О добре

Михаил Шамин
     Что есть добро? Это всё созидающее и жизнеутверждающее, хорошее и полезное. Такая формулировка применима ко всему живому: к отдельной живности  и  экосистеме, к человеку и целому государству, как биосистеме.
      Под добром для человека подразумевает многое. Добра, т. е. хорошего и полезного, человеку для жизнедеятельности и обретения счастья требуется много и разного.  При этом, у каждого, в зависимости от возраста, от  того, что для счастья есть и чего пока не достаёт, набор необходимого добра свой, и входит туда то, что удовлетворяет его потребности или способствует этому.  Это  наличие полезных и необходимых вещей и источников существования (работа, бизнес), это и ум, красота, здоровье, семья, достойное общественное положение, полезная  информация, хорошая музыка,  востребованность в обществе и возможность реализации своих способностей и т.д.
      Каждый сам знает, чего ему не хватает, знают все и откуда оно берётся и как достаётся, поэтому читать об этом было бы не интересно.  А вот как без труда вынуть рыбку из пруда, или получить тайные знания о том,  как разом покончить со всеми своими проблемами – это да, о чуде всегда мечтали и мечтают. Наши предки мечтали о манне небесной, помощи ангелов хранителей и самого Господа, когда надеяться было больше не на кого.
      Мечтали и о бескорыстной помощи окружающих, их добром к себе отношении, и хотели, чтобы добрые отношения вообще были нормой поведения.
      И вот, разговор дальше пойдёт именно об этом "чуде", об этом важнейшем  из необходимого человеку «ассортимента»  добра - добром отношение окружающих,  о бескорыстии во взаимоотношениях, об условиях и причинах их проявления.
      Под этим имеется в виду следующее:  доброе слово, участие, защита, совет и передача опыта, помощь делом и материальная помощь, и всё, разумеется, бескорыстно.
      Делать доброе в кругу родных и близких, это потребность и даже обязанность, это на уровне инстинкта, от того, что ощущаем в близком как бы продолжение себя. Такие отношения нам важны и нужны. Хотя бывают и не всегда, и это «не всегда» осуждается.
       Но дальше будут рассматриваться добрые отношения между теми, кто друг другу не родственники. Добрые отношения нам с ними не менее важны, особенно ежели рядом проживаем, если имеются общие интересы, но с чужими они природой не запрограммированы (по её «программе» мы соперники). Поэтому, если добрые отношения с не роднёй бывают «не всегда», то об этом лишь сожалеют, а не возмущаются. Не запрограммированы, но всё же имеют место - жизнь заставляет. Людей ведь помимо родственных уз сплачивает, роднит общее дело, общее горе, общий враг, одиночество. В таких ситуациях люди становятся друзьями, и роднее родных порой.
     Сразу отметим, в кругу близких (родственники и с кем сроднились) доброе творится как бы само собой, особо не задумываясь - так надо, а между посторонними уже осознано, с умыслом. Если с близким, то добром не считается (обязанность), если с чужими, тогда добро (т. к. не обязаны).

       Итак, взаимоотношения между не роднёй. Для достижения своих целей, люди используют грубую и ласковую агрессию, это на уровне инстинкта, а при  развитом интеллекте, то есть уже на сознательном уровне, усиливают её хитростью и расчётливостью. Если кто ласкается, задабривает, значит, чего-то хочет от тебя, значит, преследуется какая-то корысть. Можно ли считать, что в таких случаях свершается добро? Нет, когда, задабривая, извлекается для себя корысть, в миру это за доброе дело не считается.  Это называется я тебе – ты мне. Когда же делается  доброе бескорыстно, вот тогда это уже добро, и считается оно истинным. Вот им и займёмся, поищем его в житейских коллизиях.
      Говоря о бескорыстии, обычно подразумевается отсутствии материальной выгоды. прямой или косвенной, в ответ за содеянное доброе дело. Но кроме материальной есть ещё морально психологическая заинтересованность. То есть, бескорыстно якобы помогая в чём-то людям словом ли, делом, подачкой, человек при этом вольно или невольно стремится к психологическому комфорту. То есть, надеется, что в ответ за доброту его станут уважать, чем-то  будут обязаны,  при случае могут выручить, защитить и, вообще, станут не опасны, зла не сотворят. Подсознательно, но бывает и сознательно,  таким путём сажают человечка на «крючок добра», и истинность такого добра, конечно, спорна.
       Имеет место всё же абсолютно бескорыстное, даже в ущерб себе, стремление  помочь малому и слабому, больному и беззащитному человеку и вообще всему живому. Это врождённый инстинкт, инстинкт сохранения  Жизни Земной и, заодно, себя в ней. Такое развито особенно у педагогов от бога, вкладывающих умное и доброе в детские головки, у врачевателей. Встречается такое и у животных, вскармливающих чужих детёнышей. Геройские поступки из того же разряда. Такое добро уже действительно истинное.
      Теперь о добродетели, исходящей от любящего. Любовь, она разная.  Когда мы любим кого-то,  мы идём с добром к этому источнику утехи для нас (духовной или физической)в надежде желанную утеху получить или продлить её, или отблагодарить за всё хорошее. Пожалуй, такое добро в целом можно считать истинным.
     Но есть любовь от действия гормонов природой придуманная для осуществления продления рода. Такие влюблённые готовы бескорыстно осчастливить объект любви и весь мир заодно.  Это психологическая  подготовка для  надёжного соития и создание благоприятных условий для выхаживания возможного потомства.  Если в результате этой любви родится дитё, значит, сотворилось добро. самое истинное. Однако попутно и расчётливости немало бывает  в этой гормональной любви, то есть, свершается добро с примесью корысти. Что поделаешь?  Всё не просто, всё так сложно в жизни нашей, не разложишь всё по полочкам.

