Поиск настоящего в настоящем

Вит Уйманов
(находки и потери)

Я родился в Москве, но не могу считаться коренным москвичом, т.к. для этого нужно быть рождённым в третьем поколении. Но для меня эта формальная сторона не имеет большого значения, вот я и захотел сохранить в нескольких штрихах память о "моей" Москве, вернее, о небольшом "ареала обитания", где я провёл детство и юность  и где происходили первые встречи с неизвестным, подлинным, настоящим.
Сразу оговорюсь, - понимаю, что, не будучи профессиональным знатоком Москвы, наверное, не имею особого права отнимать время и внимание других людей на мои воспоминания, но, может быть, кого-то это и заинтересует.
1.
С чего начать? Первые послевоенные годы жили трудно. На левой стороне улицы Сретенка, ближе к Колхозной (Сухаревской) площади, в неказистом двухэтажном доме (не сохранился)  располагалась антикварная лавка. В тесном помещении картины висят на стенах, стоят на полу. Обратил  на себя внимание небольшой пейзаж в широкой, чуть потёртой раме с прикреплённой латунной табличкой "И.Левитан" и ценник - 100 рублей. Вот находка, вот оно подлинное, настоящее! Но и буханка чёрного хлеба стоит тоже 100 рублуй, и нет таких денег... и в памяти навсегда.
2.
Армянский переулок, поздний вечер 22 мая 1954 года. В Москве только что прошла сильнейшая гроза. Мы с мальчишками и девочками забрались во внутренний двор "Дома культуры Армении" и рвали там мокрые гроздья сирени. В это время на весь переулок из нашего дома №7, расположенного почти напротив, разносились песни. Они звучали с высоты, из ярко освещённого, большого открытого окна. И это было моё окно, и его хорошо было видно из-за решётки сада. Там взрослые отмечали 50-летний юбилей отчима - он работал в КБ Туполева (интересный человек, о нём можно много рассказывать) и сегодня у нас собрались все сотрудники его отдела (детям за столом места не было). Эти люди, даже в то, трудное время, умели и работать, и веселиться, у них был интерес, вкус к жизни, они видели её цель и смысл!
Ну да, хорошо, ну и что из этого? 
Очевидно, временная привязка и визуальный ряд (гроза, сад, сирень, песни) слились в памяти, став неотъемлемой частью моего восприятия старинного здания, к которому мы относились как к факту существования какого-то ДК. Тогда, в послевоенные годы, оно имело запущенный вид, в заросший двор можно было проникать через раскрытые калитки. Только с годами пришло понимание его красоты и значения для города и даже страны.
Краткая историческая справка.
"Дому Лазаревых" больше двух веков. Главное здание расположено в глубине парадного двора, отгороженного оградой с воротами, украшенными статуями лежащих львов. Заложен 10 мая 1814 года (об этом чуть позже) на месте сгоревшей в московском пожаре 1812 г. усадьбы одного из самых богатых купцов Москвы. Персидский армянин Лазарь Назарович Лазарев (Лазарян), переселился в Россию из Ирана, где он занимал высокие государственные должности. Вывез огромное состояние, завёл текстильные мануфактуры по производству тканей для Высочайшего Двора. В 1774 году ему пожаловано потомственное дворянство.
Из истории семьи особенно интересно было узнать, что при содействии старшего сына, Ивана Лазарева, был привезён в Петербург и продан в 1772 г. за 400 000 руб. императрице Екатерине II, через её фаворита графа Г. Орлова, бриллиант весом в 194,75 карата, один из крупнейших в мире. Он получил название «Орлов», был вмонтирован в державный скипетр российских монархов, и хранится в Алмазном фонде Кремля.  А младший сын, Еким Лазарев, и осуществил закладку первого камня в основание здания училища для бедных армян, ставшим в дальнейшем знаменитым Лазаревским институтом.
Но настоящим откровением для меня было то, что в разные годы здесь бывали Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Жуковский, Гоголь - это в нашем-то переулке!
Воспитанником пансиона с 1829 по 1833 г. был И. С.Тургенев.
Ещё я узнал, что в 1858 г. совместно студентами института и Московского университета основан театр, участие в котором принимал Алексеев - будущий режиссёр К.С.Станиславский (окончил институт в 1881).
После Октябрьской революции Лазаревский институт закрывают. В главном здании размещается театральная студия Е.Вахтангова. С 1921 г. здесь "Дом культуры" Советской Армении, с которым сотрудничал композитор Арам Хачатурян. В 1953 г. сюда въезжает Институт востоковедения Академии наук СССР, теперь здесь посольство Армении.
 
