Любовь - исцеляющая слепых

Иерей Рустик Лужинский
Московская Духовная Академия

Проповедь
Студента ПО РДС курса магистратуры Московской Духовной Академии
Лужинского Рустика,
предназначенная для произнесения в Покровском Академическом храме
на литургии
21 мая 2017 года
на тему: «Любовь как средство, отверзающее очи слепым»

Сергиев Посад.
2017 г.

   Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
   Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня Православная Церковь вспоминает об исцелении Господом слепорожденного и празднует память Святого Иоанна Богослова - Апостола Любви. Совсем не напрасно для нас в этот день совпала память двух этих событий. Чтобы сопоставить их постараемся внимательно вникнуть в то, что предлагает нам для Богослужебного чтения Матерь Церковь. Разберём связь четырёх Новозаветных текстов этого воскресного дня, использованных за богослужением.
В Евангелии на утрене читалось о том, как Мария Магдалина пришла ко гробу и когда увидела Спасителя то не узнала Его: «Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» . На Литургии при чтении Апостола мы слышали повествование об исцелении Апостолом Павлом служанки прорицательницы, которая приносила доход своим господам: «Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» . На Литургии в Евангельском чтении о слепом мы слышали, как Спаситель исцелил слепорожденного и о том, как Господь нашёл исцелившегося и явил ему Себя в полноте, когда тот стал видеть: «Иисус, услышав, что выгнали его (исцелённого) вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».
   Давайте разберём какие аналогии прослеживается между этими Новозаветными текстами. Легко можно заметить, что во всех трёх повествованиях есть «слепые» люди, которые ничего не видят или не хотят видеть, одни телесно, а другие духовно. Например, в Евангельском повествовании с утрени Мария Магдалина не узнаёт Спасителя – не видит Его, духовные очи её закрыты. В повествовании Деяний Апостолов хозяева служанки не хотели видеть реальность духовного мира и держали в «заложниках» у нечистых духов свою служанку получая от этого выгоду и когда она была исцелена то в гневе ввергают Апостолов в темницу. В повествовании Евангелия на Литургии перед нами возникает образ исцелённого слепорожденного и иудеев, которые были более слепы чем он. Возникает такое впечатление, что множество людей слепы и они совсем даже не стараются прозреть и увидеть реальный духовный мир, окружающий всех людей. Встают также вопросы видим ли мы с вами духовными очами или они также закрыты? И что же нам делать, чтобы прозреть?
   Чтобы разобраться с этими вопросами обратимся к четвёртому богослужебному тексту этого дня, это Евангелие от Иоанна. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же;но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» . Следует заметить, что, скорбя о Спасителе и забыв о себе, все, кто там был видели Его и не были слепы. При Кресте произошло усыновление Божией Матерью Человечества в лице Апостола Иоанна Богослова. Это величайшее событие, после которого каждый человек может называть Пресвятую Богородицу – Мамой. Разве это не прозрение, разве это исцеление всего человечества от слепоты греха, ведь когда Сама Пречистая Богородица становится нашей Мамой, то разве можно грешить после этого, разве можно нам обретшим такой великий род Небожителей оскорблять Их своими делами или даже мыслями?!
   Дорогие отцы, братья и сестры, Святой Иоанн Богослов называется Апостолом Любви и это имя он заслужил вполне, ведь он горел ревностью по Богу. Спаситель, усыновив и передав человечество на попечение Пресвятой Богородице, этим, лишь напомнил нам, что мы Его дети и не можем отдаваться во власть греха - диаволу, ибо этим мы отлучаем сами себя от Бога и становимся слепыми. В послании Апостола Иакова говорится: «До ревности любит дух, живущий в нас» , и если мы, не будем подражать Апостолу Иоанну Богослову в ревностной любви к Богу, то обречём сами себя на вечную слепоту, т.к. только «чистые сердцем Бога узрят» и на Страшном суде мы не узнаем Господа т.к. никогда Его не видели по-настоящему в полноте. Мы же ослеплённые своей гордостью и грехами можем тогда потянутся к другому господину – диаволу с кем и можем остаться на веки в аду. Да не будет так! Пусть каждый из нас постарается очистить своё сердце в таинстве покаяния, чтобы с каждым разом всё лучше и лучше видеть Спасителя, дабы, когда наступит Судный день мы оказались среди зрячих праведников. Да поможет нам Господь, полюбить Его как любил Его Апостол любви - Иоанн Богослов, а те, кто по-настоящему любят те уже не боятся невзгод, трудностей и несчастий, ведь они видят Свет, а видящий идёт к свету, дабы явны были дела Его, ибо они в Боге соделаны. Аминь.