Обиженный Исаковский

Александр Анайкин
Когда я читал в своё время, а точнее в 2006 году, антологию военной песни, то меня несколько удивило отсутствие в сборнике стихов Михаила Исаковского. Казалось бы, одна «Катюша» уже заслуживает попасть в сборник. Или песня «Прощание», та самая, которая начинается строкой «Дан приказ: ему на запад». Или стихотворение «Враги сожгли родную хату». Хорошая песня. Но, нет, обошли стороной составители Михаила Исаковского. Тогда меня это только лишь удивило. А всё потому, что я просто никогда не читал стихов Исаковского. Ну, не попадались мне его сборники. Да у него и стихов то совсем немного, две с половиной сотни. И вот теперь, когда сборник Исаковского вышел в серии комсомольской правды, я естественно, не удержался и купил книгу. Прочитал. И о своих впечатлениях делюсь.

Если говорить откровенно, то стихи Михаила Исаковского весьма напоминают речи Мао Цзэдуна. Сплошные агитки. А впрочем, что китайцы, ведь их учили наши инструкторы и события, происходившие в Китае, весьма напоминают события, происходившие в СССР. Такие же показательные процессы: враги бедноты, ревизионисты всех мастей, каются в своих грехах прилюдно, что, впрочем, не избавляет их от гнева толпы и революционного правосудия.

Посмотрим несколько конкретных примеров.
Интересно стихотворение «У Ванюши не пахана пашенка». Это о комсомольце, который влюбился в кулачку и Ваньке за это «выговор примастачили», искривил, мол, комсомольскую линию. Это стихотворение интересно тем, что в нём Исаковский невольно показывает политический геноцид, происходящий в стране. Власть, которая боролась за всеобщее равенство, сама, тем не менее, разобщила общество на касты.

Понятное дело, писать агитки было не только выгодно, но и безопасно. Вот Исаковский и писал про путь «великих наступлений»,  про молодёжь, которая «литьё», про раскулачивание, ну, и про прочие подвиги нового поколения.

Но, что интересно, даже у такого безудержно восхваляющего новый строй поэта, всё равно проскальзывает правда о советском бардаке, когда люди могут не то что плохо работать, но и вообще не работать и их приходится идеологически подталкивать.

Не держите ж руки на запоре,
Приготовьте заступ и лукошко! –
Погибает на колхозном поле
Буйная красивая картошка.

А ведь действительно погибала. Достаточно вспомнить, что рынок даже в эпоху развитого социализма снабжался картофелем с частных огородов. И вот эти мелкие наделы по эффективности превосходили колхозы. И это в стране, где самые большие в мире угодья.

Более того, зачастую, даже когда поэт пишет о верности долгу, он невольно показывает слабость советского строя. Есть у него такое стихотворение о колхозном стороже. Человек охраняет колхозное поле засеянное картофелем. И тут в ночи он замечает, что в деревне запылал его дом, где у него семья спит. И что делает этот сторож? Бежит спасать жену и детей? Нет, он продолжает, верный долгу, охранять колхозное поле. Хотя его семья не погибла в огне, всех спасли, но давайте вдумаемся в ситуацию. Дело даже не в том, что сторож не уходит с охраняемого поля вроде бы как по чувству долга. Меня поразил сам факт, что колхоз боится, и, вероятно, не без основания, что картофель будут по ночам копать. Я просто невольно подумал, что в царские времена никто не караулил огороды по ночам, ни один фермер до такого не додумывался, в этом и нужды не было. А вот в СССР такая нужда наступила. А ведь, казалось бы, только о героизме стихотворение.

Вообще советские писатели зачастую попадают в двойственную ситуацию, громя и обличая врагов социализма. Вот и Исаковский, зачастую, так же попадает в неудобное положение. Взять, хотя бы, его стихотворение «Партизанка», где он пишет о старой женщине, находящейся в оккупации. Женщина жалуется на то, что немцы забрали из дома всё, что можно.

Забрали всё. Одних мышей да крыс
Забыли взять. И всё им было мало.

Дело даже не в том, что немцы вовсе не занимались грабежами. Они закупали провизию у населения, именно закупали. А грабежи наказывались трибуналом. И закупали немцы провизию у местного населения по более выгодной цене, чем это делала советская власть. Вспомним, хотя бы произведения Валентина Распутина, где он изображает советскую деревню военного периода. Люди буквально с голоду пухли. Живя у реки, тем не менее, не имели в рационе рыбы. Эти колхозники не имели понятия о том, что такое яблоко, потому что никогда их не видели. Я не знаю, насколько высоки были закупочные цены у немцев, но они, наверняка, были выше советских. Недаром же мы депортировали десятки народностей в места, негодные для проживания сразу же после освобождения территории от немцев. Одной из причин репрессий было снабжение немецкой армии продуктами сельского хозяйства.

