Самоварное золото

Ирина Воропаева
В самоварных боках – отраженье купчих Кустодиева,
В зипунах ярко-синих в скобку стриженые ямщики.
Праздник радужных красок – льётся радостная мелодия.
В устье Сретенки россыпью – разукрашенные лубки.

Самовар, словно солнце. Красотка, что яблочко спелое.
Тут, глядишь, и вздохнётся, мол, вот времена – благодать!
Только жизнь в большей степени все же была черно-белая,
Монохромному фотоархиву во многом подстать.

Самоварное золото блеском лишь самое лучшее.
Слушай сказки да помни – их урокам не внять не к добру.
Трепетали листы – или листья осенние - лУбочные
На церковной ограде, на пронизывающем ветру.
10.03.2017

***
                Лубочные листы.

Сюжеты нескольких наиболее известных картин Бориса Кустодиева (годы жизни 1878 – 1927) -  чаепитие («Купчиха за чаем», «Купчиха, пьющая чай», «Извозчик за чаем»). Сверкающий золотом самовар, заставленный щедрым угощением стол, яркая посуда, еще более яркие наряды действующих лиц… При создании своих насыщенных цветом работ, идеализирующих быт старой патриархальной русской провинции, художник опирался на традиции народного искусства, одним из типичных воплощений которого являлся русский лубок.

Окружающая жизнь, во всем своем многообразии, с учетом старинных представлений и новых веяний, отразившись в зеркале простонародного восприятия, приобретала полу-сказочные, в чем-то детские, трогательно-наивные черты.

В 17-19-х веках в Москве на улице Сретенка рядом с церковью «Троицы в Листах» находился небольшой, но оживленный рынок дешевых и весьма востребованных лубочных картин (они печатались с помощью пресса с вырезанных липовых досок, доска – «луб»; раскрашивались вручную по печатным контурам в яркие цвета). Лубочные листы выставлялись печатниками на продажу у церковной ограды, их также в рекламных целях развешивали на самой ограде (отсюда название церкви – «в Листах»). Сюжеты лубков были самыми разнообразными – жанровые сценки, от назидательных до фривольных, изображения сказочных персонажей, от прекрасных царевен до волшебных чудищ, и многое другое. Картины всегда сопровождались довольно пространными подписями. Печатали лубки здесь же неподалеку, в одном из сретенских переулков, название которого говорит само за себя - Печатников.   

Сретенка – одна из старо-московских улиц, более-менее сохранившая свой облик. Церковка Троицы в Листах, находящаяся в ее конце, при выходе на Сухаревскую площадь, была построена в 17-том веке, но без учета новых веяний, уже очень чувствовавшихся в те времена в архитектуре, по старине, точно также, как строили два-три века назад. За время своего существования она настолько сильно вросла в землю, что при реставрации ее пришлось в буквальном смысле откапывать, - вокруг нее сделали углубленную площадку, устроив лестницы для спуска с улицы вниз, к порталу. В настоящее время действующая, хотя представить себе лубочные листы на ее ограде нынче сложно. Что, пожалуй, сожалительно. Это ведь было бы весьма колоритно.

В 1989 году в небольшом старинном двухэтажном здании, расположенном поблизости в другом сретенском переулке (Малый Головин, дом 10) стараниями энтузиастов был открыт филиал Музея народной графики и наивного искусства – Музей русского лубка, где в числе прочих экспонатов можно увидеть самые запоминающиеся и знаменитые на сегодняшний день лубки – «портрет» Кота Казанского, «Как мыши кота хоронили», райские птицы Алконост и Сирин, «Рыба медуза».

Жанр рисованного лубка до сих пор привлекателен для художников, причем при стилизации под старину работы часто имеют юмористический и сатирический характер.
Не так давно в Музее наивного искусства на Сретенке проходила выставка произведений художника Сергея Трубникова, в жанре рисованного лубка, серия «Московские народные картинки».
10.03.2017
***
Музей народной графики и наивного искусства.
http://naive-museum.ru/
***
Единомышьленники
История вещей. Конкурс-8. Самовар
http://www.stihi.ru/avtor/adherent