Музыкальный очерк 6. Filarmonica-квартет. Мосолов

Маргарита Мендель
«FILARMONICA»–квартет
 МОСОЛОВ. ГЛАСС.


 «…Я должен сочинять и исполняться!
Я должен проверять свои сочинения на массе: пусть это будут провалы, но я увижу, куда мне идти...»
(из письма А. Мосолова к т. Сталину, март 1932 г.)


  11 марта в Камерном зале Новосибирской государственной филармонии состоялся концерт «Filarmonica»–квартета (художественный руководитель – Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель), который представил публике триптих из современных эскизов камерной музыки XX века.
  Александр Мосолов и Филип Гласс. Русский авангард и американский минимализм. Конструктивизм гармонического формообразования и эволюция «музыки с повторяющейся структурой». Два разноплановых полюса с одним общим меридианом звучания – «здесь и сейчас».
  Невольно задаешься вопросом: чем можно измерить пространство музыки в асимметрии жизни? И действительно ли это подвластно человеку? Не вдаваясь в философию минимализма, поэтику футуризма или же апологетику урбанизма в соприкосновении с экспрессионизмом, да и вообще – в хронос как таковой окружающего мироздания, оказываешься ни где-нибудь, а один на один со своей фантазией и мыслями посреди необъятной вселенной под названием «Музыка». И именно этот умозрительный, кажется, совсем не материальный универсум звука становится точкой отсчета.
  Будто бы находясь в самом сердце солнечной системы галактического диска, ты на время оставляешь свой мелодический микрокосмос, дабы расширить представления о звукописи метагалактики и ее незыблемом кончерто гроссо в полуторочасовом путешествии с «Filarmonica»–квартетом, чей подлинный профессионализм (известный не только в России, но и далеко за ее пределами) высоко ценится новосибирскими меломанами. А здесь: и галактические пейзажи, и внеземная красота.
  Каждая из четырех частей сочинения Мосолова в исполнении «Filarmonica»–квартета – это не просто линеарный модерн, стихия фиоритур или же полифоническая модификация диссонантных элементов – это череда ярких пульсирующих цефеид, создающая особую светопись звучания, спектр и источник излучения интеллектуально тонкого и одухотворенного прочтения самой жизни. То резко пугающей и настораживающей, а то и вовсе – замирающей и почти исчезающей из поля зрения. Но и во всем этом некий эффект неожиданности. Конечно, в сквозной драматургии первого струнного квартета Мосолова остаются неизменными и узнаваемыми образы НЭПа, опустошенность послевоенного времени и страх неизбежной, новой катастрофы, когда еще не восполнены пробелы пережитого эстетического разрушения. И феноменальность данного исполнения заключается как раз в естественности и продуцировании свободы фантазии, где концептуальная игра смыслов неразрывно связана с великолепной техникой и безупречной музыкальностью. Нельзя не отметить полетную легкость и прозрачную чистоту (почти россыпи алмазных переливов) незабываемого звучания скрипки Маэстро Валерия Карчагина.
  Второе отделение было посвящено зарубежной музыке. Вероятно, неспроста, как праздничное преподношение к 80-летию Филипа Гласса – прозвучал его третий струнный квартет – произведение, представляющее собой мозаичную структуру наплывающих образов – ностальгирующих, дышащих и живых. Наряду с симфоническими сочинениями Гласса, они становятся полноценными героями переживаний жизни японского писателя из кинофильма «Мисима: жизнь в четырех главах», созданного в 1985 г. Полом Шредером.
  В слиянии «галактик» Мосолова и Гласса мы, созерцая красоту мертвых планет, продолжаем свое путешествие, взяв курс на Землю, но напрочь утратив чувство времени.
  Квартет «Mishima» полон мистики и спиритизма – необычайно волнующего и завораживающего, он будто бы соткан из человеческих страданий и настроений – непостоянных и изменчивых. Каждая деталь тщательно «выписана», каждый штрих точен и выразителен, каждый взятый звук – вымощен золотом мелодического сечения, каждая пауза –полна сосредоточенности и глубины, каждое едва слышимое, колышущее дыхание зала пианиссимо – волшебно. Так можно охарактеризовать «словом» исполнение квартета «Filarmonica».
  В заключение второго отделения было исполнено произведение Пола Дайса «Чайки над заливом…» – изысканная акварельная миниатюра, возвращающая нас к земным красотам природы.
  Особенность всех концертных программ «Филармоники» не только в их неповторимости и непохожести ни на какие другие филармонические вечера, но и в необыкновенном таланте артистов – оставлять приятное и долгое музыкальное послевкусие.
  Браво, «Filarmonica»–квартет!




М. Мендель. Март, 2017 г.