Слышала некоторые песни из уст других исполнителей – хорошо… и несравнимо.
Слушать надо автора.
Стихи же…
все настоящие.
Других у него не встречала.
Ну – чуть:
«Родство по слову»,
«Гет»,
«С жёлтого песчаного откоса»,
«В последние годы жизни»,
«В Новодевичьем»,
«Предназначенный для счастья»,
«Ода Киплингу» (тоже оч люблю РК) -
et cetera…
Этот список - действительно «чуть».
"Анализировать" и не подумаю.
Читайте - оно того стоит.
Чудная проза. Немало.
Кто не читал – вас ждёт… радость.
Стара мысль:
что не стоит читать дважды,
то не стоит читать и единожды.
«Единожды»,
увы, для нас (обидно-часто) – неминуемо –
воленс-ноленс.
Дважды – попробуйте-ка заставить! Ха…
Здесь же читать можно… многажды? –
нет, надо такую ж форму – от слова «бесконечно» -
в разные периоды, в разном состоянии
находить, понимать
новое и нужное именно по моменту.
Всё у него…
умно, тонко.
Страстно. Пронзительно. Многозначно.
И боль. И сила. И нежность. И юмор.
И так - кажется - просто...
А просто – известно что…
Как же успел столько,
будучи крупным учёным к тому же?
Геофизика и…?
Беспрецедентно.
Кто ещё соединил научный труд (а экспедиции?)
с такой вот работой над словом?
И музыкой…
Может, вы знаете подобный пример?
Не говоря уж о «непростейшей» биографии.
Не всегда, увы,
отнюдь не всегда
так уж
«блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».
С тридцать третьего-то года…
Роковые беспримерно…
Тридцатые.
Война.
Блокада…
(Тут сразу очень больно –
мы все острей переживаем задевающее лично… Для моей семьи это страшная тема – погибли и пропали без вести родные, в том числе прабабушка и прадедушка, смогла вырваться из кольца бабушка с моей крошечной мамой на руках. Бабушка до конца жизни не могла говорить о войне – плакала… И я не могу об этом - отстранённо.
"Вот и сейчас - как холодом подуло".)
Что вынесли те, кто был там… ?
Такие раны не затягиваются - во всю оставшуюся жизнь...
«Выжить было нелегко»...
Александр Моисеевич выжил.
Эвакуация.
Возвращение.
Послевоенщина.
И дальше…
Мы все знаем.
Но биография - отдельная тема.
Я о творчестве.
Ещё.
Фильмы.
Передачи.
Замечательно.
Дар удивительный.
Уникальное явление…
Не приобрёл –
при всей известности –
«свысокавещательно-поучательных» манер.
Пересмотрев энное количество выступлений, концертов, передач и др. –
живой эфир,
свидетельствую:
мало кто из VIP
так достойно держится
под прицелами камер
и тысяч живых пристрастных глаз…
Отвечает на... мммм... самые разные вопросы. Не сплошь - "приятные", мягко говоря.
Очень, очень мало кто…
Сколько известнейших персон
огорчили,
а то и разочаровали навек
высокомерием (чтоб не сказать - чванством), мелочностью, озлобленностью, эгоизмом, пошлостью, мстительностью и т.д. – ну…
говорить не хочется. Грустно.
Это – не тот, совсем не тот случай.
Ничего подобного.
На лаврах не дремлет.
Достоинство. Самоирония. Труд.
К слову:
для меня самоирония
входит в определение интеллекта безусловно (не вымученная причём).
Исполнение пародий (не только)на самого себя
(созданных Юлием Кимом – супер! – Игорем Губерманом, Игорем Михалёвым и др. - тоже) –
здорово.
Высокий класс.
К тому ж -
как говорил Юрий Кукин (в записи - перед пародией на "Атлантов"):
"На плохую песню пародию не напишешь. Пародия предполагает, что знают оригинал".
Кто бы спорил.
Знаю, конечно, не всё
из созданного Александром Моисеевичем,
что знаю –
высоко.
Шутки ради:
захочешь придраться – не к чему.
Это не значит, что всё идеально -
а значит: что ничего, никак не хочешь поменять. Ни в коем разе.
Очень хотелось бы
привести здесь его стихи и прозу (отрывки то бишь) -
не буду,
ибо в вопросах авторского права "некопенгаген".
И перечислять по названиям
самое любимое - тоже.
Ясно Левитанский сказал:
«Каждый выбирает для себя».
Не удержусь - назову три
любимые песни.
Лишь поскольку они
не из самых известных –
не пропустите.
* «Перелётные ангелы»
* «Цыганочка Фрола»
* «Элегия» ( эта песня - на музыку Е.Клячкина, он тоже пел её - хорошо...).
Нет!... ещё... "Аэропорты девятнадцатого века" ("поэт с фельдъегерем, гонимый и гонитель")... Всё, стоп!
Завершу
безыскусной восьмистрочной «историей»
своего знакомства
с творчеством Александра Моисеевича –
давний экспромт.
(Первые песни – например,
«Паруса Крузенштерна», «Атланты» -
со школы, нимало не интересуясь авторством.
В студенчестве уже куда серьёзнее.
Хотя тоже далеко не все песни соотносились с персоной.
Ох, тексты постыдно перевирались,
даже легендарную «Жену французского посла»
вопили под гитару с глупыми ошибками.
Смешно и досадно сейчас.
Но всё – постепенно – исправлено).
Остаются
радость открытий и новых встреч, уважение, благодарность.
Восхищение тем, сколько и как «сотворено».
Спасибо.
«Добра и сил» - Высоцкий прав.
Завершаю.
Воспоминанья о студенчестве
Без Ваших песен - некомплект.
Очарованье неизменчиво
И неподвластно смене лет.
…
Без плана или наущения
(Хотя ни разу и не вдруг)
Вам выражаю восхищение -
По совокупности заслуг.
----------2017
==============================Послесловие.
Опасаюсь быть занудной,
но опыт учит:
кое-что необходимо оговаривать на берегу,
не пожалев времени и личного реноме.
Не могу предвидеть,
захочет ли кто-то прокомментировать изложенное.
Но если вдруг…
Просьба:
только о творчестве и… трудах.
Для меня писатель – это текст.
Композитор – музыка.
«Исполнитель», режиссёр, ведущий, учёный –
тоже понятно.
И всё.
Категорически не обсуждаю
здесь и сейчас
личные, политические, религиозные, национальные темы.
========================================2018 03 29
Посмотрела "Торжественный вечер, посвященный 85-летию А.М. Городницкого"
Многая лета!
И сбычи мечт!
Большого Поэта
Стране – беречь!==============
LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL