Кто они сегодняшние редакторы?

Анастасия Веселова
В предисловии хочу сказать, что данная статья будет интересна в первую очередь людям творческим, а именно писателям и поэтам, которые в силу сегодняшней реальности оказались в информационном вакууме и вынуждены реализовывать свои таланты порой «не там» и «не так».

Прошу всех помнить строки Нимёллера, ведь может статься, что, когда придут за вами, никого рядом уже не будет.

Прошу помнить о книге Ханны Арендт «Банальность Зла», в которой раскрывается суть сотворения огромного зла при элементарном, бездумном выполнении простых, мелких дел многими и многими.

Сегодняшними рыночными буднями творчество загнано в суровые рамки выгоды.
Подпитывается «Выгода» сильно просевшей в трясину вседозволенности морально-нравственной планкой, которую, иногда, выходя с очередных поэтических чтений или спектакля так и не можешь обнаружить, хоть и окунулся в грязь достаточно глубоко.

Мы часто слышим слова «Лишь бы не было войны». Устоявшееся восприятие этих слов – это бомбежки, голод, физические издевательства одних индивидуумов социума над другими.

Но разве могли еще 50 лет назад наши предки подумать, что сегодня, благодаря прогрессу, мы будем покупать воду в бутылках?
Простой пример, который показывает, как меняется характер тех или иных потребностей, а вместе с тем и спектр возникающих предложений.

Сегодня «Война» приобрела изощренные формы и способы уничтожения.

Прежде чем продолжить чтение необходимо понять и принять тот факт, что все мы на войне.
О различиях западной и восточной культур говорилось очень давно – задолго до СССР, когда нам ежедневно напоминали о капиталистическом противнике. Надо отметить, что многие в СССР посмеивались над такими предупреждениями. Посмотрите вокруг сегодня, хочется им сказать.

В летописях более тысячелетней давности можно найти свидетельства, когда славяне просто не понимали жестокости, безнравственности каких-либо неславянских агрессоров.

Почему не понимали? Потому что целенаправленно шло уничтожение информации о подобных различиях. Западу-агрессору всегда было выгодно, чтобы восток-жертва был не предупрежден, доверчив и податлив.

Еще в 1124 году Оттон Бамбергский описал, как прибыл к русичам и был удивлен их образованностью, искусностью в ремеслах, высотой моральных и нравственных принципов, выражавшихся даже в таком факте, как отсутствие замков на дверях и сундуках.

И вот, сегодня, когда мы досыта наелись западной культуры мне хочется спросить у людей-славян пишущих, говорящих со мной на одном языке, понимающих меня и приближенных к самой культуре-литературе, творческому процессу с ней связанному: по духу ли вам то, что происходит вокруг?!
Предполагаю, что многие ответят «нет». Но что мы сами делаем для того чтобы выразить это «нет»?

Сегодня многие и многие вынуждены участвовать в конкурсах, приносящих хоть какие-то дивиденды или заключать договора на постановку тех или иных спектаклей, роликов, шоу-программ, позволяющих окунуться в творческую атмосферу, выплеснуть бурлящие чувства и эмоции.

Вынуждены ли поступаться эти творческие личности морально-этическими нормами присущими востоку в угоду западу?

Ответьте себе на этот вопрос, и вы поймете почему так много негатива в кругах культурных. В кругах людей чувствительных, с тонкой организацией души любая шероховатость воспринимается остро. Остро воспринимаются несоответствия представлениям и фактам, что как ни странно ведет к изменению представлений, а не борьбе с неприемлемыми фактами.
Почему?

Потому, что мы в понятие «Война» вкладываем более узкий смысл с физическими истязаниями и бомбежками, а не тот, который уничтожает нас сегодня.
Мы считаем возможным изменить моральную планку, стиль, правила русского языка ради «Выгоды» те ради выживания, денег, реализации.

Вспомним слова главного героя эсэсовца Адольфа Эйхмана, ответственного за смерти тысяч людей, из книги Ханны Арендт «Банальность Зла» представленной во вступлении: «Я был обязан выполнять правила войны и служил своему знамени».

Не находите общее между пишущими сегодня в силу необходимости, которую диктует время?!
Не потому ли, что общее очевидно и вокруг массы пишут в угоду-по потребностям мы и не имеем сегодня литературных гениев? Нет Некрасовых, Толстых, Достоевских...

А как же было раньше? Откуда появлялись литературные глыбы, которыми мы восхищаемся сегодня? Наверно у них-то было другое время – проще, легче?

Некрасов – сын властного и жесткого помещика в 18 лет покидает имение с одной лишь тетрадкой стихов. Отец к нему суров и никакой помощи сыну не оказывает. Несколько лет парень трудится «литературным негром», но к отцу за помощью не обращается. Через 6 лет ему удается написать в соавторстве удачный двухтомник, выручка от которого позволяет в 1846г выкупить права на издание журнала «Современник».

В нем Некрасов предстает редактором до того времени никому не известного типа – редактор просветитель. Он продвигает демократические идеи, поднимает вопрос о необходимости отмены крепостного права. Не только в творчестве Некрасов расширяет литературный горизонт знакомя читателей с героями простыми, необремененными титулами и званиями, которым до того «вход в литературу был закрыт», но и твердо держит это направление в редакторской деятельности.
Гончаров, Достоевский, Тютчев, Салтыков-Щедрин и многие менее известные писатели, и поэты были открыты именно Некрасовым. Белинский печатал свои статьи в «Современнике». Лев Толстой печатался в «Современнике» в то время, как его рукописи нигде не принимали.

В тоже самое время Некрасов писал о себе:
«Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;»

Какая самокритичность в этих словах!  Какая строгость к себе и одновременно честность, грозящая вылиться негативом на самого Некрасова, ведь, такое признание «на руку» отцу поэта, считавшему бумагомарательство пустым, недостойным делом. «На руку» тем, кто состоял в аппозиции к поэту и издателю. Их было очень много по той простой причине, что Некрасов по сути бросил вызов времени, разрушал устоявшиеся литературные нормы и правила, обрамленные в рамки узкого высшего света. И мы понимаем, что соперником ему было отнюдь не беспомощное и безграмотное общество.

Некрасов понимал значимость своей деятельности и одновременно понимал, что без помощи многие талантливые люди просто не смогут заявить о себе. Вспомним строки из всем известного стихотворения «Элегия»:

«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди!»

Писатель, критик, редактор, поэт Некрасов посвятил себя народу. Нельзя не отметить тот факт, что эти строки великого русского писателя являются противоположными другим известным строкам великого поэта Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа».

Да, Пушкин великий поэт и сам Некрасов это подчеркивал, но кого открыл Пушкин?
Себя.

А сколько замечательных авторов открыл миру Некрасов? Множество!
Сколько можно написать о Толстом! О Достоевском!

Говоря о Достоевском стоит упомянуть тот факт, что, произнося речь у гроба Некрасова он поставил своего современника в ряд великих после Пушкина и Лермонтова, а толпа в ответ загудела «Бери выше! Некрасов выше Пушкина!».

Так же стоит упомянуть тот факт, что вдова Некрасова никогда не кичилась своей близостью к великому русскому писателю и жила очень скромно, отказавшись от всего что ей полагалось по статусу. Напомнила о своем звании лишь однажды – во время террора в 1905г евреев в Киеве. Преграждая путь обезумевшим националистам, она вышла со священником на улицу, и террористы ехидно поинтересовались кто она такая смелая, на что Зинаида Николаевна ответила «Я вдова Некрасова» и толпа разошлась.

Легко ли было Некрасову быть поэтом, редактором, служителем народа?
Сыну помещика куда проще было по западным меркам управлять и властвовать имением, чем идти на бой за народ, за справедливость, за литературу, таланты…за все то, что мы сегодня называем восточными морально-этическими нормами.
Обратите внимание, что еще в 1845г Некрасов уже видел многомерность слова «Война».

Так почему сегодня мы забываем о своей такой близкой истории?
Кто сегодня у нас в редакторах?
Кому, куда мы несем свои произведения?
Сегодня как никогда назрел вопрос «Запад или восток?»!
Кто для нас сегодня пример: пишущие о несвойственных восточной культуре низовых и часто аморальных (для славян, но не для многих остальных) вещах, тенденциях и поступках?
Куда – к каким рубежам мы движемся или сдаем собственные не понимая то, что понимал Некрасов почти 200 лет назад?
Как вы думаете, многие ли сегодняшние редакторы, раздающие путевки в печатные издания и бумажки с надписью «Лауреат» могут без стыда возложить цветы на могилу Некрасова?

Сегодняшняя реальность нам диктует свои законы.
Литература, как и творчество в целом широко раздвинули рамки мировосприятия и мироощущения. Многообразием жанров и языковой палитры можно восхищаться, но к сожалению рычагом к написанию этой статьи послужило не восхищение буднями современной культуры.

Я вижу, что сегодня, перед людьми, владеющими словом, стоит главная задача – сохранение морально-этических норм славянского общества.

Да, есть жанры где допустимы определенные выражения, есть герои, которые требуют определенного лексического наполнения, но вместе с тем нельзя забывать основные литературные принципы все это должны окружать идея, архитектоника и мн др чему нас учит великая школа наших-русских и вместе с тем мировых глыб литературы.

Как ни печально, но в окончании статьи хочу сказать несколько слов о собственных наблюдениях за происходящим на многих СМИ и известных в интернете конкурсных площадках.

Такие пороки как самооправдание, гордыня, самовеличие и самолюбие сегодняшними редакторами на них возведены в высшую степень почитания.

Легко можно найти такие диагнозы от «редакторов» как «вам еще рано к нам» или «вы это слишком мелко для нас»… Так покажите своих Толстых и Достоевских хочется сказать таким редакторам!

Нет. Нет Некрасовых-редакторов и возможно где-то прозябают Толстые и Достоевские получив «это не наш уровень» от «редакторов» нынешних.

Вот так - глядя с высоты исторических фактов из жизни великого русского человека Некрасова я смотрю на происходящее сегодня в литературе и хочу обратиться к согражданам по перу:

Помните о борьбе наших предков, не поддавайтесь сиюминутным желаниям написать «как там принято и модно», а пишущим во Имя и во Благо желаю терпения и мудрости.

Постоянное место публикации http://www.proza.ru/2017/02/10/1811