Какие времена, какие люди, как всё переплелось! Снова настоящее, подлинное оказывается совсем рядом! Но тогда, да и позже, мы не знали, что здесь витал дух великих людей, что мы бегали по тем же дорожка, ступали по тем же ступеням, и что, если снять в переулке пласты асфальта, откроется булыжная мостовая и плиточные тротуары, на которых ещё хранятся их следы. Знай раньше, глядишь и мы, посвящённые в великое прошлое, приподнялись бы чуть-чуть над обыденностью, взглянув на себя и нашу жизнь по-иному.
После возрождения здания (см. ил.), я несколько раз бывал на музыкальных концертах, организуемых в посольстве. Овальный актовый зал с колоннами, высокие окна, бронзовые светильники, хрусталь - изысканная атмосфера дворянской усадьбы XIX века. Но после землетрясения в Спитаке в 1988г., сотни, тысячи армян устремились в Москву. Они осаждали посольство и, в конце концов, многих разместили внутри и можно только представить, что стало с его интерьерами. Теперь это режимный объект.
И вот ещё. Оказывается, дом №11 в нашем переулке (тогда тоже невзрачный) построил знаменитый архитектор М.Казаков и что это имение матери Ф.Тютчева, где поэт жил  в 1810-1822гг. И совсем мало кто знает, что в романе "12 стульев" сюжет с тяжёлой парадной дверью, прихлопывающей старушек, И.Ильф  почерпнул из рассказа знакомого о посещении "Дома соцобеспечения им. Некрасова", который располагался в этом здании в советские годы.
А ведь это только 18, 19 века! А если посмотреть глубже.
 
