Черти, сковородки и прочая муть

Павел Примус
Некоторое время назад я заинтересовался обликом места посмертного пребывания душ. Если быть точным меня заинтересовал облик ада. Пока нет нужды вникать в причины такого интереса , и поэтому скажу что кроме евангельских слов "там будет плач и скрежет зубов" и "геена огненная" об этом месте бесконечных страданий мне не было ничего известно. Так же на ум приходили известные всем образы чертей со сковородками, вилами и популярные виды всякого рода облезлых сущностей, как на подбор , то ли в слизи, то ли в соплях из простеньких фильмов ужасов.

Не слишком утруждая себя поисками описаний интерьера преисподней я просто нашел в интернете несколько картин  средневековых художников чтобы перед глазами была хоть какая-то иллюстрация этого гиблого места, а так же припомнил известные мне рассказы об аде православных людей, и вот что я заметил: это всё образы доступные для понимания конкретных людей данного времени.

В эпоху средневековья уровень понимания сути адских мук сводился к вилам и сковородкам, что и было запечатлено. В ту пору, во времена оттяпывания башки и сдирания кожи, понимание бесконечных мук как раз и сводилось к смакованиию уже известных способов членовредительства с одной лишь пометкой что подобный процесс будет происходить с человеком вечно.
Кого-то такая перспектива испугает, кто-то рассмеётся, а некоторые обратят внимание на слово "вечно".

Разочарую: не вечно, а навсегда. Центральное понятие это "навсегда", но никак не сковородка или вертел на которых будет корчиться на адским пламенем нераскаявшийся грешник. Даже не температура этого пламени важна, а слово "навсегда".К тому же за все эти приспособления для причинения физической боли и живоописания ада нужно поблагодарить фантазию средневековых художников, прозаиков, поэтов и других тонких натур  к таким приемам лишь ради того чтобы донести до аудитории мысль о том, что лучше обратиться к Богу пока не поздно. Как скажут сейчас "брали зрителя на пушку" ибо как на самом деле выглядит пребывание,– не бытие, а именно пребывание,–в аду никто не знает. А все почему? Потому, что ад пуст.

Да, в аду хоть шаром покати. Преисподняя была сокрушена Христом, из ада Он вывел всех праведников, правда не ясно где находятся грешники, но думается что Всеблагой Господь не отдал их на растерзание падшим духам как они о том мечтают и утешают себя ,– помятуя о том что участь низвергнуться в ад окончательна и обжалованию не подлежит, –  что будут получать удовольствие , тем самым сглаживая нюансы своего незавидного существования заставляя страдать людей, и черт черпать наслаждения в самом процессе мучения грешников.


Стоит отметить, что ад не создан Богом, Он не творит ничего что имело бы знак "минус", ад – это состояние в которое по своей воле вошли падшие ангелы, и единственное чем они могут пока разнообразить свое существование это вредительство человеку.А если человек придет к Богу? В этом случае бесы останутся в пучине всего того чем они овладели в совершенстве, наедине с собственной злобной сутью.
Когда-то имел возможность видеть как разъяренный лев метался в маленькой клетке и в ярости грыз прутья своего узилища. Вот что-то наподобие ожидает и бесов с одной лишь разницей что в бессильной ярости они будут грызть прутья своей гордости которая не позволяет им раскаяться и не позволит никогда. Это навсегда.

Хорошее это слово "навсегда", объемное, не допускающее никаких вариаций и уверенно пресекающее все попытки задать описываемому этим словом событию вопрос "а вдруг?". Никаких "вдруг", навсегда.
Это слово я услышал от приходского священника который поведал историю своего знакомого который видел во сне самого себя сидящим в некой узкой яме наполненной зловонной жижей доходящей ему до подбородка, а высоко над головой висела Луна.
Ужаснулся человек не столько от окружающего вида сколько от пронзившей его мысли что все это навсегда.

Это был не ад, ад был в слове "навсегда". Навсегда без Бога, наедине с тем о чем следовало каяться при жизни – это и есть зловонная жижа, навсегда. Ад который сокрушен не мог и не может ничего создать по факту того что он ненавидит сам процесс творения, дарование жизни чему-либо, ад мертв и он не может ничего создать. Ни сковородок, ни пламени, ни вил.

Господь попаляет грехи Своим благодатным огнем, но Его огонь не есть карающее действие, а животворящая сила которая попаляя скверну тем самым освобождает от неё человека и таким образом дает ему жизнь. Ад же, предположу, – это безвременное пребывание в собственной скверне.

Тот же священник заметил, что для грешников адом покажется даже рай в котором они по качеству своего состояния просто не смогут находиться без мук. Есть мнение что ад – это милость. Всемилостивый Бог не обрекает людей на средневековые пытки, это всего лишь садистская человеческая фантазия, Он Творец милости. Опять же предположу что Господь просто предоставляет людям отвергнувшим Его находиться в том состоянии которое они выбрали сами и нашли в нём то что предпочли Ему,– по причине гордыни,– сочтя в какой-то момент земной жизни, что "лучше синица в руках чем журавль в небе".

Нельзя обойти вниманием и видения православных людей. Несмотря на их разительные отличия касающихся декораций адских мест они схожи в одном: все эти образы даны каждому не для того чтобы в деталях описать преисподнюю, а с целью донести до человека, – в виде именно таких образов которые окажутся ему понятными, – мысли кои побудят его искать в себе причины способные ввергнуть его именно в это состояние которое он ощутил наблюдая предложенные ему образы потрясшие его душу и бороться с этими препятствиями.

Это опять же мои, не стоящие и конфетного фантика рассуждения, не имеющие никакого отношения к догматике Православной Церкви. Просто это была попытка встряхнуть человека возможно застрявшего в этой средневековой  фантастике со всеми этими сковородками, раскаленными щипцами, сверлением зубов ручной дрелью и прочим хламом который травит сознание и заставляет людей  верить в эти комиксы не задумываясь ни на секунду над содержанием и смыслом правдивых рассказов монахов, священников, святых  доверяясь первым возникшим чувствам и на тяге этих же чувств делать противоречащие заключенным в Символе Веры догматам выводы.