Культура смерти и страдания

Игорь Ткачев
Любопытно, насколько в наше еще советское и постсоветское сознание, или славянское, или просто наше – неважно как этот горшок назвать, все еще прочно интегрированы героические и саможертвенные мыслительные и поведенческие паттерны, преимущественно с элементами саморазрушения, страдания и смерти… Прямо словно мы не двадцать первом веке, а среди каких диких ацтеков, сиу или викингов.

Будь то работа, семья или Родина, ради них обязательно нужно чем-то жертвовать. И чем больше жертва, тем лучше. «На миру и смерть красна», «Или грудь в крестах, или голова в кустах», «Смерть искупает все» (не жизнь, слышите, а смерть. Или, на худой конец, нищее существование в изуродованном теле – особенно элегантно смотрятся шрамы, придавая мужественность чертам).
То есть, работе, семье или Родине ты нужен не столько живой и здоровый, сколько потерявший ради них здоровье, а лучше и саму жизнь. Образ живого героя мало интересен. Не фольклорен. Не литературен. А вот гордый профиль в граните, или там, смазанная физиономия на затертой фотографии или доске почета куда как лучше смотрится.

На работе коллега будет весь день чихать и кашлять, утопая в соплях, а на невольное предложение работодателя пойти домой, отправиться туда не поспешит, до конца дня, сознательно или подсознательно, но демонстрируя такую понятную для нас славянских людей лояльность и преданность своему нынешнему хозяину. Чтобы тот, с плохо скрываемым удовольствием, потом нахваливал и ставил эти отличительные качества наших совестливых работников в пример другим: дескать, глядите в оба, вот как надо родную фирму (завод, партию) любить – домой в теплую постель и к горячему молоку с медом не торопиться. Так сказать, умри, но клиента не подведи. Гайку свою докрути. Груз до места довези. А уж потом, на денек, так и быть, поболей иди.   

Иди вот семья родимая, тыл надежный наш, жены, дети, пенаты наши до боли и радости родные. Все, что для семьи делается (желательно на материально-физическо-финансовом, понятном семейном языке), то всегда будет одобрено – ни одна разумная супружница в здравом уме еще не сказала, что в семье слишком много денег, в доме слишком много комнат, а отдых у моря слишком гламурный (вы таких в природе всречали?-). Здесь все по простому принципу: чем больше, выше, ширше – тем лучше всегда. Даже если и на фиг это лишнее.

Надорвать здоровье на каком-нибудь вредном производстве или будучи в стрессом и неврозом изъеденных мелкотравчатых начальниках, расшибаясь в материальную лепешку ради премий, прибавок, надбавок, выслуг – семейный, такой понятный героизм. Жена будет ворчать, что и дома-де нет, и дети уже в лицо батьку не помнят, и она не помнит, когда последний раз они в кино ходили, но прощать, и даже потом, может гордиться, будет. Детям внукам поведает, как на во их имя папка очередной крысиный забег совершал. Потому что понятно. И подвиг на благо семьи. А еще лучше, умереть лет эдак в пятьдесят пять-шестьдесят, предварительно оставив вдове пансион в виде уютного домика и сбережений, детям по квартире или хотя бы стартовый капитал. Здесь и Родине будет приятно – не надо пенсию платить, и супружнице может быть не обидно: главное обеспечил на старости лет. Ну а там, утрем слезу раз в год, на годовщину у надгробного гранитного памятника на твои же кровные, дорогой муж. Вид соблюдем. Комильфо не нарушим.

Или взять Родину. Вернее, государство наше, политическую элиту, власть, которая высоко и понятно для простых называет себя Родиной. Так сказать l’etat, с’est moi – я и государство, и Родина вам. Здесь и вовсе все худо: ухитришься на благо Родины пораньше скопытиться на какой-нибудь локальной войнушке, или там калекой вернуться, чтобы тебя потом как икону, или, скорее, обезьяну цирковую всем показывали, или, скажем, книжку какую дурацкую стихов или прозы с малопригодным для жизни содержанием во славу Родины намарать, чтобы все узнали, или песню какую, да поглупее, в мозги простые попроникновеннее, чтоб не напрягаться особо – главное попатриотичнее, поближе к ней, Родине, струнькать, или там, на худой конец, грудью на какую другую амбразуру вскочить – но желательно с плачевным, ужасающим и потрясающим воображение исходом, - вот тут ты молодец! Герой! Славный сын или дочь своей Отчизны! И чем мертвее ты, тем для всех лучше.

Только вот ради самой жизни, здоровья и процветания в этих самых работе, семье и Родине почти ничего и нет.   

Попробуйте, вы просто возьмите и попробуйте открыто на работе не соплями давиться, или до десяти вечера за компьютером слепнуть, набивая базу данных, демонстрируя свою лояльность и преданность начальству, а продемонстрируйте конец рабдня ровно в шесть часов, отправиться на больничный, да не на день, а на неделю, потребовать отпуск на всю катушку и когда вам удобно и надо. Возьмите и скажите, чтобы вас слышали ваши коллеги: «Мне мое здоровье и сердечный покой дороги. И работаю я, чтобы прокормиться себя, а не сгорать на работе кому-то на пользу, мне в убыток».

Попробуйте и возьмите полюбить себя и пожалеть в лоне семьи. Придите с работы и лягте на диван смотреть игру своей любимой, или даже не любимой, футбольной команды. Забейте на зарабатывание или постройку дачи, очередной ремонт, посадку или выкапывание картошки. Заявите, что у вас болит спина и здоровье у вас не железное. А еще лучше, заявите, что не считаете нужным надрываться ради очередного наряда своей лучшей половине или ради двадцатилетних лбов-детей, которые сами себя обеспечить могут.

Попробуйте своей горячо любимой Родине заявить и продемонстрировать, что долга перед ней не испытываете, а, напротив, считаете, что это она вам задолжала. Поинтересуйтесь, куда идут ваши налоги, почему пенсия у вас мизерная, почему ваши дети и внуки обязаны служить в армии, и не дай бог, отправиться в какой Афганистан/Чечню/Сирию, защищать там свою Родину, не имея права даже остаться в живых.

Попробуйте проделать хотя бы десятую долю из вышеперечисленного и остаться добросовестным работником, порядочным семьянином и честным гражданином – патриотом своей Родины. Попробуйте остаться живым, и героем для самого себя…