В 17 веке Армянский переулок назывался  Артамонов. На месте домов 7 (в котором я жил до 1969 г.) и 9 находилось имение Артамона Матвеева. Коротко о нём. Сын посла, он с детства жил при дворе Романовых и воспитывался вместе с царевичем Алексеем. Служил на государственном военном, гражданском и дипломатическом поприще. Алексей Михайлович поручал ему в разное время заведование Монетным двором, Новгородским, Аптекарским, Стрелецким и Посольским приказами. Его называли первым министром царя. Способствовал присоединению Малороссии к России в 1654 год. Матвеев возглавил Малороссийский приказ, давший название соседней улице Маросейка.
В начале марта 1669 года в родах умерла Мария Милославская - первая супруга царя Алексея Михайловича. Владения Милославских находилось на   месте дома №11того же Артамонова переулка! Овдовевший царь все чаще наведывался в дом Матвеева, где и увидел однажды его воспитанницу Наталью Нарышкину, которая стала царицей в 1671 году.
 30 мая 1672 года Наталья Кирилловна родила сына Петра.
Родом Наталья Кирилловна была из старинных небогатых дворян. В «Общем Гербовнике дворянских родов Российской империи» говорится, что род Нарышкиных происходил из Богемии, от фамилии Нарисци, которая в древние времена владела городом Эгру (Эгер). Считалось, что их род более древний, чем род Романовых.
Отец Натальи, Кирилл Полуэктович Нарышкин, участвовал в войне с Польшей, служил воеводой на Северном Кавказе и в Казани.
Мать Натальи Кирилловны и бабушка Петра I, Анна Леонтьевна по отцу вела свой род от татарского мурзы Абатура, а по матери происходила из дворянского польско-литовского рода Раевских.
Информацию об этом с многочисленными подробностями я узнал недавно, благодаря Интернету.
3.
Если пройти из Армянского в прилегающий Кривоколенный переулок, то через  сотню метров окажешься напротив дома поэта Веневитинова - неприметного двухэтажного особняка в классическом стиле, в котором 24 октября  1826 года Пушкин впервые читал своим друзьям "Бориса Годунова", о чём говорят две мемориальные доски, и чем мы с детства гордились! Судьба этого дома намного печальнее Лазаревского института. В советские годы здесь были коммуналки. В 1999 году его признан аварийным и подлежащим сносу. На защиту встала общественность. Благодаря своей истории, тому, что здесь бывал Пушкин, дом удалось сохранить. Но и после этого, он долго простоял заброшенным, стал пристанищем для бездомных, что сказалось на его сохранности.
Я помню, что со двора на бельэтаж вела широкая ажурная чугунная лестница - теперь её нет, и уже не будет ("металлолом нынче дорог"). Одно время взялись за ремонт. Реставраторы обнаружили под штукатуркой сохранившиеся фрагменты старинной кладки времён Москвы белокаменной. На строительных лесах развесили проект воссоздания того, более старинного дома -  красивого, историчного, но напрочь стирающего память и о Пушкине, и о Веневитинове. Потом и эти леса сняли, и опять всё затихло. Дом стоит забытый, поблекший. Ощущение, что этот уголок той, подлинной Москвы, будет утрачен навсегда*.
4.
Когда идёшь по Кривоколенному переулку в противоположном направлении до пересечения с Телеграфным (Архангельским) переулком, то за поздними постройками  неожиданно возникнет великолепная Меншикова башня. Помню, как в школьные годы я с тоской смотрел на её серый силуэт в окна хим. кабинета моей 313 школы на нелюбимых мной уроках химии. Надо сказать, что в советские времена в округе было 5 школ - две мужские, две женские (одна из них на месте церкви "Николая Чудотворца на Столпах") и для глухонемых детей (на месте Армянской церкви). Все они были заполнены (учились и в две смены) - жизнь кипела! Теперь не то - Центр обезлюдел.
 Возвращаюсь к Меншиковой башне. Я иногда задавался вопросом - почему "Меншикова", почему она стоит в глубине двора, где её трудно увидеть, да особенно и не искал ответов. Церковь казалась заброшенной и ненужной.
Но вот она замечательно отреставрирована и является одним из лучших образцов Петровского барокко в Москве. Когда бываю в центре, стараюсь посещать это место. Один раз слышал, как экскурсовод,  походя, уверенно сказал своим доверчивым слушателям, что эта башня выше колокольни Ивана Великого в Кремле, но  я знаю -  строить "выше Ивана" было запрещено законом и это утверждение, конечно, не соответствует действительности.
Стараясь найти ответы на вопросы,  узнал, что, А. Д. Меншиков, друг и соратник Петра I, в 1699 г. купил здесь усадьбу, в которой предполагал обосноваться надолго.  Это было ещё до основания Санкт-Петербурга. Здесь, на месте небольшой церкви Архангела Гавриила 16 века Меншиков решил возвести  новый храм, что было поручено зодчему Ивану Зарудному.
К 1707 году храм-башня, в основном, был завершен и первоначально имел высоту 84,2 метра, что превышало колокольню Ивана Великого на три метра за счёт высокого шпиля, увенчанного флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Интересно, что подчинённым Зарудного был Доменико Трезини, который позже заложил в Санкт-Петербурге Петропавловский собор, прообразом которого послужила, как считается, Меншикова башня.
В 1723 в пожаре от удара молнии 30-метровый шпиль был уничтожен и гораздо позже, при реставрации, верхний ярус был заменён на купол с невысоким навершием и крестом. Какое-то время здание использовалось для масонских собраний.
В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт. Почтамт и другие здания загородили Меншикову башню и сейчас, не зная о ее существовании, трудно догадается, что в глубине двора расположен храм, соперничающий высотой со Спасской башней Кремля, а когда-то и с колокольней Ивана Великого. Признаюсь, что иногда я пользовался этим и приводил сюда подруг, выказывая свою осведомлённость и читая им стихи по теме **.
 Сейчас "Меншикова башня" (храм Архангела Гавриила) остаётся как памятник истории и культуры времён Петра, а служба проводиться в расположенной рядом церкви Феодора Стратилата (1806 г.).
5.
В этом же ряду вспомнилось, как в 1951 г. я впервые пришёл в детский читальный зал Библиотеки им. Ленина. Он располагался в Пашковом доме, в зале старой Румянцевской библиотеки. Я постоянно бывал в читальном зале Исторической библиотеки при Историческом музее на Красной площади, но здесь меня поразило богатство интерьера. Это и книжные шкафы красного дерева вдоль стен, и бронзовая скульптура гладиатора с трезубцем в руке. Мало того, потрясённый, я долго не мог оторвать взгляд от скульптурной группы, изображающей "погорельцев" - крестьянина, сидящего на обугленных брёвнах дома, и утешающего его босоногого мальчика. Скульптура в академическом духе, выполнена почти в натуральный рост из белоснежного мрамора с удивительным мастерством. И эти вещи высочайшего уровня, достойные экспонирования в лучших музеях, находились в детском читальном зале!
И опять я встретился с подлинным, высоким.
Зная, что читальный зал теперь закрыт, я решил хоть что-то узнать о судьбе шедевров. Искал, где мог. На старом месте их нет  - пусто! Но вот удача - нашёл в Интернете две фотографии торжественного открытия детского читального зала в "Ленинке", и это произошло (невероятно!) 24 мая 1942 года, когда немцев только что отбросили от Москвы!
Было трогательно ощутить внимание к детям в те годы, почувствовать в самом событии твёрдую убеждённость в неизбежности Победы!
Кроме того, на старых фото хорошо видна ещё одна  мраморная скульптура - крылатая богиня (Ника?) с копьём в левой руке, стоящая прямо за столом президиума.  Где она и другие, что с ними стало? Тут я с тревогой  вспомнил, что дом Пашкова в известные годы подвергся 20-летнему запустению, разрушению и разграблению. Дай бог, чтобы эти вещи перешли в музеи, но в то время, они могли уйти и заграницу, и быть "приватизированы"...
Дальнейшие "раскопки" частично рассеяли, частично оправдали мои опасения:
- мраморная "Ника" ("Мир") работы скульптора Кановы, изготовленная в Италии по заказу графа Н.П.Румянцева, в 1953 году передана в Киевский государственный музей западного и восточного искусства (для братьев не жалко!). Копьё сломано.
- скульптурная группа "Погорельцы" ("Крестьянин в беде") скульптора  М.А.Чижова, 1873 г., теперь находится в ГТГ (см. ил.).
- судьба "Гладиатора" мне пока неизвестна.

