Елизавете Федоровне Уже неприкосновенная

Елена Афанасьева-Корсакова
На фото - великая княгиня Елизавета Федоровна, принцесса Гессен-Дармштадтская


Кто чист -  вне    обсуждения, пусть свет
Неистово   шушукается  сзади,
Она идет, на  зло   людей  не глядя,
Спина пряма, дорога - на рассвет!
С ней  рядом  Тот,  Единый, Кто  не лжет.
А мир?  Ну что ж, клевещет пусть, пусть судит,
Ведь,  от  неё  ни  йоты не убудет,
Ей   главное -  вот  этот поворот
Пройти, и дальше,  дальше- к Восхожденью,
Что гул  бессильных  сплетен и пустых?
Ей   мир   открылся    ценностей иных:
Любви и  Милосердья.  В  единенье.

==================================
" Вскоре после гибели мужа,  великого князя Сергея Александровича, от рук террориста, великая княгиня Елизавета Федоровна продала все свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой.По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сёстры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.
 При её участии в начале 1915 года была организована мастерская по сборке протезов из готовых частей, получаемых в большинстве из Петербургского завода военно-врачебных изготовлений, где имелся особый протезный цех. До 1914 года в России эта отрасль промышленности не развивалась. При личном участии Елизаветы Федоровны в 1916 году была начата работа по проектированию и строительству в Москве первого в России протезного завода, который до настоящего времени занимается выпуском комплектующих к протезам.
После прихода к власти большевиков, отказалась покинуть Россию,  продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители.
После отречения Николая II от престола она писала: «Я испытываю глубокую жалость к России и к ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя»».

7 мая 1918 года  Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского, заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

Трудно думать, чтобы Елизавета Фёдоровна могла представлять опасность для Советской власти, и её арест и высылка могут рассматриваться скорее как… гордый жест по адресу Вильгельма, брат которого женат на родной сестре Елизаветы Фёдоровны…». Историк В. М. Хрусталёв полагал, что высылка на Урал Елизаветы Фёдоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где, как писал историк, собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод.
В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли:

    великий князь Сергей Михайлович;
    князь Иоанн Константинович;
    князь Константин Константинович (младший);
    князь Игорь Константинович;
    князь Владимир Павлович Палей;
    Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
    сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).

Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. До последнего мгновения она заботилась о других...(с)" из Википедии.
В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В молодости  Елизавета Федоровна была необыкновенно  красива. В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил ей известное стихотворение.
 
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!(c)

К. Р.