деяния. Из пророков в арестанты

Станислав Снейк 2
из пророков в арестанты
-53-
А Иисус с учениками по земле  скитался:
То Сирия, то Палестина, то Ливан…
Возможно, даже далее Багдада забирался,
Вцепившись словно клещ, в попутный караван.
-54-
Легко цеплялась эта шайка прохиндеев
К обозу или каравану – ну не гнать же их взашей,
И даже, захотев прогнать, не вдруг-то и сумеешь –
Терпи, корми, хоть и паскудно на душе,
И дорого обходится прокорм такой оравы.
(Покушать и испить мы все не дураки,
А особливо, кто себя считает вправе
Нас поучать, желаньям нашим вопреки.)
-55-
На первый взгляд – решал лишь глупый случай:
Куда стопы свои направит наш герой.
Но если присмотреться чуть получше –
Не всё так просто, как нам кажется порой…
Явить народу чудо: только силой слова
Излечивать увечных, мёртвых воскрешать
Весьма непросто –  чтобы чудо подготовить,
За дело браться следует серьезно, не спеша.
-56-
За Иисуса подготовкой всех чудесных исцелений,
Через своих людей Каифа занимался.
Отнюдь не потому, что Иисус, поддавшись лени,
Мог что-то упустить – Каифа опасался
Лишь одного, что жизни Иисусовой не хватит
На проповеди из-за всяких мелочей.
Разумней золота поболее истратить –
Пускай другие лишний раз не спят ночей,
Готовя для пророка чудеса по городам и весям.
И если вдруг обман откроется случайно, принародно,
То не мессию захотят побить камнями, иль повесить…
И пусть казнят –  знать богу так угодно…
Так ли… иначе… а развлечься следует народу,
И чем не повод – пойманный с поличным шарлатан? –
Повесят ли его, иль, выпоров кнутом, отпустят на свободу,
Не в этом суть, и логика проста:
Придет пророк и пожалеет бедолагу,
И укротит народ смиренным словом.
Конфликт для проповеди не во вред – во благо,
Коль для другого чуда всё давно готово.
-57-
В те времена, доподлинно известно,
За «легким хлебом», что дается без труда,
Бродили многие, в ком совести и чести,
Как ни старайтесь – не найдёте и следа…
А среди них всегда есть ложные калеки,
Которых подкупить достаточно легко.
Перед толпою лжеслепой откроет веки,
А лжехромой расстанется с клюкой
И пустится плясать под песню лженемого,
Что слух и речи дар обрёл великим чудом…
А нужно для таких чудес совсем немного:
Горсть серебра перед «калекой» высыпать на блюдо…
-58-
Знал Иисус: куда идти и чудо где, какое
Свершить ему придётся пред толпой.
А потому он был всегда спокоен,
На этот счёт: хромой или слепой,
Иль бесноватый ложный есть всегда в запасе,
И напрягаться, думая о чуде, не резон:
Придет пророк, и сразу стихнут страсти,
И взоры затуманятся умильною слезой.
-59-
«Но чтобы святости твоей поверили простолюдины,
Не требуй платы за лечение, предложат – не бери,
Кричи: «Так бог велит, для бога все едины,
Но более любезны нищие – они чисты внутри,
Особенно когда недугом скорбно тело»
 – Так Иисус в пути апостолов учил…
… («Чудесно» исцелить – совсем простое дело,
Конечно, если ты здорового лечил).
-60-
Но рано или поздно, как вещают сказки,
А все пути-дороги  нас «приводят в Рим».
Так Иисус, толпой прославлен и обласкан,
Надумал положить конец скитаниям своим…
Сказать по правде – он устал скитаться –
Давно пора от странствий отдохнуть
И в тишине библиотеки отчитаться
Перед историей за свой нелёгкий, долгий путь.
-61-
К тому добавим: Иисусу в этот «вечный город»
Попасть хотелось меньше, чем на эшафот –
Закон там строг – с ним бесполезно спорить,
И в чудеса не верит тамошний народ.