Спустя годы, когда мы уже многое видели, узнали, сам процесс приобщения в молодости к настоящему, подлинному для меня остаётся незабываемым.
Да и само это приобщение происходило по-разному. Кинотеатр "Колизей" (теперь театр "Современник") на Чистых прудах. Какой-то немецкий чёро-белый фильм, история трагичной любви. По ходу фильма звучит прекрасная музыка. Что это? - спрашиваю одного, другого... Это было первое знакомство с "Фантазией-экспромтом" Ф.Шопена.
                ____________

Когда-то давно я увлекался собиранием карикатур (не политических), весёлых картинок. Было несколько альбомов, сборников, вырезки мне присылали даже из Польши.  Сюжет одной из них хорошо отражает действительность. Молодой итальянец, сидя на земле, беззаботно играет на мандолине, опираясь спиной на древний открытый каменный саркофаг, из которого его осёл ест сено...   
Вот так и мы, часто не знаем или не придаём значения многослойности мира, окружающего нас, не знаем или не хотим знать настоящего (подлинного), скрытого в его настоящем (сегодняшнем, повседневном).
Конечно, изложенное мною многим известно из общедоступных источников, но мне самому было необходимо вернуться и вспомнить об обретениях и потерях чего-то важного в моей жизни в прошлом, опять проникнуться ароматом тех мест и того времени.
______
P.S.
И самое последнее. Хочу на минуту перевести внимание уже в "наше время".
Не могу умолчать об одном факте, вызвавшем прилив негодования. В "шаговой доступности" от Армянского переулка, на ул. Кирова (Мясницкой) во время и после Войны был "Детский мир", теперь огромный книжный магазин. На его задворках Музей Маяковского - дом, комната, где он жил с 1919 по1930г. (здесь покончил с собой). Тут, совсем рядом, ходил Маяковский - какой восторг!
В конце 80-х, в годы перестройки, проведена реконструкция музея. По мнению авторов, создан «гениальный» музей, в структуре которого обыгрывали идеи авангарда (или играли в авангард). Изъяты все внутренности подъезда - подлинные лестницы, перекрытия. Выпотрошенный пролёт заполнил, ставший стержнем композиции, спиралевидный пандус, спускаясь по которому, осматриваешь экспозицию. Когда шёл по нему, сразу не понял, - вдоль правого края пандуса выступает невысокий "бордюр",  из  булыжников что ли? Присмотрелся - нет! - это маленькие, в размер булыжника, головки-черепа (!) - "ленин, сталин, ленин, сталин...." -  подлая, безнравственная потуга устроителей унизить, оболгать то, великое время, не понимая (или понимая), что оскорбляют и память поэта, который "был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи" (слова Лили Брик, повторённые И. Сталиным).
Невольно пришло сравнение спирали пандуса со шнеком огромной мясорубки, созданной "реформаторами" для перемалывания нашего сознания. И это сродни тому, как по праздникам от нас закрывают разрисованной фанерой Мавзолей Ленина.
Да, время находок и потерь...
Только представить, что на "пятачке"  радиусом в полкилометра от нашего дома прошло столько замечательных людей, оставивших яркий след в нашей истории, культуре, литературе, запечатлённый и хранимый переулками "моей" Москвы.
__________
* Нашу историю и культуру уничтожаю не только физически, но и морально. Неприятно говорить, но на противоположной стороне в 20 метрах от памятника, в зоне прямой видимости, распложен "бутик" с игривыми картинками на стеклянных витринах и незатейливым названием "Презерват..ная". А мы говорим Пушкин, "Борис Годунов"...
** http://www.stihi.ru/2006/06/07-856 (на приложенном фото современный вид Меншиковой башни).

19.01.17.

Ил. - "Лазаревский ин-т",  Посольство Армении (фото авт.), скульптурная группа "Крестьянин в беде" из детского читального зала библиотеки им. Ленина, церковь Архангела Гавриила на золотой памятной монете СССР 1990 года из серии «500-летие единого русского государства». Справочные материалы из Инт.