Вера и мифологическое мышление

Адела Василой
      Особенности мыслительных процессов разделяет людей на две явные категории, плохо понимающих друг друга. Первая категория - это люди-скептики по натуре, которые ничего не принимают на веру и любят докапываться самостоятельно до самых мельчайших деталей объекта или явления, прежде чем делать умозаключения и окончательные выводы. Ясно, что это немалый труд, требующий значительных усилий и времени, поэтому им частенько приходится полагаться на авторитетные мнения других людей, но при этом эти авторитеты "пропускаются" через очень строгие фильтры. Вторая категория - это люди-романтики, которые обожают чудеса и сенсации - до такой степени, что готовы допустить нестрогость аргументации и некоторую недостоверность фактов. Главный критерий "истины" для этих людей - получение экстатического удовольст-
вия от предлагаемой им информации. Им не настолько важно, истинно или нет, как важно то, что это "умопомрачительно интересно" и соответствует их явным или тайным желаниям, чувствам, интересам. Мышление людей-скептиков я бы назва-
ла научным (логико-эмпирическим), а мышление людей-романтиков - мифологическим (чувственно-эгоистическим).

      Очевидно, что обладателям научного склада ума характерна скорее атеистическая концепция, а для тех, кто отличается мифологическим мышлением - религиозная. Возможны аберрации, разумеется, ибо человек сложен и противоречив, но не слишком частые, полагаю. Впрочем, структура общества по этому признаку сильно зависит от приоритетов эпохи.

      Вера в Бога это совокупность суеверий в одной упаковочке. Каждая религия, секта, учение имеют свою упаковочку с фирменным знаком, но им бывает порой сложно квалифицировать очередную маразматическую выдумку как "свою" и сложить в копилочку, или отнести к "дьявольским измышлениям" и отмести, как суеверие. Именно поэтому в головах людей с мифологическим мышлением бывает такая мешанина их "ортодоксальных" заблуждений, занимающих своё "законное место" в упаковке, адептами которой они являются по традициям семьи или по велению сердца, и красивыми языческими сказками разных народов - например, как различного происхождения оккультные поверья, новогодние традиции китайцев или японцев, астрологию, колдовские практики Средневековья или современных дикарских культур и тому подобная ерунда.

     Часто приходится слышать аргументы типа: многие выдающиеся физики верили в бога. Для физика существование чудес немыслимо, поскольку противоречит фундаментальным законам, а бог - если бы существовал - и был бы самым большим чудом и источником чудес. Поэтому физики, которые верили в бога, скорее всего держали науку и религию
в разных "сосудах", не смешивая их, чтобы не провоцировать конфликтов между ними. Они могли формально верить по разных причинам - семейные традиции, чаще всего, играли в этом определяющую роль. В самом деле, если ты родился
в глубоко верующей христианской семье, возможно даже - священнослужителей, то бывает жаль ссориться с родствен-
никами только потому, что тебя угораздило увлечься и заняться естественными науками - физикой, химией, биологией, геологией... математикой, наконец. И если даже человек в молодости и в зрелом возрасте не верил в бога, предпочитая не отвлекаться от своей любимой науки, то с возрастом его физические и моральные силы иссякают понемногу, и появляются сожаления о том, что ты смертен - а ведь сколько ещё всего хочется познать и сделать! Интеллект тоже теряет свою былую остроту и блеск... и то, что ранее казалось полным абсурдом, превращается в робкое сомнение... а вдруг? А затем может принять очертания конкретного вероисповедания. Я не осуждаю человека, который, будучи в расцвете сил, в бога не верил, а в конце жизни стал религиозным - считаю это признаком старческого угасания интеллекта. Это не повод для того, чтобы перестать уважать человека, который многое сделал для науки и человечества, но и не повод для того, чтобы торжествовать по поводу "победы" религиозных воззрений над атеизмом. Эту "победу" угасающего разума не стоит воспринимать, как его наивысшее достижение, а скорее наоборот - как смерть сильной личности, одарённой великим талантом и великими возможностями. Даже упоминать об этом, на мой взгляд, нетактично - как говорили римляне: "О мёртвых либо ничего, либо хорошо".

Нередко верующие утверждают, что "все достижения современных наук" - заслуга религии, ибо большинство учёных были христианами. Но это не совсем так, потому что вся система образования до недавних времён была подчинена церкви, а наукой могли заниматься либо богатые люди, на свой страх и риск, либо "принявшие сан" клерикалы, освобождённые от всех мирских забот. Монахи, например, или аристократы. Как и происходило в действительности - Спиноза, Джордано Бруно, Грегор Мендель, илуминисты эпохи Возрождения (в большинстве своём деисты или атеисты). Спиноза, кстати, еврей, и к христианству не имеет никакого отношения, Джордано Бруно, Грегор Мендель - монахи, которые открыли вещи "противные вере", а илуминисты, в основном, представители аристократии и интеллектуальной элиты. И совсем не случайно все значительные научные открытия и гипотезы, если возникали "в лоне" церкви, тут же от неё уходили подальше и подвергались гонениям той же церкви. 

Математика, физика, химия, биология, астрономия, геология и другие естественные науки к религии не имеют отношения. Они развивались вопреки ей - христианство боролось против этих наук с тех самых пор, как обрело силу и ему уже не надо было бороться за власть, ибо они её обрели, сплотившись со светской властью к обоюдной выгоде. Математику и астрономию почитали колдовством (магией), первую женщину-математика, астронома и философа Гипатию убили, забросав камнями, по наущению архиепископа Александрии Кирилла, христианские религиозные фанатики, и они же сожгли великую Александрийскую библиотеку.Так что эти науки не просто "не принадлежат" христианству, они находятся в оппозиции к нему. Именно эти науки более всего досаждают христианству и другим религиям, недаром до сих пор не умолкают споры о теории эволюции, о происхождении Земли и Вселенной, о физических теориях... Это даже несмотря на то, что религии не раз пришлось утереться... например, по поводу того, что Земля вращается вокруг Солнца - самой реакционной оказалась православная религия, она признала это последней. И - да, в пылу религиозных споров немало сожгли еретиков, то есть людей, несогласных с "основами", вследствие сделанных ими открытий. Как Джордано Бруно. например... Сожгли бы и Галилея, если бы он. перед угрозой костра, не отрёкся в последний момент. И после этого ещё церковь смеет заикаться, что все величайшие достижения науки были сделаны христианами? Человек, который сделал открытие, противоречащее "святому писанию", или даже писаниям позднейших апологетов церкви. автоматически переставал быть христианином, ибо невозможно оставаться им, зная, что догматы христианской веры суть заблуждения. И даже если человек пытался спасти свою веру в бога, стараясь "не путать" свою веру со своими научными взглядами и убеждениями, это ему редко удавалось. Это напоминает попытку налить в один сосуд две жидкости с разным удельным весом и пробежать с ним по своему жизненному пути, не взбальывая и не смещивая их.


Эти мысли у меня появились в ходе обсуждения различных вопросов на Фкйсбуке в группе "Лечение православия головного мозга".
Продолжение следует.