Мои афоризмы о совести, 1-10

Анатолий Возвышаев
1. Лучше пойти против своих чувств, чем против своей совести (1978)

2. У людей, у которых совесть спит, то, даже когда она просыпается,  - обычно, бывает полусонною (1977)

3. Чистая совесть, как бриллиант, настолько драгоценна, что её не стоит продавать ни за какие деньги (1977)

4. Человек может сгореть от стыда, что украл, но спокойно переносить собственную лень и никчёмность.

5. Стыд во многом социален. Может ли маленький ребёнок стыдиться? Хотя воспитатели и говорят ему:"Как тебе только не стыдно!"

6. Настоящий стыд испытывает только тот, кто готов исправить своё поведение. Если же стыд проходит просто так, то это не стыд, а туман, в котором удобно прятаться.

7. Совесть и стыд. Последнее слово выражает конкретное воплощение совести в форме душевных переживаний, в форме конкретных чувств.

8. Совесть по своему содержанию где-то совпадает с честностью. Это категории правды и лжи в конкретном их проявлении, когда даётся личная самооценка, в том числе – глазами других людей, перед которыми тебе будет стыдно.

9. Мне кажется,  человек должен обязательно внутренне судить себя и судом других людей. Так как совесть, взятая сама по себе, как отношение человека к своим поступкам, всегда несколько абстрактна и опирается только на рефлексию. Ведь бояться то, по существу нечего, никто не узнает. Конечно, если совершено преступление, например, предательство (пусть о нём никто и не узнает), - то все чувства восстают в нормальном человеке, ему не на что опереться, система ценностей рушится (если ты так поступил один раз, то можешь поступить и ещё). А это чревато для человека деградацией в любых отношениях.

10. Есть два уровня совести. Один уровень, и он наиболее распространённый, - это оценка своих поступков глазами других людей (обычно, близких или соседей), боязнь, что о тебе плохо подумают. И другой уровень, который не зависит от того, что о тебе подумают, и будут ли люди знать о твоём поступке. Тогда человек судит себя, исходя из той системы ценностей, которую он исповедует. Это уже, так сказать, высшая совесть (которую иногда воспринимали как голос самого Бога). Обычно, чтобы совесть проснулась, необходимо сочувствие к конкретной личности, по отношению к которой мы поступили несправедливо. Если мы совершаем нелицеприятный поступок по отношению к обществу (украсть у государства многие не считают проступком – это ведь ничьё), то мук совести может и не быть, потому что совесть связана всегда с чувством.