Да и на выходцев из Иудеи смотрит косо:
Не по нутру ему менялы и ростовщики –
За счастье почитай, когда в тюрьму не бросят…
Нет, в Рим тащиться как-то не с руки…
И ежели придётся угодить в темницу,
То лучше в иудейскую пусть приведёт судьба,
Здесь хоть Каифа сможет заступиться,
А в Риме участи галерного раба…
Не избежать, как ты там ни старайся,
Коль доведется за решетку угодить.
Ну а в тюрьме… хоть кайся, хоть ругайся –
Познаешь рабства горькие плоды.
Так, размышляя о тюремных перспективах,
Вел Иисус учеников своих в Ершалаим.
Он должен был попасть в тюрьму эффектно и красиво,
Так, чтобы каждый захотел последовать за ним…
-62-
(ТЮРЬМА… как много в этом скорбном доме
Великих тайн скрывается от нас:
Её решётки, стены, двери многих помнят,
Из тех, кто угодил сюда в недобрый час.
…Тюрьма, сума… – от них не зарекайся –
Кто знает наперёд: куда свернёт  судьба…?
 – Возможно завтра, изловив как зайца,
Запрут в узилище меня или тебя.
И небеса в орнаменте решётки
Покажутся с овчинку шириной…
В тюрьму, мой друг читатель, путь короткий,
Широкий и до безобразия прямой
Для всех поверивших в романтику острога.
Но путь, ведущий из тюрьмы, извилист и непрост…
Конечно, есть прямая и короткая дорога,
Но не на волю приведёт она, а на погост.
И если нам куда спешить не стоит,
Так это за решётку, и недаром говорят:
«Всегда, везде на совесть тюрьмы строят,
А потому тюрьма крепка. …Да только кто ей рад…?»)
-63-
…Как ни крути, а без тюремных приключений
Пророки не уходят на покой.
И будь пророк, какой угодно гений,
Он не придумает уловки, никакой,
Чтобы уйти от дел, сей «скорби храм» минуя.
Тщета и суета – пытаться обойти
Закон природы – трата сил впустую –
Иного у пророка и не может быть пути.
-64-
В тюрьму… но вот в чём парадокс житейский:
Так просто, ни за что, без повода в тюрьму
Не попадёшь, не совершив злодейства,
Пусть даже малого – не пустят, не возьмут…
Конечно, можно попросту нахулиганить,
Но тяжек мелких правонарушителей удел:
Кнутами обдерут, не спрашивая званий,
Так, что не сможешь долго после этого сидеть,
Да и погонят прочь из города как шелудивую собаку –
Одним потеха, назидание другим…
А над развенчанным пророком рад смеяться всякий,
От царедворца, до последнего слуги…
-65-
…И вот вооружившись пальмовою веткой,
На смирном ослике, в сопровождении учеников,
Наш Иисус  въезжает на рассвете
В Ершалаим. Ворота широко
Открыты – скоро Пасха – светлый праздник.
На храмовых ступенях торжище шумит…
Но что задумал наш святой проказник? –
Как в этот раз толпу он вразумит…?
Какое чудо сотворит перед народом,
Что скажет в проповеди, обличит ли он кого…?
На площади зеваки колобродят,
Растет толпа… Народ уже бегом
По улочкам кривым спешит пробиться к храму,
Боясь к началу действа опоздать –
Триумфа пришлого пророка не увидеть, или срама…
Течёт по улицам толпа как мутная вода.
-66-
 …В сопровождении апостолов на площадь
Ступает Иисус и, поднимаясь по ступеням,
Вещает так, чтоб сразу огорошить
Присутствующих небывалым откровеньем:
«Кто вы? – я спрашиваю – разве вы народ? –
Златой телец – ваш бог, и дьявол – ваш отец,
А храм ваш – торжище… Сребролюбивый сброд,
Я к вам пришел, чтоб положить конец
Бесчинствам вашим, изначально нечестивым.
