Кто в яблоке спрятался?

Александр Курако
               
  Прозвенел звонок. Весь класс начал оживленно собирать в портфели свои тетрадки и учебники.
Наша учительница, Зоя Сергеевна, повысила голос:
— Тишина в классе! Я ещё никого не отпускала. Вот творческое задание к завтрашнему уроку: каждый из вас должен придумать загадку.
Строгим взглядом она обвела класс.
— И учтите, я сразу определю, сами вы её придумали или вычитали где-нибудь. А теперь все свободны.
По дороге из школы я разглядывал дома и деревья. Но это никак не помогало мне придумать загадку.
Ну вот, например, размышлял я, если спросить: «Кто сидит на дереве?» И ответ вроде бы есть —
кошка. Хотя, почему именно кошка? Ведь на дереве может сидеть не только кошка, но и птичка... и даже какой- нибудь мальчишка. А если вот так вопрос поставить: «Почему кошка залезла на дерево?» Тут уже точно всем будет ясно, что речь идёт о кошке. Тогда и ответ понятен — она убежала от собаки! Хотя, почему от собаки? Может быть, от мальчишки. А может, она и не убегала вовсе, а просто захотела поймать птичку. Да, опять закавыка! Нужно что-то другое придумать. Размышляя над загадкой, я пришел домой, так и ничего не придумав.