Доказательством моих слов служат, как ни странно, наши советские фильмы. Вспомним наши советские фильмы о войне. Как там изображают немцев грабителей. Какими словами немцы обращаются при этом к русским женщинам? Самое распространённое слово это «матка». Матка, куры, яйца. А что вообще означает это слово «матка» в переводе на русский язык, какое оно имеет значение? Да это словечко из солдатского разговорника. Это польское слово, которое переводится на русский язык как уважительное «мамаша». Уважительный смысл у этого слова, уважительный. Но дело не в оккупантах. Когда я читал это стихотворение, то думал не о них, а о наших продотрядах, которые действительно отбирали у крестьян всю провизию подчистую. В двадцатых годах. Продразвёрстка. Вот это был действительно узаконенный коммунистами грабёж

А ведь это не единственное стихотворение, которое, как бы осуждая врага, вместе с тем несёт и другой смысл, показывая именно советскую власть с негативной стороны.

Да что там говорить. Возьмём хотя бы это же стихотворение «Враги сожгли родную хату». Возвращается солдат домой, а там пепелище. А ведь это наши диверсанты сжигали все строения, если они располагались от линии фронта в двадцати, тридцати километрах. И это зимой. Именно этим и занималась, например, Зоя Космодемьянская. Под Москвой мы посылали на это дело детей пятнадцати шестнадцати лет. Тех детей, которых арестовало НКВД, когда они грабили в Москве магазины, когда в середине октября поднялась в столице паника. Этим мальчикам и девочкам, по советским законам полагался расстрел. Их потом и расстреляло НКВД, когда они возвращались с задания из-за линии фронта, где они в сорокаградусный мороз поджигали деревни. Да, убивали, именно поэтому и нет ни одного свидетеля из исполнителей этих диверсий. Ведь эти мальчики и девочки были носителями опасной информации. По этой же причине были умерщвлены все немецкие  офицеры той деревни, где была схвачена, кстати, местными жителями, Зоя Космодемьянская, едва только эта деревушка была вновь отбита у врага. Ведь, казалось бы, зачем убивать немецких следователей. Предъяви всему миру показания этих «выродков», покажи всему миру мужественное поведение советской диверсантки. Покажи всему миру следственное дело диверсантки. Но, нет. Ничего не было предъявлено миру. Просто объявили девчонку героем и всё. А почему же поступили столь необдуманно? Может быть потому, что на допросе Космодемьянская дала показания о том, кто она и с какой целью её заслали за линию фронта? Может быть, потому уничтожили немецких следователей и следственные документы, что из них явствовало, что Космодемьянскую задержали сами местные жители. Кому же хочется в сорокаградусный мороз оказаться на улице, да ещё с детьми. Именно поэтому и о местных жителях этой деревни нигде ничего нельзя узнать до сегодняшнего дня. А это означает одно, сами крестьяне были взяты в оборот ребятами из НКВД по освобождении деревни.

Вообще в советской литературе лицемерия пруд пруди. У Исаковского это лицемерие проявляется особенно заметно в любовной лирике. Обычно в его стихах парень очень несмелый. Девушка чиста и наивна. И это стихи тридцатых годов? Смешно! Почему смешно. Да ведь только-только закончилась гражданская война, где женщин просто насиловали. Об этом достаточно полно написано и у Бабеля и у Фурманова, да мало ли у кого из советских писателей. В ходу была одобряемая коммунистами теория «стакана воды». В некоторых областях страны во время революции коммунисты вообще обобществляли женщин. Объявляли их всенародной собственностью. Вроде бы народом являются лишь мужчины, а вот женщины они лишь объект для народа. Да и потом, именно после революции, когда основная масса классово чуждых элементов была коммунистами уничтожена как класс, в стране вспыхнула эпидемия преступности. Это понятно. Промышленность разрушена, дефицит на всё страшенный. Ведь у нас и Гагарину политбюро после полёта в космос выделяло товары повседневного спроса, даже трусы. Его жене тоже были выданы несколько комплектов нижнего белья. А тут недавно прошла волна революции, оружия у населения пруд пруди, товаров нет. Конечно, преступность возросла, да ещё как возросла. В девяностых годах такого разора не было и то наши люди стали просто убивать друг друга. Все бордели мира заполонили проститутки из СССР. Вот и после нашей пресловутой социалистической революции преступность резко возросла. Школьники ходили в школу с наганами, занимались прямо в классах сексом. В общем, был полный бардак. Недаром советское правительство ввело полную уголовную ответственность с двенадцати лет. А у Исаковского по ночам молодёжь безбоязненно ходит, девушки чистые да невинные, парни несмелые, робкие. Нет, это не соответствовало действительности, но зато содержание стихов Исаковского вполне устраивало советскую власть.

Да, Исаковский всю жизнь подпевал коммунистической партии. Даже Есенина косвенно охаял. Тля, мол, и пьянь с «мёртвыми глазами». Но, каким бы слабым поэтом не был Исаковский, у него всё же было несколько вполне удачных стихотворений, стихотворений именно военного содержания, на которые написана музыка и которые стали вполне приличными песнями. Поэтому зря в сборник военной песни не включили произведения этого поэта. А то, что он воспевал Сталина и буквально лизал зад советской власти не должно служить помехой. Кто из советских поэтов не делал этого?