   А вот ещё такое добро имеет место, если сделаешь кому хорошо и видишь, что ему хорошо, то и тебе становится хорошо – такая вот психология. Эмоции, настроения ведь передаются окружающим. Так и поётся: "Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся". 
    Хорошо нам и тогда, когда кругом всё ладненько и складненько, никто не мучается, не страдает и в природе порядок, тогда и тебе спокойно. Так почему же не посодействовать этому добрым делом? Это тот же эффект улыбки. Сам себе создаёшь настроение, успокоение, обретаешь чувство безопасности посредством улыбки и здрасте.
    Мудрый, если ему неймётся, старается делать бескорыстное доброе ненавязчиво, ибо не сотворишь добра – не наживёшь врага. Врага хотя бы  потому, что облагодетельствованный зачастую не хочет попасть в зависимость  к благодетелю (на крючок добра, то есть), а завистник со стороны посчитает, что доброхот ищет дешёвого авторитета, и обольёт грязью. А так, тихонечко сделал доброе и самоутвердился, не зря, мол, живу, зачтётся где-нибудь.

    Встречается и такое бескорыстие: человек, особенно к старости, инстинктивно стремится оставить о себе добрую память и, таким образом, как бы обеспечить себе бессмертие,  и потому склонен к деянию бескорыстного добра. Поэтому и спешат престарелые делать добрые дела, когда жить осталось  не много.  Подобным озабочены и некоторые богатенькие, Имеются в виду меценаты,  жертвователи сиротам, а кто-то жертвует храму, надеясь, что на том свете ему зачтётся.   
    Можно сказать, что с возрастом у человека начинает проявляться потребность в творении людям добра бескорыстного, и она естественна. Так человек подспудно готовится к бессмертию. Ведь если оно и есть, то только в памяти живущих - ты жив, пока тебя помнят. И надгробия потому ставятся, чтобы как бы продлить память об ушедшем, памятник вспоминать заставляет.

      Есть ещё такое явление, а именно, общественные деятели, политики, заявляющие о желании служить народу верой и правдой не щадя живота своего. Но это всё от лукавого, все их намерения обычно кончаются, когда доходит дело до дела. Хотя были и настоящие подвижники, они из когорты беззаветных героев, просветителей и врачевателей. А у обычных общественных деятелей (вожаков и атаманов) это скорее такой способ существования.

        Людей обычно делят на добрых и злых.  Кто такой добрый и что есть его доброта? Это человек отзывчивый, настроенный делать людям добро. По крайней мере, не делать зла, а это уже своего рода добро. А кто может позволить себе быть добрым? Сильный человек. Необязательно физически, но смелый, умный, жизнелюбивый. Ему конфронтация ни к чему, он предпочитает иметь друзей, чтобы вместе быть от этого сильнее и надёжнее стоить своё бытие. И он это понимает и стремится к тому, чтобы ему и окружающим было хорошо.
     Это пример осознанной доброты. И истинности в ней столько, сколько бескорыстия.

      Так называемое истинное, или якобы бескорыстное добро,  в человеческих взаимоотношениях, даже среди близких, встречается всё же не так часто. Человек слаб и умом несовершенен, поэтому сознание его, как правило, определяется желанием жить, при том не хуже других, а это к бескорыстию не подталкивает.
      Однако пастыри призывают к тотальной беспричинной взаимной любви, жертвенности  и добродетели. Религиозные мудрецы, уловивши момент, что любящий добреет и вообще делается этаким расхорошим, решили воспользоваться этим, и стали понуждать паству любить воображаемого Бога и в угоду ему возлюбить ещё ближнего своего: вот люби — и всё, а то Бог осерчает. Некую эрзац любовь из себя выдавливать понуждают для улучшения человечьих взаимоотношений. Но тщетно, намерение хорошее, но помогает мало. Искренности в такой любви нет.
     Общественно-экономические отношения попы не учитывают, не хотят признавать, что человек рождается животным и бытие определяет  его сознание   больше, чем запугивание Богом и призывы возлюбить всякого как самого себя. Не учитывают они так же, что взаимоотношения, основанные на беспричинной взаимной  добродетельности, полюбовности между людьми, особенно если они чужие друг другу и ничем не связаны, это неестественно, так как по природе своей они соперники.
   
     Не стоит надеяться на добро от сильных мира сего (мол, делиться станут), на меценатов, на жертвователей, надеяться на воображаемого бога - всё это так ненадёжно.
     Надо выстраивать общественно экономические отношения так, чтобы людям не было причин делать друг другу зло, чтобы благополучие окружающих было залогом благополучия твоего, и наоборот.
    При частнособственничестве такого не достичь, оно разобщает, сеет вражду, даже среди близких.