На Каменной горе

Любовь Александрова 5
     Часто ловлю себя на мысли о том, что даже во сне события развиваются в местах, где проходило моё детство. Об одном из таких мест и хотелось бы поведать тебе, мой читатель.
     Близ села Суворова, что расположилось на святой Дивеевской земле,  есть так называемая Каменная гора. С её вершины открывается прекрасный вид на село, на Храм Успения Пресвятой Богородицы. Не скажу, что в детстве я часто была предоставлена сама себе, но гостьей на этой горе была нередко. До сих пор диву даюсь – преодолеть расстояние более двух километров для ребёнка – не так уж и легко, но мне не было это в тягость. Да собственно чему удивляться, у детей энергии хоть отбавляй.
     За выселками пыльная, избитая стадом коров дорога проходила  вдоль тогда ещё полноводной  речки Пузёнки, потом уходила влево, в сторону сосновых посадок, мимо той самой горы. Здесь же разрабатывался песчаный карьер, а правее от урочища тянулась к соседнему селу Глухово священная дубовая роща Дубровая, с которой  связана своя легенда. Но не о ней сейчас речь.  На горе, в оврагах росла вкуснейшая ягода - клубника, которая вечно была кем-то обобрана до меня. Приходила в восторг, обнаружив пятачок неизмятой травы.  Раздвинешь её, а там… ягодка к ягодке,  крупная, сладкая…  До сих пор клубника – самая любимая ягода.
     Так вот, с незапамятных времён до сей поры покоится на вершине Каменной горы камень-валун. Скажу Вам, камень очень внушительных размеров, с естественным углублением посредине.  Ох, не нравилась мне эта корявость.  Хотелось, чтоб камень был гладкий и круглый, чтоб можно было прилечь на него всем своим маленьким тельцем, распластать руки, обнимая необъятное, и ощущать тепло, которое камень впитал в себя от ласковых лучей солнца.
      Если верить легенде, в валун превратился убиенный мальчик, стук сердца которого можно услышать и сейчас, приложившись к камню, а желобок  на  камне – не что иное, как поясок мальчика. Вроде как местные мужики злодеяние сотворили: цыганку с её мальчонкой убили, да закопали на горе под камнем. Вот и вырос он до таких размеров от крови невинно убиенных.  А уж так, или нет…
      По ту пору я ещё не знала об этой легенде. А вот про поверье, что под камнем скрыт родник необычайной силы, воды которого способны затопить весь мир, бабушка мне рассказала. Может быть из-за этого поверья, связанного с концом света  и назвали в народе урочище «Тот свет». Услышала я это название совсем недавно, чему была крайне удивлена. Думаю, что это была чья-то шутка, принятая этнологами за чистую монету.
      Помню, как я прикладывалась к камню и слушала звуки, напоминающие журчание ручья, только очень глухие, далёкие, едва различимые.  Разыгрывалась моя детская фантазия,  и я начинала представлять, как камень поднимают потоки вод и… Тут мне становилось страшно, и я убегала восвояси… Убегала, а через некоторое время опять возвращалась. Скажу, что камень всегда имел свойство притягивать к себе.  Сколько раз мои резвые по ту пору ноженьки в незатейливых сандалиях ступали на огромный валун, сколько раз мои руки ощущали его прохладу или тепло. Уже будучи замужем, живя, за триста вёрст от родных мест, неоднократно испытывала желание побывать на Каменной горе. Не пропадает это желание и сейчас.
      Помню я и то, что в одно из лет начала восьмидесятых годов (когда точно сказать не могу) жил на Каменной горе в самодельной ночлежке какой-то странный мужичок, неизвестно откуда взявшийся. То ли паломник, то ли  от дома отбился, то ли… В общем, для  местных – чудак, бродяга. Он-то и окопал валун, вручную выносил грунт и уложил его в виде холма.
      Своими глазами видела свежую, не тронутую ростками землю и ещё не прижившиеся, с поникшими веточками от недостатка влаги саженцы берёзок. Мы с бабушкой тогда за маслятами снарядились, ну и зашли на Каменную гору полюбопытствовать. Значит… к осени дело было, в сентябре...
      Не могу сказать, было это предположением, или утверждением, но со слов  бабушки курган был возведён в честь святого преподобного Серафима Саровского. Да и не удивительно. На земле, освящённой его подвижничеством, почитают как святыню и поклоняются немалому числу камней-валунов. Может и этот камень странник отнёс к их числу. К сожалению, надпись на табличке у насыпи время не пощадило
      Разрослись, разветвились ныне те берёзки, укрывая таинственный камень-валун от палящего знойного солнца, ветров и непогоды. Если честно, то открытое место мне нравилось больше. Оттого и испытала я небольшое чувство досады, глянув на многочисленные фото нынешних лет, пестрящие в интернете.  Хотя… может камню средь берёз покойнее?

Гора... На вековой вершине
Под сенью молодых берёз –
Валун... И с давних пор доныне
Волнует не один вопрос:
С каких времён, кто скажет смело,
И кем оставлен вековать?
Чьё сердце здесь окаменело,
Чей стук доселе не унять?
Взаправду ль силу вод скрывает,
Способных затопить весь мир?
Сакральный дух, что здесь витает,
Ответы знает... правда – с ним,
Кому во славу странник Божий
В поту лица возвёл курган...
В тени сквозистой в день погожий,
В плату ли в утренний туман,
Покоен камень. Шепчут травы,
Ветра поют ему псалмы
И вдаль уносят до дубравы…
И лишь с людьми о нём
                – немы...

(Фото из интернета. Благодарю.)