Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево

Ида Замирская
 «Как будто жизнь качнётся вправо, качнувшись влево…»

Да. Взор его совсем потух. Но внутри по-прежнему горел  пытливый огонёк. Руки ничуть не постарели.Пальцы были длинные, прямые, по-детски розовые со стороны ладони. Он любил разминать их, делать тайский массаж. Бывало,  за день он успевал сделать подобный массаж по нескольку раз. А что, очень удобно…сидишь ли на скамье,едешь ли в транспорте или идёшь по улице - руки всегда в работе. В напряжении.И только сидя за столом, он позволял им отдохнуть.  И сам он, казалось, дремал. Однако это  было совершенно не так. Вытянув перед собой красивые руки, он вспоминал прошлое.  Вот он сидит на подводе, которая везёт всю семью на восток. В чужую сторону. Время репрессий. В руках карандаш и лист бумаги. Но рука пишет не жалобу или донос.Рука рисует ноты: пустой, не закрашенный кружочек и палочка слева. Половинная нота. А вот и восьмые с завитушками. Ему нравилось отпускать восьмые на волю.Он тогда летели, звенели, порхали.  Ни одна из пяти линий нотного стана не может удержать их. Душа летает на свободе!

Первое приглашение дирижировать оркестром. В репертуаре -редкая музыка, которую он инструментовал по манускриптам. А манускрипты величайшего композитора своего времени приходилось искать по всей Европе…
Потянуло сквозняком. Это Елена распахнула дверь и  легко вспорхнула в комнату. Бабочка. Так он её и называл. Радость в её глазах казалось вечной. Когда-то ему понадобилось немало усилий, чтобы взращивать её, воздвигать, лелеять, пестовать для своего же собственного вдохновения. Музыканту и дирижёру вдохновение необходимо как Счастье, как Жизнь. Как  поздно…как поздно она пришла…но сразу околдовала. И теперь он не просто мог  греться в лучах её искрящихся глаз. Теперь его зачарованные руки тоже колдовали. На сцене. За дирижёрским пультом. Они тоже пророчили, приводили в трепет, снимали хроническую усталость,  уводили в идиллический покой или взрывали пространство.
 В голове зазвучала Симфония, над которой он работал, и он  сразу вспомнил о своём первом свидании с нею.
 Елена принесла ему вишни, совсем немного, в полиэтиленовом пакете. Они остановились перед музыкальным фонтаном. «Хочу накормить Вас».  Взгляды встретились и засветились радостью знакомства и общения. Его голова пылала, горела от  мыслей, буквально проглатывающих  всё его существо в момент работы над новой симфонией. И отдых был бы самой настоящей панацеей. Но он не умел расслабляться.  Причудливые формы декоративных деревьев, отблески солнца, жадно припавшего к воде,  и фонтаном хлынувшие чувства, сдавившие грудь и напрасно искавшие выхода,- всё это легло в основу созданного  им в тот период вокального цикла с необычным названием « Две ноты, взятые одновременно». Этот цикл он посвятил Елене, обладательнице нежного и мягкого сопрано. Своим необычайно добрым нравом  она создавала в доме тёплую атмосферу какого-то особенного уюта и поддерживала в нём самом огонь Творца…
Его рука внезапно поднялась над столом, описывая плавную и гибкую линию мелодии, качнулась влево, вправо и… опустилась. Как просто и легко дирижировать, когда ты окрылён мечтой…
Разбудил его голос Елены: «Милый, продолжай…Я никогда не устану петь для тебя».

Худ. Гия Бугадзе

https://www.youtube.com/watch?v=AXaOz4E48rY
Barshai Conducts Tchaikovsky Andante Contabile