Алтарь ваш разобью, храм алчности разрушу,
И за три дня храм чистый и красивый
Воздвигну в просветлённых ваших душах…
Нет бога в храме каменном – для бога храм – душа,
А этот храм из камня – место для молитвы,
Где сможет человек молиться не спеша,
Когда душа вдруг стала полем битвы
Меж пагубой душевной и добром.
Менял и торгашей от храма прочь гоните,
В прах под ногами сыпьте серебро,
И алчность изгоняйте из души усердною молитвой».
-67-
…И распалившись, Иисус крушил столы менял
Так вдохновенно, что толпа упала на колени –
Подобного погрома град Ершалаим ещё не знал –
Звенели золото и серебро по каменным ступеням…
-68-
Так Иисус, коль скоро летописец нам не врёт,
Стал проповедовать в Ершалаиме.
За ним всегда тащился толпами народ,
А нищие всемерно прославляли имя
Пророка нового, чьи проповеди и деянья,
Для падших, как целебный на душу бальзам,
Желаннее любого подаянья.
Но вот менялы попадаться на глаза
Пророку новому теперь уже боялись –
Погром у храма был на памяти у всех –
Когда они свои убытки подсчитали,
Надолго в их домах умолк весёлый смех.
-69-
И так в столице Иисус бесчинствовал неделю:
То подбивал толпу на бунт, то снова усмирял,
И жителям Ершалаима это всё изрядно надоело,
А вскоре слух о нём дошёл и до царя…
-70-
Над чем народ не властен – царская забота:
Спокойствие страны беречь положено царям.
Пусть даже дрязги разбирать и недосуг, и неохота,
Но если кто-то захотел разрушить храм…
Или единство веры вдруг поколебать надумал,
Того упрятать лучше сразу же в острог,
Без лишних разбирательств и без шума,
Подальше от греха, чтоб бунтовать не мог.
И лишь потом, всё кропотливо разобрав и взвесив,
Примерно наказать смутьяна, если виноват.
Бывают случаи, когда хмельной повеса
Изрядно начудит – дурная голова,
А утром вспомнить сам никак не может:
О чем кричал перед толпой и призывал к чему –
Не вешать же его на крест с похмельной рожей,
И не рубить, не разобравшись, голову ему…
-71-
Так шалости и шутки Иисуса, вскоре,
В тюрьму и привели его (как он того желал).
Чтобы святую пасху без волнений встретил город,
Смутьян был арестован – вот и все дела…
Пилат – тогдашний прокуратор Иудеи
Вполне разумно рассудил: «Не проливая крови
Имеют право праздник свой отметить и евреи.
(Как, впрочем, и любой другой народ, добавим к слову).
А как с пророком буйным быть? –
Царь и Каифа пусть решат, закон не забывая –
Пускай казнят, когда найдут за что казнить,
А прокуратор «руки умывает».
-72-
Пилат был воином и казней не любил,
Он много крови повидал в походах разных,
В азарте боя сам любого бы убил,
Но в жизни ничего не знал гнусней публичной казни…
___________________________________

Эпилог

Подведена черта – пора закончить повесть.
Мой друг читатель, ты меня поймёшь –
Я оборвал её на полумысли и на полуслове,
Чтоб между строк не затесалась злая ложь.
А чем закончилась история пророка Иисуса? –
Об этом в Библии читай – у Марка или у Луки,
Там все описано подробно и весьма искусно,
Но верить не спеши – их рассуждения легки,
И не поручится никто за полную правдивость
Всего написанного ими, или же с их слов.
…А если переврано что, так это и не диво –
За два тысячелетия случиться всякое могло:
Всяк человечек по себе работу ищет,
Когда не может предаваться жизни праздной:
Одни историю творят, другие – пишут,
А третьи – подчищать и переписывать горазды.