Неожиданный сон в начале мая 1888 г

Геннадий Соболев-Трубецкий
                В три часа пополудни, после обеда
                1
О, Господи! Да где же это я?..
Неужто в кабинете? на диване?
Так то был сон? Сознание в тумане…
Наташа, ты пришла, душа моя!
Смотри, как из рубахи рвётся сердце,
пытается освоить ритмы скерцо!
Ну, будет-будет, лучше полонез,
который я учил вот этим пальцем,
что любит жать курок. Оставь-ка пяльцы,
сыграй мне, как намедни, фа-диез.
                2
Ну, до-диез… не помню… может, вальс!*
Он так звучит на наших фортепьянах,
что сердцу не нужны ни валерьяна,
ни… впрочем, коньячок тут в самый раз!
Сыграй-сыграй, пока готов я буду
поведать сон. МузЫка – просто чудо!
…Так слушай! Это странно, mon amie.
Представь-ка лес. И мы на пару с князем
с корзинами (без ружей!) в чаще лазим
за белыми грибами! Чёрт возьми!
                3
Но князь – в столице, выбраться не смог.
Я сразу понял – тут не чисто что-то.
Когда он здесь, то рвётся на охоту,
едва напялив яловый сапог!
Гляжу вокруг: туман скользит по соснам,
которые с осанкой грациозной
встречают утро. Странный логарифм
решают чувства, вызванные снами.
Чудна беседа льётся между нами:
что ни скажу – нет ни строки без рифм!
                4
И то: куда ж без них, когда вокруг
звучат такие здесь колоратуры!
Кто автор сей волшебной партитуры
для утреннего леса и пичуг?
Густые ели, просыпаясь еле,
несут прохладно-влажный запах прели.
Но отчего в размер стремится речь,
как эти дерева к лазури неба?
А на востоке колесница Феба
несётся дню родившемуся встречь!
                5
Высокий слог, присутствие манер
(поэзия, должно быть, это вирус)!
Размер… мне интересен был, где вырез
на дамском платье или, например,
когда на вырост надо жеребёнку
купить седло. А князь смеётся звонко:
мол, Музу не введи, mon cher, в обман
да чередуй, как надо, ударенья.
А то поэты, выразив презренье,
вдруг отвернутся, бросив: «Graphomane!»
                6
Вот белый гриб. Тут мысленно вокруг
черти в пятнадцать саженей отметку –
его собратья здесь! Верна примета!
Стоят! Стоят! И тут я понял вдруг!
Так слоги размечают чётко строчку,
как и грибы: на солнце ль, под листочком.
Бывает, не взошёл, где надо, гриб.
как будто кем-то слог изъят из ряда.
А вместо слога – пауза… так надо,
чтоб новый стиль, пишите протокол!
                7
Я князю рассказал, что был кузнец
на старой Непорени; так, зараза,
ковал мне вороную аж три раза.
Подкову гадил (чёртов молодец),
причём как на заказ – одну и ту же!
Посмотришь да и стиснешь зубы туже.
Но рвался из меня уже поэт:
скачу и чую – снова нет подковы
на том копыте прежнем, не на новом.
И я тогда вскричал: «Вот логаэд!»
                8
Хотел кричать – коню понятно – «гад»!
Но всё ж во сне язык стремится в ересь.
Пока к размеру с точностью примерюсь,
на месте постоянном без преград
хозяйкой будет пауза. Эх, слово!
Как чёрт, что с табакерки лезет снова,
нюхнувши и нагадив сей же час,
пусть так теперь зовётся «логаэдом»
константа пауз. Это ж сон! Поэту
во сне такое выкинуть – на раз!
                9
С утра зашумит лес
И птичьих ватаг гам.
Нет в мире таких пьес.
Бессильно перо там,
Где Бог создаёт день!
Кузнечиков хор вновь
Стрекочет, пронзив сень,
Младую бодря кровь!**
                10
Вот так и ковыляет логаэд,
коль нет ноги… то бишь, когда нет слога
в условленной стопе.  А мы у стога
решили с князем солнышку вослед
расслабиться, достав домашней снеди
и тешась в поэтической беседе
с бутылкой бессарабского вина.
К ней – жареные Нюшкой перепёлки
да расстегаи… надо снять ермолку!
Грибов довольно… Мокрая спина.
                11
Тут князь мой выдал фразу о стихах
(то ль солнце напекло, а то ль от хмеля),
так возбуждает гром при артобстреле:
мол, пауза быть может, как блоха,
без устали что скачет то и дело,
да и других зовёт впиваться в тело…
Вот это да! Трёхдольный взять размер
и ну давай выкидывать по слогу
то тут, то там (Эвтерпу нам в подмогу!)
Вот князь! Предвиденья пример!
                12
Бабочка пела в цветущих травах
О всех летавших в чужом  краю,
О тех соловьях, спешащих, право,
На юг, забывших землю свою.
С порханием крыльев в небесный купол
Спешил и мой душевный порыв.
И князь всё у стога смотрел и слушал,
Вина из бутылки в кружки налив!***
                13
Не знаю, сколько длился странный сон.
Князь рассуждал, к Эвтерпе призывая
и паузником стих мой называя,
но тут неистовый Виссарион****
почудился в жужжании осином,
и я проснулся. Колья из осины
вобью, когда поеду снова в лес,
на месте том. Где критик – тут же гадость!

…А ты, душа моя, доставь-ка радость:
сыграй мне вновь Шопена До-диез!*



__________________
*Ф.Шопен. Вальс №7 До-диез минор.

** Глубокая переработка мандельштамовских строк:
Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень –
Мрачней гробовых плит.

*** Подражание ритму блоковского «Девушка пела в церковном хоре»

**** критик В.Белинский