Вечером пришли с работы родители.
— Ну, как дела в школе, уроки все сделал? — спросила мама.
— Всё хорошо. Уроки сделал. Вот только с творческим заданием не получается, — и рассказал про загадку.
Мама сразу же выдала свой вариант: «Висит груша — нельзя скушать».
— Нет, не годится, — помотал головой я. — Все знают, что это лампочка.
— Ну, тогда не знаю, — сказала мама и пошла на кухню готовить ужин.
Папа понял, что вся надежда на него. Он отложил в сторону свою газету и стал с глубокомысленным видом ходить по комнате туда-сюда, оглядывая предметы и что-то бормоча под нос. Вдруг, остановившись у книжного шкафа, он сказал: «Так-так! Кажется, это то, что нужно».
С этими словами папа достал с полки книжку, в которой были фотографии разных скульптур. Эту книжку он купил во время посещения какого-то музея в Ленинграде, где недавно побывал в командировке.
— Ну, вот тебе и загадка: «Что спрятано в куске мрамора?» — После небольшой паузы папа сам дал ответ: — В мраморе спрятана скульптура, которую высечет из камня скульптор!
Затем с торжественным видом протянул мне книжку и изрёк: «Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе уже таил...»
 Он любил при случае блеснуть каким-нибудь изречением.
— Эти слова принадлежат великому философу Сократу, а позже их повторил не менее великий скульптор — Микеланджело. Ну что скажешь? — спросил меня папа.
— Здорово! — ответил я. — Вот только для загадки это не очень подходит. Ведь получается, что в куске мрамора может прятаться любая скульптура — и человека, и животного. Как тут угадать, что именно захочет сделать скульптор? Тут надо что-то более определённое, чтобы без вариантов.
— Ну, тогда не знаю, — точь-в-точь как мама, сказал папа. — В таком случае постарайся придумать сам. В конце концов, это ведь твоё творческое задание, верно?
Папа снова уткнулся в газету, а я пошёл в свою комнату придумывать загадку. Я ломал голову весь вечер и всё следующее утро, но так и не смог придумать ничего путного.
Отправляя меня в школу, мама положила в портфель яблоко, наказав не забыть съесть его на переменке.
День выдался суматошным. На первом уроке была контрольная, а потом писали проверочный диктант. Про загадку я вспомнил только перед началом урока.
«Может быть, пронесёт, и меня не спросят?» — со слабой надеждой думал я, садясь за парту. Доставая  учебник, неожиданно обнаружил в портфеле мамино яблоко. «Съесть его? Пожалуй, уже не успею».
И точно — в ту же минуту прозвенел звонок на урок. Я уже собирался засунуть яблоко обратно в портфель, как вдруг меня осенила идея...
«Лишь то ваятель создавать способен...» — вспоминал я слова папы, разглядывая яблоко.
На уроке я сгорал от нетерпения. Мне хотелось поскорее продемонстрировать свою загадку, которую только что придумал!
Зоя Сергеевна начала опрос, вызывая учеников по журналу. Так как моя фамилия была в середине списка, пришлось терпеливо ждать. Все по очереди выходили к доске, загадывали свои загадки, интересные и не очень, а остальные ребята пытались найти отгадки. Урок проходил оживленно, все веселились, спорили, обсуждали. Но я практически не слушал, о чём шла речь, а был всецело поглощён мыслями о своей замечательной загадке. Наконец, когда в журнале по списку дошли до буквы «К», настал и мой черёд. Я с достоинством вышел к доске, повернулся лицом к классу и, протянув руку с лежащим на ладони яблоком, спросил: «Кто в яблоке спрятался?»
Тут посыпались варианты ответов: червяк, семечка...
Я только отрицательно крутил головой. Вскоре, как и ожидал, фантазия моих одноклассников была исчерпана. Они никак не могли придумать ещё какой-нибудь ответ. В наступившей тишине учительница прошла по проходу между партами, в конце класса развернулась и обратилась ко мне:
— Ну и каков же ответ?
Я молча поднёс яблоко ко рту и начал его есть, с торжеством поглядывая на одноклассников. Увидев эту картину, весь класс взорвался безудержным хохотом. Тыкая в меня пальцами, одноклассники смеялись, хлопая при этом по парте ладошками и даже притопывая ногами.
— Тишина в классе! — призвала к порядку учительница. И, обращаясь ко мне, попросила объяснить, что означает эта выходка.
Тем временем я пытался поскорее прожевать и проглотить откусанные куски. Взяв двумя пальцами корешок, приподнял то, что осталось от яблока, и с набитым ртом произнёс: «В яблоке спрятался огрызок!»
Новый взрыв смеха потряс класс. Зое Сергеевне потребовалось несколько минут, чтобы восстановить тишину.
— Ну что ж, весьма неожиданно... — Зоя Сергеевна сделала паузу и продолжила: — И каким образом тебе пришла в голову такая, э-э-э... необычная идея?
— Меня вдохновили прекрасные скульптуры, которые высекает ваятель из безликого мрамора, — вдохновенно соврал я. — Философ Сократ, а потом и великий скульптор Микеланджело говорили: «Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе уже таил...», — повторил слова, услышанные от папы.
Одноклассники, раскрыв рты, с удивлением смотрели на меня. Учительница, наверное, тоже была удивлена, но не подала виду.
— Да... Аналогия интересная. Только в твоём случае получилось всё наоборот. Там безликий мрамор превращался в прекрасные творения, а у тебя прекрасный плод превратился в безликий огрызок, — улыбнулась Зоя Сергеевна.
Новый взрыв смеха.
— Теперь садись на место. За творческое задание ставлю четвёрку.
— Почему четвёрку? — возмутился я.
— Загадка мне понравилась, — пояснила Зоя Сергеевна, — но ответ на неё не стоило демонстрировать столь оригинальным способом. Ведь ты своим цирковым номером чуть не сорвал нам урок. И напомню, что задание было именно творческим, а настоящее творчество должно быть прекрасным. Таким, как прекрасны скульптуры из мрамора. Ты согласен?
Я вздохнул и поплёлся на своё место, сознавая, что в целом учительница была права. Впрочем, позже я ни разу не пожалел, что всё произошло именно так. Пятёрка, конечно, лучше, чем четвёрка. Но тогда вышло бы не так интересно и весело. Я вспомнил, как веселились одноклассники, и подумал: «Ну и пусть четвёрка. Это того стоило!»
Ох уж эти придирки!