Моне

Леонид Китайник
С утра вспоминал о подруге,
послал подопечной письмо
и вышел  пройтись по округе,
где мартовский запах лесной.

Потом мы отправимся с сыном
на выставку "ранний Моне",
в чьих сложных пейзажных картинах
столь многое нравится мне.

Руанский собор разнокожий,
буруны в Бель-Иле у скал,
сирень, о которой, похоже,
стихи Мандельштам написал...

И с каждой несказанной фразой
минуты бегут за тобой,
улыбчивый свет темноглазый,
фантазии горький прибой.

-----------------------------------
Короткий рассказ, отчасти чтобы оправдать последнюю строфу. Знатоки живописи могут этот рассказик пропустить, ибо вряд ли узнают что-либо новое для себя.

Во втором катрене речь идет, на самом деле, о двух выставках, одновременно происходящих сейчас в Музее Почетного легиона в Сан Франциско, на красивейшем холме, круто обрывающемся в Тихий океан рядом с одним из чудес света - мостом Золотые ворота, нависшим над входом из океана в залив. Эти две выставки - скульптуры Родена и ранняя живопись Моне. Поначалу в стихотворении упоминались обе выставки, но потом автор решил, что стихотворение - не отчет о культурной программе музея, и остался только Моне. Со времени написания стишка мы уже побывали на обеих выставках. Ох! Столько гениальных произведений редко увидишь за день. Нашу эмоциональную и информационную нагрузку (чтобы мы не взорвались от впечатлений) немного уменьшил тот факт, что немало картин Моне и скульптур Родена из этих экспозиций мы уже видели в других музеях (Метрополитен, Национальная картинная галерея в Вашингтоне, сад скульптур Родена в Стэнфорде) и на "привозных" выставках (импрессионисты из музея д’Орсе и др.). Наверное, если бы стихотворение было написано после сегодняшнего посещения выставки Моне, третья строфа была бы другой. Нынче же в третьей строфе упоминаются экспонаты ГМИИ им. Пушкина в Москве, выдающаяся, хотя и небольшая экспозиция Моне в этом музее. Руанский собор “разнокож”, ибо в зале рядом висят (висели много лет назад, когда я в последний раз там побывал) два разных пейзажа с Руанским собором, разного цвета и освещения. Скалы в Бель-Иле на знаменитой картине Моне помнят все, а о не менее знаменитой “Сирени на солнце” Мандельштам написал не то что “похоже”, а практически наверняка: никто из исследователей, по-моему, не сомневается, что именно эта картина легла в основу замечательного стихотворения “Импрессионизм” (Художник нам изобразил / Глубокий обморок сирени…). Так картины Моне, через века, страны и выставочные залы, продолжают восхищать и вдохновлять нас.