Совесть и голос Божий

Михаил Шамин
Бытует расхожее мнение, что совесть есть голос Божий, что сила её выше человека. Это означает, что совесть сверху задана, и т. о. человеку неподвластна и не регулируема им.   В действительности это совсем не так.   
   Совесть есть проявления условных рефлексов, которые нарабатываются с детства понуждением следовать нормам общественной морали. То есть, совесть результат соответствующего воспитания. Если бы совесть была от рождения, то и воспитывать молодь не надо было бы, приучать к соблюдению моральных норм. Таким образом, совесть порождение и принадлежность культурной среды, как и мораль.
    Но есть ещё  врождённые инстинкты, определяющие поведения, и некоторые из них  считаются естественными источниками морали. 
    Инстинкт защиты слабого, а также своего потомства (чужого тоже).
    Инстинкт братства по отношению к близкому (ощущение в нём продолжение себя и своих интересов).   
     Вот они и есть тот самый т. н. "голос Божий", сила, которая якобы "выше человека",  ни чьему регулированию не подвластная.
    Инстинкт он и есть инстинкт, и убеждения ему, как совести, не указ. Но мы способны при необходимости противопоставить инстинктивной потребности другую, более сильную, исходящую от сознания (которое, кстати, не всегда бывает право), и подавить ею инстинктивное проявление. (Когда-то младенцев и девственниц приносили в жертву надуманным богам, чтобы задобрить их, подавляя выше упомянутые инстинкты).  То есть, инстинкты всё же подвластны нашей воле.
    Инстинкты опыт, нажитый в процессе выживания за многие тысячелетия. Мораль же продукт культурной действительности, порождение текущих обстоятельств, осознанных умом.
   Перечисленные выше инстинкты общественной морали не противоречат, они даже являются одними из её базовых норм, осознанных умом и принятых как безусловная необходимость. Чего не скажешь о других инстинктах, таких как эгоизм, агрессия, соперничество и т. д., которые тоже необходимы, но в культурной среде далеко не всегда безусловно.
       Инстинкты определяют должное в поведении в дикой среде, моральные нормы должное в культурной среде. Поэтому между ними случаются и противоречия, так как для культурной среды не всё дикое приемлемо.
    Но должное в любом случае (хоть в джунглях, хоть в цивилизованном обществе) одно, это необходимость выживать и продолжать род во что бы то ни стало.
    Мы обычно руководствуемся всякими инстинктами вперемешку с сознанием и подопечной ему совестью. Мы можем волевым путём подавить неуместный в данной ситуации инстинкт, но в отдельных случаях (панический страх, дикий голод, страшная боль, вожделение и др.) инстинкты всё же берут верх над сознанием с его волей.
   А вот, когда инстинкты берут верх, о совести речи уже быть не может.
    И о Боге уже не думают.