ГК17-01. 2017 Виды стиха

Голос Кубани
Белый стих – стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.

Высоко стоит
солнце на небе,
горячо печёт
землю-матушку.
(А. Кольцов)

     Белые стихи, в отличие от безрифменных – это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной – при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Можно привести ещё один пример белого стиха. Это небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро
в середине где-то марта,
а по тропочке средь леса
добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
повидал немало дива.

Безрифменный стих – зародился в античные времена. Безрифменным стихом писали Овидий, Гораций, Вергилий и другие поэты древности. Этот вид стиха можно назвать далёким предком белого стиха.

Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая
смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали
коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир...
(Вергилий, "Буколики")

Верлибр – свободный стих. Нерифмованные стихи без метра. Они разделены на стихотворные строки, не обладающие признаками соразмерности.

...Оказалось, что большой пёстрый кот
с трудом лепится на краю крыши,
подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
что целовались не мы, а голуби,
и что прошли времена Паоло и Франчески.
(А. Блок)

     В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр – это текст, максимально изобилующий декоративной поэтической техникой. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.

Я думаю о том,
что возможно существует язык,
в котором эта цепочка следов
и есть вторая половина
моей истории...

     Вольный стих – сочетание стихов с различным количеством стоп в них. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи – его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Чтобы уйти от этого, поэты иногда прибегают к такому виду стихосложения, как вольный стих. Виды такого стиха определяются в зависимости от вида стоп. Например, ямб с различным числом стоп называют стихом. Образец такого ямба мы видим у Крылова:

Две бочки ехали: одна с вином,
другая
пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
плетётся.
Другая вскачь несётся.

     У вольного стиха имеется одна особенная разновидность – стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

Давно в любви отрады мало:
без отзыва вздохи, без радости слезы;
что было сладко – горько стало,
осыпались розы, рассеялись грезы...

     В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй – трёхсложный, то общее количество стоп разнится.

Холостые стихи – стихи, в которых кроме зарифмованных строк есть и не зарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Схема рифмовки холостых стихов может быть различной АВСВ, АВАС, ААВА и т.п. Этот вид стихосложения пришёл в Россию из немецкой поэзии (холостой рифмовкой часто пользовался Г.Гейне). С начала девятнадцатого столетия холостые стихи стали обычными в русской литературе.

Месяц тянется любовь –
и ещё ни поцелуя!
Сохнут жаркие уста,
в одиночестве тоскуя.
(Г. Гейне)

Стихотворение в прозе – небольшое нерифмованное эмоционально насыщенное лирическое произведение, отличающееся мелодичностью и напевностью. Примером такого произведения может служить "Песня о соколе" М.Горького:

"Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью... Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!"

     Стихи в прозе являются как бы промежуточной художественной формой между свободным стихом и прозой . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале ХХ века его однозначно относили к поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такой вид стихосложения встречается редко, но поэтам забывать его не стоит.
     У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:

"Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."

Монорим – стих, построенный на одной рифме. В Европе и России применяется редко. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Рубаи Омара Хайяма также могут быть отнесены к монориму:

Куда уйти от пламенных страстей,
что причиняет боль душе твоей?
Когда б узнал, что этих мук источник
у той в руках, что всех тебе милей...
(Омар Хайям)

     Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)

     Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
смолкли звуки пианино,
отзвучала каватина...
Где ж иных небес картина,
белый лебедь Лоэнгрина?

Алфавитный стих – стих, ведущий своё начало от Азбучной молитвы, написанной в Х веке. В этом стихе каждый стих или строфа (часто двустишие) начинаются с одной буквы:

Азь словом сим молюся Богу
Боже всея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнёть в сердце ми слово
Еже будеть на успехъ вьсемъ...

Свободный силлабо-тонический стих – сочетание стихов, написанных разными стопами (и количество их также меняется в стихах). Например, в "Русалке" М.Ю.Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,
озаряема полной луной.

     Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное.
     Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе, существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.
   
Акростих – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово. Это достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нём образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать ему новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки. Примером акростиха могут служить следующие отрывки:

Храня покой Отчизны милой,
Родных селений, тучных нив,
У рубежей страны любимой
Щитом надёжным мы стоим.
Ей нашу молодость и силу
Всегда готовы мы отдать...
(Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века)

или:

Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.

     Известны еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).

Панторим – стих, в котором рифмуются все слова. В чистом виде встречается редко:

Опьяняет смелый бег,
овевает белый снег,
режут шумы тишину,
нежат думы про весну.
(В.Брюсов)

Бесконечный стих – стихи с кольцевой рифмой, в котором конец переходит в начало. Примером может служить всем известное стихотворение:

У попа была собака,
он её любил,
она съела кусок мяса,
он её убил.
В землю закопал,
на камне написал:
"У попа была собака..." и т.д.

Буриме – сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Как стихотворная форма, буриме зародилось во Франции в первой половине семнадцатого века. В ХVII…ХVIII веках эта игра была модной в великосветских салонах многих стран Европы. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди любителей поэзии.
 
Шарада – стихотворение-загадка, иносказательно описывающая то или иное явление:

Начало слова – зверь морской,
в лесу растёт конец шарады,
отгадку в швейной мастерской
сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

Материал подготовил Г. Ужегов