Чанакья-пандит

Ян Кунтур
Пусть это Бхарата... Земля всегда права.
А император - только терпкая настойка,
лишь броская надстройка, лишь у шва
финальный узелок - и только.

Пусть это Бхарата струится по углам,
свеченьем крови выжав сумрак храма.
Народ и Власть - лишь глина. Если план
на благо их, то никакая рама

позолочённая не выдержит - найдет
дороги искренность искрящийся источник,
смывая засухи запреты - тот,
в ком ампутирован с младенчества побочный

отросток кОрысти. Земля всегда права.
А император - только терпкая настойка,
лишь броская надстройка, лишь у шва
финальный узелок - и только.

Лишь вор страшится яркости луны.
Всего опаснее деревьям побережья -
в потоке назревающей весны
их корни подмываются надеждой.

Нельзя недооценивать того,
кто пОтом кормит землю ради зёрен,
пока он делает - она цветёт, живёт,
не нужно ей тотального надзора.

Но если он лишь жертва и свои
усилья тратит, потерявши веру,
на поиск справедливости - сгорит
любая броская надстройка, что без меры

фундамент угнетала. Процветать
возможно лишь строению в единстве
фундамента и крыши. Шикхи прядь
пусть незавязанной останется, как символ

осуществления, а полосы на лбу
как белые распахнутые крылья
несут мою нелётную судьбу
к поленьям погребальным, к серой пыли.

Пусть Бхарата струится по углам,
Пусть проростает Львиной капителью
сквозь времена и нравы. Если план
во благо каждому - прорвется за пределы.

8.02.2016



_______________________

*Вишнугупта Чанакья Каутилья - легендарный древне-индийский брахман, мудрец, учёный-пандит, учитель-ачарья, тонкий политик, написавший первый в мире трактат по искусству политики и экономики "Артхашастру" ("Наука о пользе"), советник, а позднее и главный министр Чандрагупты Маурья, которого воспитал и помог, свергнуть погрязшую в несправедливости и жестокости династию Нандов, объединить Бхарату (т. е. Индию без разделения на народы и государства) в единую справедливую империю, достигшую полного расцвета при внуке Чандрагупты Ашоке, правление которого считается "Золотым веком" Индии . Главными принципами правления считал справедливость и стремление к благу страны через благо каждого его жителя, независимо от варны, касты, состояния. Считал, что настоящий правитель - тот, кто забыв о себе, о своем самолюбии и выгоде, служит каждому жителю страны.