Повесть богатство

Нина Бородай
Повесть богатство.

Я помню из своего детства очень яркое событие. Мой отец Олейников Александр Дмитриевич пришел с фронта раненный. Он участник Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Мама рассказывала как она его лечила. Тогда по дворам после войны ходили в деревнях цыгане. И предлагали свои услуги, погадать или полечить. Один раз моя мама впустила цыганку домой. Та ей сразу сказала:"Твой мужик болеет, давай полечим". Мама согласилась. Только раньше ни у кого на деревне денег не было. Работали за трудодни и записывали в тетрадь сколько трудодней, и потом осенью на них выдава¬ли зерном - пшеницей и ячменем. Хочешь продавай на базар, а хочешь держи хозяйство. Отец держал хозяйство, птицу, корову, свиней, кролей и шесть овец.. Цыганка за лечение брала молоко из под коровы два раза в неделю, а зерно осенью, когда уберут урожай.
Как-то один раз отец и говорит: " В школу не пойдешь, наша очередь коров пасть". Все утром в пять часов выгоняли со двора коров в стадо. А перед этим мама всегда доила корову в четыре часов утра. Это стадо по одной или по две коровы со двора и пасли целый день в поле, на пастбище. Утром гнали коров в поле, за гору, в обед к речке на водопой. И обратно на пастбище. Когда коровы были на водопое, их приходили доить хозяева коров и теплое молоко несли домой. С водопоя опять гнали коров за гору, в поле. В стаде всегда насчитывалось коров тридцать, тридцать   пять. А вечером каждый житель деревни встречал свою корову, как кормилицу своего семейства. Пришло время отец поправился, вылечился. Цыганка ходила четко два раза в неделю, лечила и забирала сразу молоком. А наступила осень и приехали за пшеницей. Но они так постарались с пшеницей (заработали), что мама говорит, « А как ж мы теперь будем, зиму перезимуем? Нам почти ничего не осталось». Мама всегда приговаривала: «Теперь ты у них пойдя забери, пока тебя вылечила цыганка, все из дому вытащила». Отец у нас был гордый и никуда ни ходил.
Он всегда говорил: «Было б здоровье, богатство заработаем». Цыганка его поставила на ноги, он начал работать. На птицеферме сторожем работал, на овчарне сторожем работал, в Сельсовете сторожем работал. Один раз он меня взял с собой на работу в Сельсовет. Мать говорила: "Отнеси обед   отцу на работу". Я отнесла обед   а осталась до вечера с отцом в Сельсовете. На улице стояла жара, было лето. К полудни на небе собрались тучи и пошел дождь. Окна в Сельсовете были открыты, я стояла у окна и отец тоже. Между нами была розетка от радио и от лампочки. Отец стоял по одну сторону розетки, там был проход в другую комнату, а я стояла возле окна. И вдруг в окна медленно, медлен¬но стал влетать огненный шар, шаровая молния  чуть меньше резинового детского мячика. Приблизилась очень быстро. Отец говорил: «Не дыши, сделай так, как нырнула под воду, и сколько можешь не дыши. Я так и сделала. Молния проплыла медленно мимо меня и как ударила в розетку, в стене осталось черное пятно. Проплыла так близко, чуть ли не перед носом, не пятно, а дыра в стене. Везде сразу выбило электричество. Отец пошел за электриком, я сидела, ждала их. Электрик пришел и говорил: "Хорошо напряжение в сети было большое, и шаровая молния притянулась к сети, а если бы наоборот. " Но эта шаровая модная запомнилась надолго. К тому же эта цыганка, которая забрала много зерном . Мне хотелось ев увидеть и узнать о ней, что за человек? Как то летом , с утра собралась и пошла в соседний хутор «Сибилевка», Там как раз по рассказам сельчан в стоял табор цыган.  Пришла в соседний хутор. Издали увидела шатры цыган и костер, и лошадей. Смотрю, стоят брички, возле них кони, из нее видно только что скошенная трава, кони едят свежую траву. Вокруг костра сидят цыгане, кто прямо на земле, кто подстелил седло, и мужики, и дети, и женщины. Вокруг на бельевых веревках, привязанных к деревьям, висят постиранные вещи. Котелок большой, большое ведро - казан, висит над большим костром, на же¬лезных прутьях. И в этом казане варился суп. Весь воздух возле костра наполнялся вкусным   запахом еды. Дальше от костра сидела старая цыганка. Она брала колоду карт в руки и тасовала их, и что-то шептала на них. Волосы у нее были длинные, седые, заплетенные в косу и обвивали голову, как корона. И спросила: «Ты к кому?». Я ответила, что ищу тётю с черными волосами, красивыми глазами и молодую. Она сказала: «У нас все такие». И засмеялась так громка, что все цыгане обернулась и их радовала эта женщина своим сме¬хом. Правда в обед налили мне своего цыганского супа, вкусный суп с рыбой. Пока я обедала у них, старая цыганка расспрашивала, а что же ты ищешь  за богатство? Я ей сказала как цыганка вылечила отца и из дома вывезли почти весь хлеб-зерно, пшеницу. Она мне говорила: «Так его уже нет, вашего богатства. Вон видишь белая кобыла стоит у брички доедает ваше богатство». Я подошла к бричке и увидела белую толстую кобылу, которая должна скоро ожеребиться. И на дне брички осталось совсем мало пшеницы. Я посмотрела на кобылу, на цыганку и мне стадо ясно, что богатство - это хлеб, хлеб всему голова, и что скоро у этой белой кобылы будет маленький жеребенок. И это и есть богатство. И говорила старому цыгану: «Отвези дитятко домой на край села, а то кинутся, искать будут».  Старый цыган запряг молодого жеребца в бричку и довез до начала нашего села Дячкино, а дальше я пошла пешком. Вот такое событие я запомнила надолго. Мне тогда было всего десять лет.



04.05.2016 г.
ул. Вятская 53, кв.57
г. Ростов-на-Дону 344065
Бородай Нина Александровна